флаг

  • Рабочие листы
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование. Цели: • выявить на основе практической работы свойства льда и снега; • сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода; • развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; • воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Оборудование: • для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word (2).docx
ТЕМА: ЗИМА Цели урока: ­ изучить природное явление;  ­ развивать интерес детей к предмету;  ­ развивать речь учащихся, внимание, слуховую память; ­ воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: учебник “Я и мир вокруг”, рабочая тетрадь к учебнику по окружающему  миру; мультимедийный проектор, экран, слайды с пейзажем “зима”, раздаточный материал  (листья клена, дуба, березы). Ход урока I. Организационный момент. Учитель:  Звонок прозвенел – отвечай поскорей, Время года какое стоит у дверей? Ученики: Осень. Учитель:  Сегодня, ребята, урок листопада. Вспомнить, узнать нам многое надо. II. Актуализация полученных знаний. Учитель: И сегодня мы узнаем некоторые тайны зимы. Как изменялась погода зимой?  Чем богата зима? Как изменились растения?  III. Сообщение темы и целей урока. Тема нашего урока: “ зима”.  Учитель: Существует примета: если листья, осыпаясь, ложатся изнанкой вверх – это к  урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. IV. Практическая работа. У детей на партах листья. Учитель: Рассмотрите осенние листья. Как вы понимаете “изнанка” и “лицевая сторона”? Физкультминутка: Дети несколько раз показывают внешнюю и внутреннюю стороны ладошек.  Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях  изнанка, то есть внутренняя сторона, выглядит вот так… А это лицевая сторона, то есть  внешняя. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю, и сделайте вывод,  какая будет зима по этой примете. V. Работа с учебником. Учитель: А теперь поработаем с учебником, страница 48. Посмотрите на картинку. Можно ли сразу определить время года? По каким признакам вы  определили время года? Сейчас я прочитаю вам текст, а вы прослушав его ответите на вопрос: “Какие признаки  осени встретились в этом тексте? Физкультминутка:  ­ У вас на партах лежат разные листья, они у всех разные, у одних лежат листья дуба, у  других – клена, у третьих – березы. И сейчас мы немножко поиграем, а заодно и вспомним  с какого дерева какой лист. Я буду называть дерево, а у кого с этого дерева лист – тот  будет подниматься с своего места. Будьте внимательны. VI. Исследовательская работа. Учитель: А вы знаете почему осенью листья с деревьев осыпаются, а на хвойных деревьях они бывают и зимой? Рассмотрите листики и веточки с хвоей у вас на парте.“Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они  поступают по­ другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо очень много влаги. А  вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачивать. К тому же листья зимой  только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и  сучья. Рассмотрите конец черешка, видите какой он гладкий, округлый: листья опали не  оставив ранки на ветках. Почему?  Ученики: листики отмирают постепенно, закупоривая все ранки специальным соком.  Учитель: Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят  питательные вещества. Осенью, там где черешок крепится к ветке, вырастает особый  пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки, словно перегородкой. И, когда  перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. А хвоя – это тоже листики, но они покрыты восковым налетом, плоские и узкие. Они  испаряют меньше влаги, чем пластинки лиственных деревьев, поэтому зимняя засуха им не  страшна. Но все же и у хвойных деревьев бывает листопад. Но он идет понемногу и  постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и  те же листья. Эти и другие сведения вы сможете узнать из Энциклопедий немного позже,  когда научитесь читать. Физкультминутка:  Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает листву. Листья запорхали, Как бабочки на карнавале. Да, ребята, щедра художница осень на яркие краски! Посмотрите, какая бывает золотая  осень в нашем родном крае. (Приложение) И весь этот пейзаж вдохновил нашу землячку, учителя нашей школы Бурьян В. М. на  поэтические строки:  Обронила осень платье Что даровано весной И попробуйте, узнайте, Чей ковер расшит листвой. То ли осени глубокой, То ль превратницы – зимы, Белоснежной, белоокой, Вмиг вступившей на холмы. Учитель: Итак, в течение урока вы были учеными­исследователями. Какие открытия вы  сделали? Ученики: У листа есть изнаночная и лицевая стороны; у хвойных деревьев листья  называют хвоей; деревья сбрасывают листья потому, что зимой им не хватает влаги. VII. Работа в тетради. Теперь давайте еще раз вспомним, какими бывают осенние листья. Откройте тетради (стр.  18). У вас изображены листья, но их забыли раскрасить. Это сделаете вы. Найдите листья,  которые зимой останутся зелеными. Возьмем зеленый карандаш и закрасим их. Листья  березы – желтые, клена – красные, а дуба – коричневые. P.S.: В тетради на пустом квадрате зарисуйте осень цветными карандашами. VIII. Итог урока. У: Молодцы! Вы многое узнали и многому научились на уроке: вести наблюдение,  анализировать, сравнивать и делать выводы. Спасибо за работу! Урок окончен!