Фонд оценочных средств по предмету ДУП.01.2 Основы научных знаний
Оценка 4.6

Фонд оценочных средств по предмету ДУП.01.2 Основы научных знаний

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
естествознание
9 кл—11 кл
08.04.2021
Фонд оценочных средств по предмету ДУП.01.2 Основы научных знаний
Работа содержит разного уровня сложности задания для промежуточного и текущего контроля знаний
ФОС ДУП.01.2. Основы ест. наук.docx

Министерство образования Московской области

Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»

в городе Зарайске – Зарайский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

по учебному предмету

ДУП.01.2 Основы естественных наук (биология)

 

 специальность 44.02.01. Дошкольное образование

44.02.02. Преподавание в начальных классах

49.02.02. Физическая культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарайск 2020

 

Фонд оценочных средств (ФОС) составлен на основании ФГОС СПО Филиала государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Зарайске – Зарайского педагогического колледжа по специальности  44.02.01. Дошкольное образование

44.02.02. Преподавание в начальных классах, 49.02.02. Физическая культура

 

 

Рассмотрено

 

Согласовано

на заседании ПЦК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин 

 

 

Заместитель директора по УМР

 

Председатель

 

Коновалова А.А.

 

 

 

Самодурова Л.В.

 

 

подпись

расшифровка

 

подпись

 

расшифровка

Протокол  № 01                                                                        

27 августа 2020г.

 

28 августа 2020г.

 

 

 

Составитель ФОС:

Новикова Ж.Н.

- преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

стр.

1.     

Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету

4

2.     

Комплект материалов для промежуточной аттестации по предмету

7

3.                   

 

 

4.                   

Комплект материалов для оценки освоения умений и усвоения знаний (текущий контроль):

Итоговые работы

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт

фонда оценочных средств 

по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук (биология)

специальность 44.02.01. Дошкольное образование

44.02.02. Преподавание в начальных классах

49.02.02. Физическая культура

 

Результаты обучения

Личностные, метапредметные, предметные

Наименование темы2

Наименование  контрольно-оценочного средства3

 Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

-  сформированность научного мировоззрения;

-  устойчивый интерес к истории и достижениям в области биологии;

Личнос-ные

Тема 4.1. Учение о клетке

Конспект лекции.

Презентации.

Решение задач по молекуляр-ной биологии.

Тест по теме

Устный зачет по билетам

-  умение анализа, сравнения, обобщения, систематизации учебного материала; 

-  умение выявлять причинно-следственные связи для изучения процессов в живых системах;

-  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Метапред-метные

-   приводить примеры роли биологии в формировании научного мировоззрения;

-   распознавать общие признаки и черты отличия в строении животных и растительных клеток, а также одноклеточных организмов;

-   сравнивать виды деления клетки (митоз и мейоз);

-   объяснять роль фотосинтеза в геологических процессах на Земле и поддержании существования жизни;

-   сравнивать биологические объекты между собой, делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения;

-    устанавливать связь структуры и функции организмов;

-   решать задачи;

Предмет-ные

-  сформированность научного мировоззрения;

-  устойчивый интерес к истории и достижениям в области биологии;

Личнос-ные

Тема 4.2. Основы генетики и селекции

Решение задач по генетике

Тест по теме

-  умение анализа, сравнения, обобщения, систематизации учебного материала; 

-  умение выявлять причинно-следственные связи для изучения  живых систем; 

-  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Метапред-метные

-   приводить примеры роли биологии в формировании научного мировоззрения;

-   сравнивать биологические объекты между собой, делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения;

-    решать задачи.

