Традиция значимости деталей пришла из живописи. Полноправным действующим героем романа И. А. Гончарова «Обломов» выступает еда.
Натюрморт (с фр. «мертвая натура») – жанр изобразительного искусства, произведение этого жанра, показывающее неодушевленные предметы.
Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, есть они в росписях египетских гробниц. Интерес к предметному быту проявляли художники античной эпохи.
Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII веке в Голландии, где его называли «тихая жизнь». В названии отразилось трепетное отношение к чудесному миру вещей.
Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
В конце XVIII — начале XIX столетия натюрморт стал утрачивать свое прежнее значение. Он ставился в академиях лишь как обучающий материал для молодых художников.
Именно таковы фламандские натюрморты. Поэтому предметы обстановки, отдельные детали внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства персонажей. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Вот уж где любили поесть! «Главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом...»
Это фламандская картина сверхизобилия: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!»
Апофеозом и символом обломовской сытости и всеобщего довольства становится исполинский пирог, который пекли в воскресенье и праздничные дни.
Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, изобильной, благодатной жизни.
Обломов — «уроженец Обломовки», поэтому совместной еде и еде вообще придает он совсем «не петербургский» смысл.
«Кого не любишь, кто не хорош, с тем хлеба в солонку не обмакнешь», — говорит Обломов в разговоре со Штольцем.
В Петербурге Обломов создает свою «петербургскую Обломовку» с «перинами, ларцами, чемоданами, окороками, булками, всякой жареной и вареной скотиной и птицей».
Как и прежде, главной заботой остается обед, а «первый друг его — повар», замененный вскоре на кухарку.
В натюрмортах фламандцев мы понимаем неподдельный интерес художников к изображению предметов быта: в них нашло отражение жизни человека, науки того времени, развития страны.
Это «энциклопедия» времени, дающая еще и эстетическое наслаждение.
Роман И. А. Гончарова можно сравнить с «натюрмортом литературным», в котором каждая деталь важна и несет особую смысловую нагрузку.
Гончаров «изобрел» новый способ характеристики персонажа. Без описаний быта, еды, таких же ярких, как на полотнах фламандцев, мы бы не раскрыли характера Обломова в той полноте, в какой показал Гончаров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.