Традиция значимости деталей пришла из живописи. Полноправным действующим героем романа И. А. Гончарова «Обломов» выступает еда.
Натюрморт
(с фр. «мертвая натура») – жанр изобразительного искусства, произведение этого
жанра, показывающее неодушевленные предметы.
Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, есть они в росписях египетских гробниц. Интерес к предметному быту проявляли художники античной эпохи.
Как самостоятельный
жанр натюрморт сформировался в XVII веке в Голландии, где его называли
«тихая жизнь». В названии отразилось трепетное отношение к чудесному миру
вещей.
Но интерес к натюрморту
появился в голландской живописи гораздо раньше.
В конце XVIII — начале XIX столетия натюрморт стал утрачивать свое прежнее значение. Он ставился в академиях лишь как обучающий материал для молодых художников.
Именно
таковы фламандские натюрморты. Поэтому предметы обстановки, отдельные детали
внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства
персонажей. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Вот уж где любили поесть! «Главною заботою была кухня и обед. Об обеде
совещались целым домом...»
Это фламандская
картина сверхизобилия: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам!
Какая птица воспитывалась!»
Апофеозом и символом
обломовской сытости и всеобщего довольства становится исполинский пирог,
который пекли в воскресенье и праздничные дни.
Пирог в народном
мировоззрении – один из символов счастливой, изобильной, благодатной жизни.
Обломов — «уроженец
Обломовки», поэтому совместной еде и еде вообще придает он совсем «не
петербургский» смысл.
«Кого не любишь, кто не хорош, с тем хлеба в солонку не обмакнешь», — говорит Обломов в разговоре со Штольцем.
В
Петербурге Обломов создает свою «петербургскую Обломовку» с «перинами,
ларцами, чемоданами, окороками, булками, всякой жареной и вареной скотиной и
птицей».
Как и прежде, главной заботой остается обед, а «первый друг его — повар», замененный вскоре на кухарку.
В натюрмортах
фламандцев мы понимаем неподдельный интерес художников к изображению
предметов быта: в них нашло отражение жизни человека, науки того времени,
развития страны.
Это «энциклопедия»
времени, дающая еще и эстетическое наслаждение.
Роман И. А. Гончарова
можно сравнить с «натюрмортом литературным», в котором каждая деталь важна
и несет особую смысловую нагрузку.
Гончаров «изобрел» новый способ характеристики персонажа. Без описаний быта, еды, таких же ярких, как на полотнах фламандцев, мы бы не раскрыли характера Обломова в той полноте, в какой показал Гончаров.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.