Предмет-ные

-  сформированность научного мировоззрения;

-  устойчивый интерес к истории и достижениям в области биологии;

-  умение анализировать последствия влияния естественнонаучных процессов на жизнь и деятельность человека;

Личнос-ные

Тема 4.3. Эволюция органического мира

Презентация

-  умение использовать мыслительные операции: постановку задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей для изучения процессов в живых системах;

-  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Метапред-метные

-   приводить примеры роли биологии в формировании научного мировоззрения на основе эволюции органического мира;

-   сравнивать биологические объекты между собой, делать выводы и умозаключения на основе данного сравнения;

-   различать основные признаки популяции и биологического вида;

-   выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

-   находить сходство и различия человека и животных;

-   оценивать антропогенные изменения в биосфере;

-   выделять основные признаки здорового образа жизни;

-   определять возможные причины наследственных заболеваний.

Предмет-ные

 

 

 

Комплект материалов

для промежуточной аттестации

по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук (раздел биология)

специальность 44.02.01. Дошкольное образование

44.02.02. Преподавание в начальных классах

49.02.02. Физическая культура

 

Промежуточная аттестация по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук осуществляется в форме устного зачета по индивидуальным заданиям карточки или  в форме итоговой тестовой проверки знаний.      

 

Перечень примерных теоретических вопросов, практических и других видов заданий к зачету по учебному предмету:

 

1.      Основные признаки живого.

2.      Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма.

3.      Химический состав клетки.

4.      Строение и функции клетки.

5.      Вирусы и бактериофаги.

6.      Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

7.      Деление клетки.

8.      Размножение и индивидуальное развитие организмов.

9.      Организм – единое целое.

10.  Закономерности наследственности.

11.  Закономерности изменчивости. 

12.  Предмет, задачи и методы селекции.

13.  Генная инженерия и биотехнологии.

14.  Эволюция органического мира.

15.  Микроэволюция.

16.  Макроэволюция.

17.  Возникновение жизни на Земле.

18.  Происхождение человека.

19.  Биосфера и человек.

20.  Основы экологии.

21.  Ноосфера.

 

Зачет проводится в виде    устного ответа на задания карточки или в виде теста    .

 


 

КАРТОЧКА № 01

1.      Основные признаки живого организма.

 

 

КАРТОЧКА № 02

  1. Разнообразие живых организмов.

 

КАРТОЧКА № 03

 

1.      Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

 

 

КАРТОЧКА № 04

 

  1. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.

 

КАРТОЧКА № 05

 

  1. Прокариоты и эукариоты.

 

КАРТОЧКА № 06

 

1.      Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений.

 

КАРТОЧКА № 07

 

1.      Каталитическая функция ферментов.

 

КАРТОЧКА № 08

1.      Метаболизм в клетках живых организмов.

 

КАРТОЧКА № 09

 

  1. Пластический обмен.

 

КАРТОЧКА № 10

 

1.      Энергетический обмен.

 

КАРТОЧКА № 11

 

1.      Молекула ДНК - носитель наследственной информации.

 

 

КАРТОЧКА № 12

 

  1. Биосинтез белков.

 

КАРТОЧКА № 13

 

1.      Уровни организации живой природы.

 

КАРТОЧКА № 14

 

1.      Эволюция органического мира.

 

КАРТОЧКА № 15

 

1.      Движущие силы эволюции.

 

КАРТОЧКА № 16

 

  1. Антропогенез.

 

КАРТОЧКА № 17 

 

1.      Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

 

КАРТОЧКА № 18

 

  1. Направления эволюционного процесса.

 

КАРТОЧКА № 19

 

1.      Вид, его критерии.

 

КАРТОЧКА № 20

 

1.      Антропогенное воздействие на окружающую среду.

 

КАРТОЧКА № 21

 

1.      Предупреждение пищевых отравлений.

 

КАРТОЧКА № 22

 

  1. Систематика органического мира.

 

КАРТОЧКА № 23

 

1.      Болезни органов дыхания и их профилактика.

 

КАРТОЧКА № 24

 

  1. Процесс утомления при статической и динамической работе.

 

КАРТОЧКА № 25

 

  1. Причины нарушения осанки и плоскостопия.

