Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."
Оценка 5

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
классное руководство
7 кл
07.02.2017
Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."
Публикация является частью публикации:
Открытое мероприятие от Рождества до покрова.docx
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»  УТВЕРЖДАЮ заместитель начальника училища  по воспитательной работе _______________А.Пыжов «___»___________ 2017 г. ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ фольклорный праздник на тему: «От Рождества до Покрова» Выполнила  Чернышёва И.Г., педагог­организатор 3­го курса 7 класса Обсуждено на заседании  педагогического совещания 3­го курса Протокол №  ___   от  « __  »  ________  2017 года Старший воспитатель (начальник курса)   Рысаков И.А. УТВЕРЖДАЮ Старший воспитатель (начальник курса) И.А. Рысаков «   » января 2017 г. Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Фольклорный праздник «От Рождества до Покрова» Методическая цель:  трансляция  педагогического   опыта  приобщения суворовцев     к   культурным   традициям   народа   на   основе   использования инновационных педагогических технологий   Цель:  формирование   у   обучающихся   представления   о   традициях   и обрядах древних славян. Задачи: Образовательная:  познакомить  с   основными   обрядами   и   праздниками   календарно­ земледельческого цикла. Развивающие:  развивать   познавательную   активность,   эмоциональность,   творческие способности суворовцев;  расширить кругозор. Воспитательная:  воспитывать   у   суворовцев   интерес,   любовь   и   уважение   к   народному творчеству.  Формируемые универсальные учебные действия: Личностные: оценка   своих   личностных   качеств   с   точки   зрения   их   реализации   в процессе участия и выполнения заданий. Коммуникативные: умение работать в команде, аргументировано высказывать свое мнение.  Регулятивные: планировать   алгоритм   выполнения   задания,   корректировать   работу   в процессе ее выполнения, давать оценку своему мнению и мнению других. Познавательные: анализировать и систематизировать полученные знания, самостоятельно делать выводы. Педагог­организатор                                                                  И.Г. Чернышева 26.01.2017 г. Применяемые технологии № п/п Название современных  образовательных технологий,  применяемых в учебно­ воспитательном процессе 1. ИКТ 2. 3. Игровая Здоровьесберегающая 4. Шоу­технология Этапы   мероприятия,   на   которых технология применяется На всех этапах мероприятия На всех этапах мероприятия Организационно­ этап, этап рефлексии Организационно­деятельностный этап   деятельностный 5. Коллективного творческого дела 6. Кластер Организационно­ этап, этап рефлексии Этап рефлексии   деятельностный Оборудование:  компьютер,   экран,   проектор,  аудио   и   видеооформление, раздаточный материал. Форма проведения: фольклорный праздник Класс, взвод: суворовцы 2 роты (3 курс) Место проведения: комната досуга роты Дата проведения: 02 февраля 2017 г. Время: 16.00­17.00 Ход мероприятия Организационный этап (подготовительный): 1. 2. Подбор аудио и видео оформления. Подготовка помещения для проведения мероприятия Этап мотивации и целеполагания: Педагог­организатор читает стихотворение Активизации   познавательной   активности   суворовцев   через   ответы   на вопросы что такое «традиции», «обычай», «обряд» Ценность сохранения народных традиций Организационно­ деятельностный этап: Рассказ   педагога­организатора   о   земледельческом   календарном   круге славян. Традиции и праздники зимнего цикла Просмотр видеосюжета о зимних праздниках Показ педагогом­организатором совместно   с суворовцами фрагмента святочных гаданий Масленица и закликание весны. Просмотр видеосюжета «Русальная» или  «Гряная» неделя. Традиции и обряды. Обряд «Похороны русалки», его значение. Проведение конкурса на лучший костюм «русалки» Традиции празднования Ивана­Купалы Проведение игры «Водяной» Жатва.«Дожиночные» песни, обряд «последнего снопа» Проведение конкурса на лучшее изготовление снопа из пластилина 3. Этап рефлексии: Ответы суворовцев на вопросы: надо ли сохранять народные традиции? Зачем возрождать народные традиции? Работа в группах: оформление календарного круга. Суворовцы читают стихотворение «Культура русская» Подведение итогов занятия, награждение победителей. (слайд № 1) Здравствуйте ребята. Сегодняшнее наше мероприятие я хочу начать вот с  этих слов:          (слайд № 2) Очень часто за событиями  И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны  Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину! И   сегодня   мы   с   вами   повернем   часы   истории   и   время   вспять   и   немного прикоснемся к нашей истории, обрядам  и традициям нашего народа.  (слайд № 3) А   что   же   такое   традиция,   обычай,   обряд?   Как   вы   думаете,   эти   понятия похожи? (ответы суворовцев) (слайд № 4)   «Традиция»,   «обычай»,   «обряд»  ­   важнейшие   элементы   культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации  и  обычно  бывают  связаны   с  воспоминаниями   о   той, «ушедшей Руси». Ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят   духовный   облик   того   или   иного   народа,   его   уникальные особенности, аккумулируя  в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа.  Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.  Традиции русского народа очень древние и   берут   свое   начало   еще   с   языческих   времен.   А   как   вы   думаете,   чему поклонялись древние русичи? (ответы суворовцев)  Правильно, ведь от погодных условий, солнца и дождя зависела жизнь людей.  Как вы думаете, что я сейчас нарисовала?  (ответы суворовцев).   А теперь   во что превратился этот  круг?  (ответы  суворовцев).   Что можно вписать   в   сектора   круга?  (ответы   суворовцев).    На   самом   деле   многие события   в   нашей   жизни   связаны   с   кругом,   например   год..это   тоже   круг, который состоит из 4 времен года и 12 месяцев.  И это не простой круг, это круг   календарный.   Еще   древние   славяне   понимали,   как   происходит   смена времен года и весь их быт был строго подчинен законам природы. (слайд № 5) Первой заботой славян в их повседневной жизни и во время праздников  был урожай. И все обряды, которые проводили славяне  в течение года так  или иначе направлены  именно на то, чтобы уродился хлеб, да всякая нечисть  не помешала сбору урожая. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми  обычаями наших предков. (слайд № 6)       Весь год славян­земледельцев зависел от основных дат­ дней летнего  и  зимнего солнцестояния и дней весеннего и осеннего равноденствия и  делился  на две половины: летнюю — время пахоты, сева, обеспечения урожая, его  сбора, и зимнюю — время подготовки к новому урожаю Главным  зимним  праздником славян был праздник начала земледельческого года — Новый год. (слайд № 7) После принятия христианства у славянских народов этот праздник  совпадал с праздником Рождества и святками, которые следовали за  Рождеством: в течение 12 дней славяне праздновали начало нового  солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а  зима — на мороз.        По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая,  возрождения всей природы: в это время, самое темное в году, нечистая сила  вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки  бывали "святые вечера" и "страшные вечера", и во время праздников по  улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями­колядками, но и  ряженые в образе чертей и прочих демонов        В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее  смешной и нестрашной для людей и всего мира. На святки гадали о будущем  урожае и о судьбе. Девушки пытались узнать имя своего "суженого" —  будущего мужа. Святки продолжались две недели со святочными вечерами и  гаданиями. Девушки гадали в ночь перед Новым годом, перед Рождеством и  Крещением. Гадания были разными. Девушки ходили к соседям спрашивать  имя хозяина, чтобы узнать имя будущего мужа, кидали за ворота башмачок,  чтобы определить сторону, куда выдадут замуж, брались на ощупь ночью за  колья плетня, обвязывали их полотенцем или лентой, чтобы узнать ­ высокий  или маленький будет муж. Заканчивались Святки 19 января (по новому  стилю) праздником Крещения Господня. Гадали по­ разному и один из видов таких гаданий назывались подблюдные. И  сейчас я вам  покажу, как же  происходило такое гадание.  (Проводиться  гадание)   1. Ой, ползёт жучок по завалинке. Волокёт добро на мочалинке.  Ой, кому поём, ой, тому добро. Кому прийдется, тому сбудется.  (К богатству) 2. Коло луночки две голубочки. Всё голубочки, всё целуются.  (К свадьбе) 3. Не ходи, курка, за воротики. Чужи петухи хохол выбьют. (Если любишь — люби одного, других не люби) 4. За рекой хомут, за другой — дуга. Перекину я дугу к тому хомуту.  (К свадьбе) 5. По саду хожу, я салфетки стелю. Я ещё похожу, я ещё постелю. (К дороге) 6. По саду хожу, а я вишни рву. Я еще похожу, я ещё посорву.  (К слезам) 7. За рекой мужики все богатые Гребут денежки все лопатою (к богатому супругу) 8.Ой вы саночки малеваночки Только сести на вас да поехати (к дальней дороге на чужую сторону)     (слайд № 8)     Ну вот и подходит  к концу зима, заканчиваясь самым веселым праздником можно   считать   праздником   проводов   зимы.   