"Фольклорные праздники"

  • docx
  • 07.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект Фольклорные праздники.docx

 

Конспект  « Разработка и постановка фольклорных праздников»

 Фольклорный  праздник «Русские посиделки»

Цель: Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, знакомить с разными видами игрового и потешного фольклора.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

Содействовать пониманию национального колорита музыки. Танцев, песен русского народа.

Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение.

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Доставить детям радость.

Предварительная работа

Знакомство с традициями;

Слушание русских народных песен;

Разучивание народных игр, элементов русской пляски;

Разучивание стихов, их обыгрывание.

Знакомство с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

Декорации: деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами и т. д. на столах рушники, самовар, посуда.

Звучит русская народная мелодия

Ведущая.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод!

А играли как! В горелки!

Ах, горелки, хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Под русскую народную мелодию на середину зала выходят хозяин с хозяйкой.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно смотреть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большойпраздник радостный! По старинному обычаю посиделками называется.

Хозяин. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Заходят гости, 6 человек.

Хозяйка. Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Один из гостей. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Один из гостей. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяин усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Один из гостей. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, себя показать.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Один из гостей. Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Гость. Ехали мы мимо, да завернули до дыма.

Хозяйка усаживает гостей, входит следующая группа детей.

Хозяин. Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – присказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость. Гостям, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте да не в обиде! Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.

Все (поют)

Так что ж, погуляем

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше…

Гостья. Мужики здесь – мастера,

Ловко правят все дела.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.

Гость. А как праздник настает, весь народ гулять идет. Вот и девицы красавицы…

Девочки танцуют под песню «Весна - красна»

Хозяйка.

Небылицы в лицах

Сидят в теремках-светлицах.

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас.

Гости – дети исполняют шутливые диалоги.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег!

А велика ли дыра?

Остался ворот да рукава!

Фома, а у тебя дома тепло?

Тепло! На печи в шубе согреться можно!

Хозяйка. Сынок, сходи за водой!

Ребенок. Живот болит!

Хозяйка. Сынок, иди кашу есть!

Ребенок (встает, потягивается). Раз мать велит, надо идти!

Хозяин спрашивает гостью – воспитателя:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют! Шьют да поют!

А матушки?

Порют да плачут! Порют да плачут!

Ведущая.

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец!

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяйка. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет свое уменье показать?

Выходят 3 девочки.

Хозяйка. Как песня начнет звучать, надо ниточку в клубок смотать. А как мы кончим петь, так и вам хватит ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»

Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелее?

Сравнивает клубочки. Хвалит победительницу и остальных участниц.

Хозяин (мальчикам). А вы, ребята, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, и вам поиграть захотелось. И для вас у меня есть игра-забава (поет и пляшет) Эх, лапти, да лапти, да лапти мои… (Показывает лапти.) И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?

Выходят мальчики на две команды. Проводится соревнование «Кто быстрее»

Хозяйка. Дольше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Гость. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить!

Хозяйка. Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.

Три сороки тараторки тараторили на горке!

Хозяин. И для этих гостей (показывает на родителей, званных да почетных я приготовил скороговорки. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте- ка скорей да скажите веселей.

Желающие участвуют в конкурсе скороговорок.

Хозяин. Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получилось!

Хозяйка.

А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку.

Зная, знаю наперед –

Вы смекалистый народ!

Ребенок.

Деревянная подружка.

Без нее мы, как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Дети. Ложка!

Ребенок.

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Хозяйка. А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем. Подходите, разбирайте, оркестром вместе заиграйте!

Оркестр ложкарей «Русская плясовая»

Гостья- воспитатель. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник! Нынче гуляшки, завтра гуляшки – останешся без рубашки.

Хозяин (к гостье). Акуля, что шьешь не оттуля?

Гостья. А я, батюшка, еще пороть буду!

Хозяин. Ну пори, да не ворчи! А мы хоровод заведём.

Хоровод «Солнышко»

Хозяйка. Там где песня льется, там легче живется! Запевайте песню шуточную, прибауточную.

Дети поют частушки.

1. Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

2. Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Балалайка заиграла,

Я не удержалася.

3. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

4. У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

5. Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Хозяйка.

Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок.

Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль любили поплясать.

Исполняется «Кадриль»

Хозяин. Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством и угощением знатным.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать?