 

Критерии оценки:   

-        оценка «отлично» выставляется, если выполнена работа без ошибок и недочетов не менее 85% заданий;

-        оценка «хорошо» ставится за работу, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов; должны быть выполнены от 67 до 84% заданий; 

-        оценка «удовлетворительно» ставится, если обучаемый правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов; 

-        оценка «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы.

Составитель:   __________________ Ж.Н. Новикова

 

«_25 »    августа     2020г. 

 

 

 

Комплект материалов

для промежуточной аттестации  

по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук (раздел биология)

специальность 44.02.01. Дошкольное образование

44.02.02. Преподавание в начальных классах

49.02.02. Физическая культура

 

Итоговая работа по теме «Основы общей биологии»

Вариант 1

Выберите из предложенных заданий теста правильный ответ:

  1. Выделите из перечисленного задачи общей биологии:

     а) изучение основных и общих для всех организмов закономерностей жизненных 

         явлений;

    б) строение атома;

    в) познание эволюционного развития органического мира;

    г) строение клетки;

    д) изучение биосферы;

    е) изучение вопросов генетики и селекции;

    ж) изучение теории относительности.

  1. Результатом какого отбора является цветная, Брюссельская, качанная, савойская капуста?           а) искусственный отбор;           б) естественный отбор.
  2. Чем объяснить, что верблюжью колючку не употребляют многие животные, а верблюды и козы ее поедают?

     а) длинные корни;                          в) относительный характер приспособленности;

     б) мало влаги;                                  г) наличие колючек.

  1. Ароморфоз – это:

     а) мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к

         определенным условиям среды обитания;

     б) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организма;

     в) крупные эволюционные изменения, ведущие к повышению уровня организации

         живых организмов.

5. Раса – это:           

     а) исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью  наследственных физиологических особенностей;  

     б) группы людей, отличающихся генетическим критерием,

     в) группы людей, проживающих на определенной территории.

    6. К какой группе факторов относятся компоненты неживой природы: 

           а) биотические факторы;   б) абиотические факторы;   в) антропогенные факторы.

    7. Источником  энергии на Земле являются:

          а) тепловые электростанции;     в) гидроэлектростанции; 

          б) солнце;                                     г) энергия   сжигаемого топлива.

   8. Какие из приведенных организмов  являются клеточными доядерными:

          а) бактерии;   б) фаги;  в) сине-зеленые водоросли;   г) вирусы.

   9. В состав хромосом входят  основные химические вещества: 

          а) жиры;   б) белки;   в) вода;   г)  ДНК;   д) минеральные соли;  е) РНК.

   10.  Какой тип деления не приводит к уменьшению набора хромосом: 

          а) амитоз;                        б) митоз;                            в) мейоз.

   11. Шесть особей имеют такие генотипы:  КК, JJ, Мм, NN,ОО, Rr, какие из  них

          а) гомозиготы;               б) гетерозиготы?

   12. Биологически активными веществами являются:   

          а) моносахариды;        б) липиды;          в) аминокислоты;           г) гормоны.

 

2-ой уровень

            Чем отличается искусственный отбор от естественного?

 

3-ой уровень

            Какое изменение молекулы ДНК сильнее влияет на строение белка: выпадение одного нуклеотида из триплета или целого триплета? Почему?

 

Критерии оценки:

Задание № 1.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 12 баллов.

Задание 2-ого уровня.

За полный и правильный ответ – 2 балла. 

Задание № 3.

            За правильный ответ – 1 балл.

Общее количество баллов – 15 баллов. 

Оценки:

«5» (отлично)                    - 14-15 баллов; 

«4» (хорошо)                     - 11-13 баллов; 

«3» (удовлетворительно) –  8-10 баллов;

«2» (неудовлетворительно) –  7 баллов и менее. 

 

 

Итоговая работа по теме «Основы общей биологии»

Вариант 2

Выберите из предложенных заданий теста правильный ответ:

1. В каких структурах клетки есть ДНК? 