Как   он   называется?  (ответы суворовцев).  А чем же народ занимался на Масленицу? (ответы суворовцев). Правильно, а еще в период между Крещением и Масленицей играли свадьбы и вообще   молодежь   на   Масленицу   собиралась   большими   компаниями   и проводили   разные   игры.   Смысл   которых   сводился   к   одному­   найти   себе жениха или невесту. Вместе с Масленицей сгорала и зима. А проводив зиму начинали встречать весну.   (слайд № 9)   День весеннего солнцестояния 22 марта,   когда   день   был   равен   ночи,   считался   днем   пробуждения   земли;   он совпадал   с   христианским   праздником   Благовещения.   До   Благовещения спящую   Мать­землю   нельзя   было   тревожить   полевыми   работами,   пахать, вбивать в нее колья и т.п., в противном случае наступят засуха и неурожай. В день   весеннего   равноденствия,   22   марта,   дети   пекли   из   теста   маленьких птичек­   жаворонков,   и   выходили   в   поле   закликать   вену…   пели   весенние песни­заклички. ( прослушивание аудиозаписи) .  (слайд № 10) Одним из самых таинственных и загадочных праздников весеннего цикла был семик, или зеленые святки. Это так называемая семицкая или троицкая неделя   .   По   народному   поверью   это   время   пребывания   русалок   на   земле, когда они могут вступить с человеком во вредоносный контакт. Поэтому эту неделю еще называют русальной или гряной. Гряная от слова  играть. Так как песни все в старину не пели.. а играли. По представлениям русских, время разгула   русалок  соответствовало   периоду   цветения  ржи.  Русальная   неделя была   насыщена   обрядами,   обычаями,   запретами,   соблюдение   которых связывалось в народном сознании с временным появлением русалок на земле и обуславливалось желанием крестьян избежать их вредоносного воздействия. Она   осмыслялась   как   праздничное   время:   устраивались   общие   трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми.    Повсеместно бытовал запрет на большие (полевые) работы; крестьяне старались   не   ходить   в   лес   и   по   посевам   в   одиночестве,   не   водить   в   лес лошадей и скотину, не купаться, особенно в полдень и полночь. Женщины считали,   что   на   русальной   неделе   нельзя   полоскать   белье,   белить   холсты, заниматься работами, связанными с прядением, ткачеством, шитьем.  В конце этой недели устраивались  Проводы русалки или похороны русалки.   Праздник символического изгнания русалок в поля за деревню подальше от  человеческого жилья. Русалок изображали ряженые в образах устрашающей  нечестии, чучело в "бабьем" наряде или в образе ряженого коня. Ритуальное  изгнание русалок происходило вечером, нередко ­ в полночь. Традиционно их  выпроваживали в ржаное поле, за деревню ­ за околицу, за лес, к реке ­ в  места, которые осмыслялись в народе как пограничные между мирами  мертвых и живых. А сейчас я хочу предложить вам самим нарядить русалку.. Как я уже говорила, наряжали не только женщин¸ но и мужчин.  (конкурс на лучшую «русалку») А пока наши участники наряжают русалку, мы послушаем, какие же песни пелись… ( прослушивание аудиозаписи) (слайд № 11) Итак, наступает лето… самое горячее время для земледельцев. Поэтому праздновать то особо крестьянам и некогда.  День летнего солнцеворота (22 июня) также был одним из главных праздников у славян.           В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через   костры.   Этот   день   был   близок   дню   Иоанна   Крестителя   —   в восточнославянской  традиции  Иван Купала  и  с приходом  христианства  на Русь   языческий   и   церковный   праздник   перемешались.   Церковь   запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались "бесовскими игрищами". Считалось,   что   травы   в   ночь   на   Купалу   приобретают   чудодейственную, целебную   силу,   поэтому   их   собирали   ведуньи.   Нечистая   сила   также   была особенно опасна в этот день; ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы — сжигали   на   купальских   кострах.   И   так   же   как   в   масленицу   молодежь проводила различные игры. Одна из них была игра водяной.  ( проводиться игра «Водяной») Водяной Ход   игры:     Водяной   (водящий)   сидит   в   кругу   с   закрытыми   глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами: Дедушка водяной,  Что сидишь ты под водой?  Выгляни на чуточку,  На одну минуточку. Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. Как я уже говорила, лето жаркая пора для крестьян, праздновать и  отдыхать им было некогда­ жатва, сбор и заготовка урожая  на долгую зиму… Но во время сбора урожая тоже пели особые песни­ жатвенные. Они помогали крестьянам в их нелегком труде. Жатву необходимо было закончить как  можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща,  «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»):  так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из  общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские » песни  (слайд № 12)       Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Часто  последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям,  жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха),  Житной Царицей, Кумушкой, Житной  Бабой и т.д. С ним поступали по­ разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот  праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села,  а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп,  наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на  поле животных­вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на  славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп  торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок). И сейчас я предлагаю  вам сделать такой же вот ритуальный сноп из глины  (изготавливают снопы из пластилина или глины) (просмотр  видеосюжета)   (слайд № 13)    Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвиженья, замыкало годовой цикл древнего славянского календаря. Земля на Воздвиженье отходила к зимнему сну.  Вот и замкнулся наш календарный круг, который начался в Рождество и закончился   ближе   к   празднику   покрова,   в   октябре   месяце.   Вот   так бесхитростно, но очень мудро жили наши предки. И сейчас я вам  предлагаю вспомнить, о чем мы  с вами сегодня вели речь и заполнить каждому взводу свой календарный круг ( пишут и рисуют в круге на доске) (слайд № 14) А как вы считаете, надо ли нам возрождать народные традиции? Потому   и   потерялось   значение   и   праздников,   и   обычаев.   Для   городского жителя уже не так уж и важно, что на Егория весеннего начинают выпасать скот,   например.   Или,   что   для   обережного   орнамента   очень   часто используются   именно   солярные   символы.   Ведь   восстановить   традиции, которые   потеряли   свой   смысл   практически   невозможно?  (ответы суворовцев)  Традиционный   календарный   цикл   праздников   возвращает   нас   к природным ритмам, к жизни, в соотнесении с ритмами Солнца и Земли. И это не религиозные взгляды, это глубоко философское понимание своего места в мире,   ощущение   себя   частью   этого   мира.   Можно   сказать,   что   славяне смотрели   на   мир   очень   открыто   с   искренней   любовью,   как   дети.   Образы Земли­Матушки и Отца­ Красна Солнышко помогают нам увидеть это. Этот взгляд   ­   соотношение   себя   с   природными   ритмами   –   это   естественно   для человека.   И   поэтому,   мы   видим   сейчас,   как   много   людей   тянутся, возвращаются к нашей исконной культуре. Традиционный календарный цикл праздников очень важен для нас, он помогает восстановить и ощутить связь с природой  и  ее  ритмами.  И тогда и праздники,  и календарные  хороводы и песни перестают быть архаичным пережитком и наполняются действительным ощутимым   смыслом.   И   только   таким   путём   возможно   действительное возрождение   традиционной   культуры   –   через   понимание   ее   истинного значения, понимание того, что сейчас эти традиции не менее актуальны, чем пятьсот и тысячу лет назад. И закончить наше знакомство с традиционными народными   праздниками   мне   хотелось   бы   стихотворением   Леонида Зеленского. (суворовцы читают стихотворение)(слайд № 15) Культура русская богата, животворна, Духовностью пропитана насквозь, Как русская душа она бездонна, Понять её нельзя пытаться вскользь.   От чувства совести она неотделима, Славянской веры, ценностей её, Она как воздух нам необходима, Как благодатное целебное питьё.   Культура русская щедра и многолика, Разнообразна, как природная краса, Талантами  и мудростью велика, И необъятна словно небеса.   Её всечеловечность помогает Объединять народы матушки­земли, А искренность сердца их согревает, Как днём весенним в небе журавли. Культура русская богата, животворна, Духовностью пропитана насквозь, Как русская душа она бездонна... С ней никогда не буду жить я врозь.  (слайд № 16) И я желаю вам и впредь не жить врозь с русской культурой, а быть ее  почитателями, ведь русская культура ­ это очень многое, что не обретается ни в одной стране.

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."

Фольклорный праздник "От Рождества до Покрова..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017