План-конспект урока в 5 классе (№5)
Тема: «Что за прелесть эти сказки…»
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Задачи: Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы, - продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность, - сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»
- знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний, - развивать образное мышление, - развитие творческой активности учащихся, - развивать навыки анализа музыкального произведения, - через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки
Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах
- воспитание музыкальной «слушательской» культуры
Ход урока.
1. Организационный этап.
Музыкальное приветствие. Повторение.
Учитель: Дорогие ребята, я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Итак, мы готовы к работе, начинаем урок, садитесь.
Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.
И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания).
-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Учитель: - Скажите, что послужило литературной основой «Кикиморы»?
Ученики: Основой стало народное сказание.
Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.
- Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
(Произношу с подсказками детей)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит…»
Учитель: - Любите ли вы сказки?
Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.
3. Актуализация знаний.
Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»
- Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?
Ученики: А. С. Пушкин
Учитель: Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»
(Ученики записывают тему в тетрадь)
Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов
Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: Я хочу представить своих помощников. К нам на урок я пригласила двух знатоков русской музыки. Они подготовили друг другу вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге нам расскажут что-то интересное.
(Знатоки выходят к доске)
Первый знаток: Когда и где родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?
Первый знаток: Все Римские – Корсаковы служили на флоте. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет. Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?
Первый знаток: Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни». Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?
Второй знаток: Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?
Первый знаток: Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев. Был ли он участником содружества русских композиторов «Могучей кучки»?
Второй знаток: Вместе с Бородиным, Мусоргским, Кюи, Балакиревым он входил в «Могучую кучку». Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?
Первый знаток: Да, он был прекрасным дирижёром. Сколько лет прожил композитор?
Второй знаток: Он прожил 64 года.
Учитель: Спасибо нашим знатокам. Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.
– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…
Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту. – Ребята, а что означает слова «сюита»?
Ученики: Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
(Записывают в тетрадь)
Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.
Учитель: Сформулируете определение программной музыки.
Ученики: Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?
Ученики: Шахриара и Шехеразады.
4. Слушание музыки.
Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.
- Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(Слушание музыкального фрагмента)
Учитель: - Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?
(Использование карточек «Эмоциональные термины»)
Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.
Учитель: Как вы это почувствовали?
Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.
Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…
Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?
Ученики: скрипка, арфа.
5. Двигательная импровизация.
Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и должны своими движениями танца очаровать хозяина. (Звучит видео - ряд. Дети повторяют движения восточного танца).
6. Релаксация.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь услышал, что ещё передаёт в музыке композитор? Какой образ?
Ученики: Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.
(Ученики смотрят видео – ролик «Шум моря»)
7.Вокально-хоровая работа.
Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок? Ученики: Нет.
Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?
(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни).
Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?
Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.
(Распевания. Разучивание мелодии 1 куплета с текстом по фразам).
8.Контроль усвоения.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению, и я надеюсь, вы приобрели новые знания. И хотела бы убедиться в этом. Проведём небольшой тест. Я уверена, вы справитесь.
( На партах у каждого лежат небольшие листочки с заданием)
Учитель: Ребята, прошу вас прочитать внимательно все понятия музыкальные и правильно стрелочкой соотнести к пояснению.
(Выполняют задание)
Учитель: Ребята, а теперь обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверьте своих товарищей, сверяя с доской. Если все ответы верны, ставьте оценку «5» , а если один неправильный ответ – оценка «4».
9. Информация о домашнем задании.
Учитель: Ребята, выберите себе из 3-х одно домашнее задание по душе:
- составить кроссворд по теме урока
- представить презентацию «Дружба музыки и литературы»
- нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»
10. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.
– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
- Сегодня я узнал, что без сказки………?
- Сегодняшние знания я могу применить…..
- Больше всего мне понравилось……
- Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
- Я узнал, что программная музыка – это…..
Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Я благодарю своих помощников знатоков русской музыки, которые мне помогали. Вы хорошо все потрудились, показали свои знания и умения. Каждый за работу на уроке получает оценку «5».
Фольклор - |
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
|
Сюита –
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» |
Программная музыка - |
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
|
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова? |
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности. |
Фольклор - |
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
|
Сюита –
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» |
Программная музыка - |
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
|
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова? |
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности. |
Фольклор - |
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
|
Сюита –
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» |
Программная музыка - |
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
|
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова? |
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности. |
Фольклор - |
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
|
Сюита –
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» |
Программная музыка - |
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
|
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова? |
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.