   а) митохондриях;          б)  ядре;         в) хлоропластах;          г) вакуолях.

2. В состав ДНК не входит остаток азотистого основания: 

     а) гуанина;                    б) цитозина;   в) урацила;                   г) аденина.

3. Биосинтез белков происходит:

     а) на мембранах шероховатой эндоплазматической сети; 

    б) на мембранах гладкой эндоплазматической сети;  

    в) в плоских цистернах комплекса Гольджи; 

    г) у вторичных лизосомах.

4. Каково эволюционное значение полового размножения:

    а) повышается частота мутаций; 

    б) повышается генетическая изменчивость популяций;  

    в) число потомков больше, чем при бесполом размножении;

    г) снижается вероятность гибели при  развитии молодых особей?

5. Аутосомы – это: 

    а) дополнительные хромосомы в клетке; 

    б) клетки, которые воспроизводят себя; 

    в) органеллы, которые воспроизводят себя; 

    г) неполовые хромосомы.

6. Популяция – это: 

    а) совокупность видов одного рода;                в) субъединица класса;

    б) совокупность особей одного вида;              г) субъединица типа.

7. Какие формы искусственного отбора применяют в селекции животных:

               а) массовый;                        б) индивидуальный.

8. Совокупность всех живых организмов на Земле:   

    а) атмосфера;          б) биосфера;          в) гидросфера;         г) литосфера.

9. К специфическим особенностям человека относятся:

    а) способность трудиться;   в) коллективная деятельность;   д) условные рефлексы;  

    б) способность мыслить;     г) обладание речью;                     е) наследственность.

10. Какая форма борьбы является наиболее ожесточенной:

    а) внутривидовая;       б) межвидовая;      в) борьба с неблагоприятными условиями.

11. Какие из перечисленных примеров принадлежат дигибридному скрещиванию:

    а) скрещивают два растения помидор с красными плодами и красными стеблями;  

    б) черного быка скрещивают с красными коровами; 

    в) скрещивают черных длинношерстных мышей с белыми короткошерстными; 

    г) мужчина с резус-отрицательной кровью женится на женщине с резус-положительной кровью.

12. Фотосинтез осуществляется:     

а) хроматином;            в) хлорофиллом;     д) хромосомой.

б) хлоропластом;        г) хромопластом;   

2-ой уровень

 Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

   а) рибосомы и митохондрии; 

   б) плазматическую и ядерную мембраны;  

   в) плазматическую мембрану и вакуоль;  

   г) плазматическую мембрану и рибосомы.

3-ой уровень

Какое значение для селекции растений имеет знание центров происхождения

культурных растений?

 

Критерии оценки:

Задание № 1.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 12 баллов.

Задание 2-ого уровня.

За правильный ответ – 1 балл, всего – 1 балл.

Задание № 3.

            За полный и правильный ответ – 2 балла.

Общее количество баллов – 15 баллов. 

Оценки:

«5» (отлично)                    - 14-15 баллов; 

«4» (хорошо)                     - 11-13 баллов; 

«3» (удовлетворительно) –  8-10 баллов;

«2» (неудовлетворительно) –  7 баллов и менее. 

 

 

 

Ответы на задания итогового теста

1 Вариант                                                     2 вариант      

 

1. а, в, г, д, е                                            1. а, б, в

2. а                                                           2. в

3. г                                                           3. а, в                         

4. в                                                           4. а, б                          2-ой уровень

5. а                                                           5. б                              г

6. б                                                           6. б                             

7. б                                                           7. б

8. а, в                                                       8. б

9. г (б)                                                      9. а, б, в, г

10. б (а)                                                    10. а

11. а) КК, JJ, NN, ОО                           11. в   (а)

      б) Мм, Rr

12. г                                                         12. в

1 вариант

2-ой уровень

 

Сравнение естественного и искусственного отбора.

