Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников

  • Работа в классе
  • ppt
  • 26.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из задач работы классного руководителя является стремление сделать так, чтобы ребёнок смог адаптироваться в обществе.
Иконка файла материала Фольклор как средство восптания.ppt

Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников

в МБОУ СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов

« Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми.»
А.С.Макаренко

Одной из задач работы классного руководителя является стремление сделать так, чтобы ребёнок смог адаптироваться в обществе.

Игровой фольклор - это вообще бесценный опыт осмысленного действия ребёнка в той или иной ситуации. Именно он направлен на то, чтобы ребёнок не растерялся в непредвиденной ситуации, был готов к ней, не испытывал стрессовых ощущений.

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, они образуют фундамент, на котором основывается развитие его нравственных чувств . На этом и строится программа курса « Народная игра, песня, танец». Ведь народные песни, танцы и, особенно, игры являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самодеятельности и организованности.

Средства фольклора помогают сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Создают оптимистическую детскую картину мира.
Позволяют детям усвоить добродетели; направленность и открытость их к добру.
Способствуют воспитанию чувства патриотизма.
Приобщают к опыту православной культуры, знакомят с формами традиционного семейного уклада.

Почему курс «Народной игры, песни и танца» легко усваивается детьми?

Сознательность и активность.

Доступность.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

в 1-х классах большое время на уроке отводится на игры, потешки,
в 4-х классах – на работу над песней, танцем, обрядом

Мероприятия, проводятся по  параллелям.  Такие мероприятия больше сплачивают коллектив, помогают узнать друг друга,  развивают здоровый дух соперничества,   воспитывают толерантное сознание учащихся.

систематичность и последовательность
связь теории с практикой, обучения с жизнью
воспитание в процессе обучения

Фольклорное направление пронизывает всю нашу педагогическую деятельность : урочную , внеурочную, внешкольную и общественно - полезную.

Дети знакомятся с народным творчеством не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, когда работают с текстами данной направленности, записывают по памяти загадки, потешки, скороговорки и т.п., на уроках математики решают задачи с условиями на основе русских народных сказок.

На уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях узнают историю предметов старинного русского быта.

На уроках технологии и изобразительного искусства продолжают эту работу.

Выполняют коллективные работы.

Знакомятся с прикладным народным творчеством.

Выполняют проекты.

Внеурочная деятельность.

Фольклорный компонент в большей мере у нас включён именно в эту деятельность и представлен курсом «Народная игра, песня и танец». Организуют этот курс наши замечательные педагоги дополнительного образования

Народные песни, потешки, частушки, которые развлекают детей, создают бодрое настроение, знакомят с обычаями играют немалую роль в их воспитании.

Народные танцы.

Важную роль в духовно - нравственном воспитании обучающихся играют православные праздники . Праздник - это , прежде всего , радость , новые яркие впечатления , красочность , творчество .

Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный мир русского народного творчества, народной действительности, познакомит ребят с традициями и обычаями русского народа; сценарий рассчитан на то, что учащиеся не просто зрители, они активные участники.

Наум-граммотник.

Дети узнают историю этого праздника, вместе с классным руководителем готовят скороговорки, собирают загадки, репетируют инсценировки, принимают активное участие.

Праздники календарные приносят не меньше радости. Они всегда всегда яркие, живые, богаты жанровостью, просты в разучивании, красивы для исполнения, полны красок.

Закликание весны.

Во время подготовки и проведения фольклорного праздника «Закликание весны» дети на уроках труда заранее изготавливают бумажных птичек (жаворонушек). Ребята украшают их по своему вкусу выходят во двор школы, поют песни-заклички и вешают своих жаворонушков на ветви деревьев.

Масленица.

Частым гостем нашей школы является народный коллектив «Калинушка», участники которого помогают нам разнообразить воспитательный процесс младших школьников: знакомят с традициями рождественских дней, с народными инструментами – солист ансамбля представил ребятам саратовскую и тульскую гармонику, свирель, балалайку, рожок.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» Д.С.Лихачёв.