Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
ТЕМА: ЗИМА
Цели урока:
изучить природное явление;
развивать интерес детей к предмету;
развивать речь учащихся, внимание, слуховую память;
воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник “Я и мир вокруг”, рабочая тетрадь к учебнику по окружающему
миру; мультимедийный проектор, экран, слайды с пейзажем “зима”, раздаточный материал
(листья клена, дуба, березы).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года какое стоит у дверей?
Ученики: Осень.
Учитель:
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать нам многое надо.
II. Актуализация полученных знаний.
Учитель: И сегодня мы узнаем некоторые тайны зимы. Как изменялась погода зимой?
Чем богата зима? Как изменились растения?
III. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: “ зима”.
Учитель: Существует примета: если листья, осыпаясь, ложатся изнанкой вверх – это к
урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
IV. Практическая работа.
У детей на партах листья.
Учитель: Рассмотрите осенние листья. Как вы понимаете “изнанка” и “лицевая сторона”?
Физкультминутка:
Дети несколько раз показывают внешнюю и внутреннюю стороны ладошек.
Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях
изнанка, то есть внутренняя сторона, выглядит вот так… А это лицевая сторона, то есть
внешняя. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю, и сделайте вывод,
какая будет зима по этой примете.
V. Работа с учебником.
Учитель: А теперь поработаем с учебником, страница 48.
Посмотрите на картинку. Можно ли сразу определить время года? По каким признакам вы
определили время года?
Сейчас я прочитаю вам текст, а вы прослушав его ответите на вопрос: “Какие признаки
осени встретились в этом тексте?
Физкультминутка:
У вас на партах лежат разные листья, они у всех разные, у одних лежат листья дуба, у
других – клена, у третьих – березы. И сейчас мы немножко поиграем, а заодно и вспомним
с какого дерева какой лист. Я буду называть дерево, а у кого с этого дерева лист – тот
будет подниматься с своего места. Будьте внимательны.
VI. Исследовательская работа.
Учитель: А вы знаете почему осенью листья с деревьев осыпаются, а на хвойных деревьях
они бывают и зимой? Рассмотрите листики и веточки с хвоей у вас на парте.“Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они
поступают по другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо очень много влаги. А
вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачивать. К тому же листья зимой
только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и
сучья. Рассмотрите конец черешка, видите какой он гладкий, округлый: листья опали не
оставив ранки на ветках. Почему?
Ученики: листики отмирают постепенно, закупоривая все ранки специальным соком.
Учитель: Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят
питательные вещества. Осенью, там где черешок крепится к ветке, вырастает особый
пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки, словно перегородкой. И, когда
перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки.
А хвоя – это тоже листики, но они покрыты восковым налетом, плоские и узкие. Они
испаряют меньше влаги, чем пластинки лиственных деревьев, поэтому зимняя засуха им не
страшна. Но все же и у хвойных деревьев бывает листопад. Но он идет понемногу и
постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и
те же листья. Эти и другие сведения вы сможете узнать из Энциклопедий немного позже,
когда научитесь читать.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали,
Как бабочки на карнавале.
Да, ребята, щедра художница осень на яркие краски! Посмотрите, какая бывает золотая
осень в нашем родном крае.
(Приложение)
И весь этот пейзаж вдохновил нашу землячку, учителя нашей школы Бурьян В. М. на
поэтические строки:
Обронила осень платье
Что даровано весной
И попробуйте, узнайте,
Чей ковер расшит листвой.
То ли осени глубокой,
То ль превратницы – зимы,
Белоснежной, белоокой,
Вмиг вступившей на холмы.
Учитель: Итак, в течение урока вы были ученымиисследователями. Какие открытия вы
сделали?
Ученики: У листа есть изнаночная и лицевая стороны; у хвойных деревьев листья
называют хвоей; деревья сбрасывают листья потому, что зимой им не хватает влаги.
VII. Работа в тетради.
Теперь давайте еще раз вспомним, какими бывают осенние листья. Откройте тетради (стр.
18). У вас изображены листья, но их забыли раскрасить. Это сделаете вы. Найдите листья,
которые зимой останутся зелеными. Возьмем зеленый карандаш и закрасим их. Листья
березы – желтые, клена – красные, а дуба – коричневые.
P.S.: В тетради на пустом квадрате зарисуйте осень цветными карандашами.
VIII. Итог урока.
У: Молодцы! Вы многое узнали и многому научились на уроке: вести наблюдение,
анализировать, сравнивать и делать выводы.
Спасибо за работу! Урок окончен!