 

Сравниваемые признаки

Естественный отбор

Искусственный отбор

1. Отбирающий фактор

Условия внешней среды

человек

2. Результаты

Многообразие видов, их приспособленность к среде обитания

 Многообразие сортов растений и пород животных, их приспособленность к нуждам человека

3. Продолжительность действия

Постоянно, тысячелетия

Около 10 лет – время выведения сорта или породы

4. Объект действия

Популяция

Отдельные особи или их группы

5. Место действия

Природные экосистемы

Научно-исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы)

6. Формы отбора

Движущий и стабилизирующий

Массовый и индивидуальный

7. Материал для отбора

Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость

 

3-ий уровень

            Сильнее влияет выпадение одного нуклеотида, чем триплет, так как в этом случае изменяется сама структура белка, кодируются новые аминокислоты, а не выпадает какая-то одна аминокислота.

 

2-ой вариант

2-ой уровень    -  г

3-ий уровень

            Для выведения новых сортов растений необходимо  знать, в каких условиях оно росло, с чем можно его скрестить для получения растений с определенными качествами. И как можно влиять на данное растение.

 

Комплект материалов

для текущего контроля знаний

по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук (раздел биология)

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Текущий контроль знаний по учебному предмету ДУП.01.2. Основы естественных наук осуществляется в форме тестовой проверки знаний.      

 

Итоговый урок по теме 4.1. Учение о клетке

Вариант 1

 

Задание № 1 

Выполните задание-тест:

1. В состав хромосом входят основные химические вещества:

а) жиры;      б) белки;         в) вода;           г) ДНК;      д) минеральные соли;      е) РНК.

2. Укажите наиболее точное определение хроматиды:

а) пара хромосом в момент размножения;

б) структуры, которые возникают в клетке в результате удвоения хромосом;

в) идентичные хромосомы, связанные одна с другой в участке центромеры.

3. Семь особей имеют такие генотипы: ММ, ОО, Пп, Сс, чч, РР, Хх, вв. Какие из них:

            а) гомозиготы;          б) гетерозиготы.  

4. Расположите перечисленные ниже процессы митоза в порядке их следования:

            а) каждая хромосома делится вдоль;

            б) образуется веретено деления;

            в) хромосомы конденсируются, ядерная оболочка исчезает;

            г) хромосомы направляются к противоположным полюсам веретена;

            д) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;

            е) происходит деление цитоплазмы;

            ж) хромосомы удваиваются.

5. Какое эволюционное значение полового размножения:

            а) повышается частота мутаций;

            б) повышается генетическая изменчивость популяций;

            в) число потомков больше, чем при бесполом размножении;

            г) снижается вероятность гибели при развитии молодых особей.

            д) митоз происходит только в диплоидных клетках

6.  В результате каких процессов из диплоидной клетки образуются диплоидные клетки?

7. Развитие яйцеклеток называется:

            а) органогенез;          б) сперматогенез;     в) овогенез;    г) митоз;         д) мейоз.

8. Клетки, образующиеся на стадии дробления в эмбриогенезе, называются:

            а) бластула;    б) гаструла;   в) бластомер;             г) бластоцель.

9. В эксперименте с зародышем ланцетника на стадии двух бластомеров уничтожен один, а второй

    оставлен неповрежденным. Что произойдет с оставшимся бластомером?

10. Проанализируйте, сколько гамет в процессе гаметогенеза может образоваться у 8000

      первичных половых клеток: 

                        а) у мужчины;                       б) у женщины.  

 

Задание № 2

            Биологический диктант. Вам нужно дописать пропущенные слова.

  1. В результате деления зиготы митозом на две клетки происходит …
  2. Участок молекулы ДНК, несущий определенные признаки называется …    
  3. Для половых клеток многоклеточных организмов характерен набор хромосом …  
  4. Нервная система, органы чувств, кожные покровы образуются в период онтогенеза из …
  5. Способность организма измерять явления суточной, сезонной и лунной периодичности – это …      

Задание № 3

            Дайте определение биологическим понятиям:

Клеточный цикл; Метафаза; Анабиоз; Партеногенез; Гомеостаз.