Все. Блинами!

Исполнение песни «Мы давно блинов не ели»

Хозяйка. Гости, будьте же здоровы!

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Мы вас к чаю приглашаем!

Хозяйка. Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Хозяин. «С чая лиха не бывает!»-

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Хозяйка. Дорогие гости! Приглашаем вас за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Хозяин и Хозяйка. Тары-бары, растабары! Выпьем чай из самовара с сушками, ватрушками и блинами вкусными! Приятного аппетита!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

По теме « Разработка и постановка фольклорного праздника»

 


 «По фольклорным тропинкам»

Форма: путешествие

Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:

  • Обеспечить повторение и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

ІІ. Развивающие:

  • Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
  • Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

III. Воспитательные:

  • Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.
  • Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.
  • Прививать любовь к русскому фольклору.

Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1. Карточки с названием темы и этапов занятия.

2. Наборы пословиц и поговорок

3. Платок.

4. Рисунки с зашифрованными известными пословицами.

5. 9 пуговиц, корзина, 11 бумажных следов - «кочек».

6. Цветной мел.

7. Смайлики.

8. Ларец с конфетами.

9. Полоски-сигналы трех цветов (красный, желтый, зеленый).

10. Магниты.

ІІ. Дидактический материал для воспитанников:

1. Бумага и авторучки.

III. Материально техническое оснащение занятия:

1. Компьютер для музыкального сопровождения занятия (записи народной музыки, плясовой, частушек).



Использованная литература:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.

3. Бондаренко О. Э. Праздники христианской Руси. / О. Э. Бондаренко. М.-1996.

4. Дополнительное образование и воспитание. №8, 2008.

5. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. — М. 2003.

6. Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. М., 1964.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000.

8.Русский фольклор/Сост. и примеч. В.Аникина. – М.: Худож. лит.,1985.

9. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Ход занятия

I этап занятия:

Педагог: - Здравствуйте, люди добрые, милые детки, дорогие гости!

Рада видеть вас! Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство.

Предлагаю вам отправиться туда, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя.

Коль вспомните изученные жанры УНТ, да все загадки разгадаете и задания выполните, да в игре себя проявите, да потешите гостей дорогих песней народной, частушкой или пляской, то достойны будете зваться добрыми молодцами и красными девицами.

Готовы? В добрый путь!

II этап занятия:

- Впереди раскинулись острова фольклорных жанров. Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.



  1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).



  1. Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка).



  1. Тара-бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить. (Считалка).



  1. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (Частушка).



  1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

(Сказка).



  1. Ах, поет, поет Соловушка!

Ах, поет, поет Молоденький;

Молоденький, хорошенький, пригоженький! (Пестушка)



  1. Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).



  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).



  1. Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка. (Закличка).



  1. Федя – бредя съел медведя,

Упал в яму, кричал маму. (Дразнилка).



  1. С гоголя – вода,

С младенца – худоба

Укатись вся!



– Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!



Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей! (Приговорки).



  1. Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайцы водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алеше на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько. (Колыбельная).



- Молодцы, ребята! Хорошо малые фольклорные жанры знаете.

Причалили мы к заставе Молодецкой, а вокруг нее владения Лешего и Кикиморы. Настало время свою удаль показать. (Выходят ребята).

- Приготовьтесь к первому испытанию на меткость. Выберите трех самых зорких да метких. Каждому я дам по три листа бумаги. Вам необходимо с помощью одной руки смять бумагу и попасть в корзинку. Попадете, хоть по одному разу, – пройдете первое испытание..

- А теперь проверим, насколько вы сильные и проворные.

(Раскладываются кочки).

Ступая строго по кочкам, 2 мальчикам нужно пройти с одного края болота на другой, не оступившись, и пронести на спине красну девицу. Остальные идут друг за другом. Коль успешно преодолеете препятствие, нам можно будет далее путь продолжить.

Удачи и успеха вам!

- Впереди село Праздничное. В нем живут русские фольклорные праздники. Возьмите листок и карандаш, и пока будет звучать музыка, запишите названия известных вам фольклорных праздников, не менее пяти! (Масленица, Пасха, Троица (Красная горка), Семик (Русальная неделя), Иван Купала, Петровки, Спасовки, Покров, Новогодье, Рождество Христово, Крещение…).

( Включить музыку на 3 минуты).