 

Задание № 4.

            Ответьте на вопросы:

  1. В чем биологическая роль митоза и мейоза?
  2. В чем сущность гибридологического метода?

 

Критерии оценки:

Задание № 1.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 10 баллов. 

Задание № 2.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 3.

            За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 4.  

За каждый правильный ответ по 5 баллов, всего – 10 баллов. 

 

Общее количество баллов – 30 баллов.

Оценки:

«5» (отлично)                        -   27-30 баллов;

«4» (хорошо)                         -   22-26 баллов;

«3» (удовлетворительно)     -   15-21 балл; 

«2» (неудовлетворительно) -   14 баллов и менее. 

 

 

 

Итоговый урок по теме 4.1. Учение о  клетке

Вариант 2

 

            Задание № 1.

Выполните задание-тест:

1. Совокупность всех генов и их аллелей определенных особей называется:

а) генофонд;              б) генотип;                в) фенотип;                г) гомозигота

2. Аутосомы – это:

            а) дополнительные хромосомы в клетке;              в) органеллы, которые воспроизводят себя;

            б) клетки, которые воспроизводят себя;                г) неполовые хромосомы.

3. Какой тип деления клеток не приводит к уменьшению набора хромосом:

а) амитоз;                   б) митоз;                    в) мейоз

4. Характеристике генотипа соответствуют положения:

            а) набор генов в половых клетках;

            б) гаплоидный набор хромосом;

            в) совокупность внешних и внутренних признаков организма;

            г) набор генов в хромосомах соматических клеток.

5. Какое соотношение генотипов и фенотипов в потомстве при моногибридном скрещивании:

            а) 3:1               б) 9:3:3:1                    в) 1:2:1            г) 1:1

6. Какое из приведенных утверждений неверно:

            а) бесполое размножение вида приводит к образованию генетически идентичных потомков;

            б) гаметы всегда гаплоидны;

            в) гаметы всегда образуются в процессе мейоза;    

            г) в результате мейоза всегда образуются гаплоидные, а в результате митоза – диплоидные

    клетки;

7.  Какое биологическое значение имеют митоз и мейоз в размножении организмов и сохранении

   относительного постоянства видов?

8.  Развитие сперматозоидов называется:

            а) органогенез;          б) сперматогенез;     в) овогенез;    г) мейоз;         д) митоз.

9. Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции:

            а) вегетативный;                  б) бесполый;              в) половой.

10. В результате слияния половых клеток образуется:

            а) гаметы;                  б) зигота;                   в) яйцеклетка;           г) сперматозоид.

 

Задание № 2

Биологический диктант. Вам нужно дописать пропущенные слова.

1. Стадия образования трех зародышевых листков (эктодермы, энтодермы и мезодермы)

   называется …

2. Элементарной единицей наследственности является …

3. Для соматических клеток многоклеточных организмов характерен набор хромосом …  

4. В процессе онтогенеза хорда, мышцы, почки, скелет, кровеносные сосуды образуются из …  

5. Стадия развития организма после рождения до взрослого состояния называется - …

     

Задание № 3

            Дайте определение биологическим понятиям.

Анафаза; Бесполое размножение; Соматические клетки; Онтогенез; Саморегуляция.

 

Задание № 4.

            Ответьте на вопросы:

  1. Сравнить процессы сперматогенеза и овогенеза.
  2. Что изучает генетика и в чем ее значение?

 

Критерии оценки:

Задание № 1.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 10 баллов. 

Задание № 2.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 3.

            За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 4.  

За каждый правильный ответ по 5 баллов, всего – 10 баллов. 

 

Общее количество баллов – 30 баллов.

Оценки:

«5» (отлично)                        -   27-30 баллов;

«4» (хорошо)                         -   22-26 баллов;

«3» (удовлетворительно)     -   15-21 балл; 

«2» (неудовлетворительно) -   14 баллов и менее. 

 

 

Ответы на Итоговый урок по теме 4.1. Учение о клетке

Вариант 1

                                  

1 вариант

 

            Задание № 1                                                                         Задание № 2

1. б, г, е                                                                                 1. Дробление.

2. в                                                                                         2. Ген.

3. а) ММ, ОО, чч, РР, вв;   б) Пп, Сс, Хх                           3. Гаплоидный

4. ж, б, в, д, а, г, е                                                                 4. Эктодерма.

5. б                                                                                         5. Биологические часы.      

6. митоз, амитоз                                                                  

7. в                                                                                        

8. а                                                                                        

9. нет развития                                                                    

10. а) 32.000;   б) 8.000                                                       

Задание № 3

            Клеточный цикл -  период жизни клетки от одного деления до следующего.

Метафаза – фаза деления клетки, при которой хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки.

Анабиоз – это состояние организма, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. Анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания.

Партеногенез - разновидность полового размножения, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки.

Гомеостаз - поддержание постоянной температуры тела, химического, ионного и газового состава, давления крови, частоты дыхания и сердечных сокращений, постоянном синтезе нужных веществ и разрушении вредных.  То есть поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.

Задание № 4.

            1. В чем биологическая роль митоза и мейоза?

Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа  хромосом во всех клетках организма. В процессе митоза происходит распределение ДНК хромосом материнской клетки строго поровну между возникающими из нее двумя дочерними клетками. В результате митоза все дочерние клетки получают одну и ту же генетическую информацию.

            Биологическое значение мейоза заключается в том, что зрелые половые клетки получают гаплоидное (п) число хромосом, при оплодотворении же восстанавливается свойственное данному виду диплоидное (2п) число. При мейозе гомологичные хромосомы попадают в разные половые клетки, а при оплодотворении парность гомологичных хромосом восстанавливается. Следовательно, обеспечивается постоянный для каждого вида полный диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК.

            Происходящие в мейозе перекрест хромосом, обмен участками, а также независимое расхождение каждой пары гомологичных хромосом определяют закономерности наследственной передачи признака от родителей потомству. Из каждой пары двух гомологичных хромосом (материнской и отцовской) входивших в хромосомный набор диплоидных организмов, в гаплоидном наборе яйцеклетки или сперматозоида содержится лишь одна хромосома.

Она может быть:

1. Отцовской хромосомой;                               3. Отцовской, с участком материнской;

2. Материнской хромосомой;.                          4. Материнской, с участком отцовской

Эти процессы возникновения большого количества качественно различных половых клеток способствуют наследственной изменчивости.

      В отдельных случаях вследствие нарушения процесса мейоза, при нерасхождении

гомологичных хромосом, половые клетки могут не иметь гомологичной хромосомы или, наоборот, иметь обе гомологичные хромосомы. Это  приводит к тяжелым нарушениям в развитии организма или к его гибели.

 

Биологическое значение мейоза заключается в том, что:

1). Мейоз, прежде всего, обеспечивает поддержание постоянства числа хромосом во всех поколениях организмов, размножающихся половым путем. Если бы не было мейоза, то гаметы содержали бы диплоидный набор хромосом, а в зиготе каждого последующего поколения число хромосом увеличилось бы в два раза.

2). Другая важнейшая функция мейоза состоит в том, что во время его последовательных делений происходит перекомбинирование генетического материала между образующимися гаметами. В результате этого возникает огромное разнообразие комбинаций наследственных признаков в следующем поколении.

2.В чем сущность гибридологического метода?

Это основной метод, лежащий в основе опытов Г.Менделя. Суть его заключается в

скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического.

Особенности метода:

1. Г.Мендель использовал для экспериментов чистые линии, т.е растения, в потомстве которых

    при самоопылении не наблюдалось разнообразия по изучаемому признаку. (В каждой из

   чистых линий сохранялась однородная совокупность генов).

2. Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных (взаимоисключающих,

    контрастных) признаков.

3. Точный количественный учет каждой пары альтернативных признаков в ряду поколений.

    Это позволило Г.Менделю установить количественные закономерности в передаче

    изучаемых признаков.

4. Г.Мендель шел аналитическим путем: он наблюдал наследование многообразных признаков

    не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого числа пар) альтернативных

    признаков.

5. Гибридологический метод лежит в основе современной генетики.

.

Критерии оценки:

Задание № 1.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 10 баллов. 

Задание № 2.

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 3.

            За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –   5 баллов.

Задание № 4.  

За каждый правильный ответ по 5 баллов, всего – 10 баллов. 

 

Общее количество баллов – 30 баллов.

Оценки:

«5» (отлично)                        -   27-30 баллов;

«4» (хорошо)                         -   22-26 баллов;

«3» (удовлетворительно)     -   15-21 балл; 

«2» (неудовлетворительно) -   14 баллов и менее. 

 

Составитель ________________________ Новикова Ж.Н.                                                                       

подпись

«_25 »    августа     2020 г. 

 


 

Министерство образования Московской области

Министерство образования Московской области

Фонд оценочных средств (ФОС) составлен на основании

Фонд оценочных средств (ФОС) составлен на основании

Содержание стр

Содержание стр

Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету

Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету

Личнос-ные Тема 4.2. Основы генетики и селекции

Личнос-ные Тема 4.2. Основы генетики и селекции

Комплект материалов для промежуточной аттестации по учебному предмету

Комплект материалов для промежуточной аттестации по учебному предмету

КАРТОЧКА № 01 1. Основные признаки живого организма

КАРТОЧКА № 01 1. Основные признаки живого организма

КАРТОЧКА № 14 1. Эволюция органического мира

КАРТОЧКА № 14 1. Эволюция органического мира

Составитель: __________________

Составитель: __________________

К какой группе факторов относятся компоненты неживой природы: а) биотические факторы; б) абиотические факторы; в) антропогенные факторы

К какой группе факторов относятся компоненты неживой природы: а) биотические факторы; б) абиотические факторы; в) антропогенные факторы

Аутосомы – это: а) дополнительные хромосомы в клетке; б) клетки, которые воспроизводят себя; в) органеллы, которые воспроизводят себя; г) неполовые хромосомы

Аутосомы – это: а) дополнительные хромосомы в клетке; б) клетки, которые воспроизводят себя; в) органеллы, которые воспроизводят себя; г) неполовые хромосомы

Ответы на задания итогового теста 1

Ответы на задания итогового теста 1

Для выведения новых сортов растений необходимо знать, в каких условиях оно росло, с чем можно его скрестить для получения растений с определенными качествами

Для выведения новых сортов растений необходимо знать, в каких условиях оно росло, с чем можно его скрестить для получения растений с определенными качествами

Биологический диктант. Вам нужно дописать пропущенные слова

Биологический диктант. Вам нужно дописать пропущенные слова

Какое соотношение генотипов и фенотипов в потомстве при моногибридном скрещивании: а) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:2:1 г) 1:1 6

Какое соотношение генотипов и фенотипов в потомстве при моногибридном скрещивании: а) 3:1 б) 9:3:3:1 в) 1:2:1 г) 1:1 6

Общее количество баллов – 30 баллов

Общее количество баллов – 30 баллов

Из каждой пары двух гомологичных хромосом (материнской и отцовской) входивших в хромосомный набор диплоидных организмов, в гаплоидном наборе яйцеклетки или сперматозоида содержится лишь одна хромосома

Из каждой пары двух гомологичных хромосом (материнской и отцовской) входивших в хромосомный набор диплоидных организмов, в гаплоидном наборе яйцеклетки или сперматозоида содержится лишь одна хромосома

Задание № 3. За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5 баллов

Задание № 3. За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 5 баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2021