…………………………

- А вот и столица государства – город Фольклорный. Стольный город стоит на горе Веселой.

А чтобы взобраться на нее и спуститься благополучно, добрым молодцам и красным девицам нужно порадовать гостей доброй песней, веселой пляской или задорными, звонкими частушками.

- Милости просим! (Выступление детей).

- Ай, потешили, позабавили и порадовали! Благодарствуем.

Впереди мост Пословиц. По нему пройти можно, выполнив 3 задания не менее чем наполовину.

Первое для всех: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку. Через мост не пройдете, если не прочитаете больше 3 шифровок!

(1 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 – Нашла коса на камень.

3 – Куда иголка, туда и нитка.

4 – Для милого дружка и сережка из ушка.

5 – Яблоко от яблони недалеко падает.

6 – На воре и шапка горит).

Второе задание для каждого из вас: рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить… и выразительно прочитать.

1. Доброе слово лучше всякого пирога.

2. Золото из земли добывают, а знания из книги.

3. Не спеши языком, торопись делом.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. Добрый пример лучше ста слов.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. От добра добра не ищут.

8. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

9. Почитай учителя как своего родителя.



* Третье задание общее: Найдите пару пословице. (9 пословиц). Здесь начало пословиц, а здесь – их окончание.

1.Не узнав горя,

не узнаешь радости.

2.Красна птица пеньем,

а человек уменьем.

3.Поменьше говори,

побольше услышишь.

4.Люблю того,

кто не обидит никого.

5.Добро сотворить -

себя увеселить.

6.Не дразни собаку,

так не укусит.

7.Добрый человек

в добре проживет век.

8.Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

9.С кем поведешься,

от того и наберешься.



Река Сказочная на горизонте. Чтоб продолжить путь и переплыть через нее на Загадочный берег, надо ответить на вопросы и определить названия народных сказок. Руки поднимаем, четко отвечаем, о какой сказке идет речь:

  1. Колотил, колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

(«Лиса и журавль»)



  1. Кто-то за кого-то ухватился цепко.

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но ее помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд!

(«Репка»)



  1. А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь»)





  1. Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок – золотой гребешок»)



  1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(«Снегурочка»)



  1. Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Аленушка и братец Иванушка»)



  1. – Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едятся!

- Кто с кем разговаривает? И как называется сказка?

(печка девочке, «Гуси-лебеди»)

8. – Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:

«По щучьему веленью,

По моему хотенью».

(Щука Емеле из р.н.ск. «По щучьему велению»)

9.- Какое настоящее имя царевны-лягушки?

(Василиса Прекрасная)



- Вот мы и на Загадочном берегу. Вы, наверное, помните, ребята, что герои в сказках часто должны разгадать загадки, чтоб спасти свою жизнь, вернуться домой, а иногда и невесту обрести.

- Часто загадки очень непростыми оказываются.

И от чьего имени я загадки вам загадывать буду, вам тоже разгадать придется:

- Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла. (баба Яга)

- Не забывайте руку поднимать, выкрикивать не надо.

У всех есть право ответить 1 раз, пока не прозвучит отгадка.

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени).

2. Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех?

(Трое).

3. Когда дурак умен бывает? (Когда молчит).

- А в какой форме эти загадки существуют? Это уже вопрос от меня.

(1 и 3 – загадки – вопросы, 2 – загадка – задача).

- Молодцы! Со всеми загадками справились.



- Перед нами поляна Игровая.

В какую игру поиграть желаете? (предлагают дети)

Но чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? …

- Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех. В игре допустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность? …

- Нет! А что всегда ценится в игре? Верно. Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание и чуткость.



Кто напомнит правила игры?

( Ребята вспоминают правила и играют).



III этап занятия:

- Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству. В течение всего нашего путешествия каждый этап пути я отмечала определенным цветом. Что каждый из них значит? (Ответы детей).

- Правильно. Зеленый цвет означает, что с испытанием вы хорошо справились, желтый – с ошибками, а красный – не прошли этап. Какой вывод сделать можно, глядя на эти цвета-маячки? (Вывод формулируют обучающиеся, при необходимости помогает педагог).

- Испытания прошел – получи награду! В волшебном ларце для вас сладкие призы.

(сладости в шкатулке)………..

- Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.

(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).

- Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!