Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения
Оценка 4.8

Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения

Оценка 4.8
doc
19.05.2020
Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения
доклад 2.doc

Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения

Мы все хотим, чтобы наши 

ученики и мели высокие ожидания 

и были уверены в своих способностях

 учиться, ставили перед собой высокие

 цели и находили свой собственный

 яркий путь, обучаясь для будущего.

(Absolum, 2006)

Прежде чем продолжить разговор о мотивации обучения учеников, я предлагаю выполнить несложное задание. На пороге весна, и летние образы уже мелькают вокруг. Вдохновитесь  теплом солнца и нарисуйте  бабочку. Покажите, что получилось, а я поставлю вам оценки. (Наугад ставлю 3,4,5).

Довольны ли вы оценками? Почему?

Посмотрите на слайд (слайды 2,3). Вы видите шкалу оценивания. Зная эти критерии, наверняка результаты вашего творчества были бы иными. Часто на уроках наши ученики остаются в таком же недоумении, получая оценку работы,  не обращаются за комментарием к учителю. А если учитель все же сам комментирует оценку, то в ответ получает лишь негодование, радость, огорчение или равнодушие. Но сам учебный процесс от этого этапа урока никак не изменяется.

Оказывается, мотивация к успешному обучению и ответственность ученика за свое обучение напрямую зависят от оценки.

Сам процесс оценивания часто доведен до механизма. Инструктивно – методическое письмо содержит ряд критериев оценивания письменных работ. В ГОСО прописаны обязательный и возможный уровни усвоения материала. Складывается впечатление, что трудностей возникать не должно.

Учителя, прошедшие курсы по обновленному содержанию образования, убедились в обратном. Поначалу само понятие формативного оценивания было не совсем понятным. На практике при внедрении и интеграции безоценочной ежеурочной системы  выяснилось, что ученикам понравилось все новое, что привнес в урок учитель, но вот у самого учителя появилось еще больше вопросов. Ученики стремились к разъяснению, при написании суммативных работ за раздел и четверть вызывали затруднения дескрипторы, так как они суммируются в заданное количество  баллов и в последствии переводятся в оценку. Но кроме этого стремления, желания понять оценку, сделать выводы о полученных знаниях, мотивации узнать больше и выполнить задания труднее  не появилось.

Что такое формативное оценивание? Это процесс поиска и интерпретации данных, используемых учителями и учениками для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. По- другому этот процесс можно назвать ОдО. Пересмотреть подход учителя, подойти с новыми целями к процессу – вот на что ориентируется ОдО.

 

Оценивание осуществляется для того, чтобы:

Ø    обращать внимание учащегося на цели обучения и критерии достижения успеха;

Ø    направлять действия учителя на совершенствование технологий индивидуального развития каждого ученика, а именно:

– предоставлять учащемуся информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшему обучению (на что направить свои усилия, на что обратить внимание, что

улучшить, а что исправить, над чем поработать):

– формировать навыки самооценки учащегося;

– регулярно устанавливать обратную связь с учениками;

– мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению;

Ø    предоставлять информацию:

– учащимся о качестве их работы;

– учителям о прогрессе учащихся;

– родителям и сообществу о степени достижения результатов обучения;

Ø    формировать политику отчетности общей по школе и стране.

 

Формативное оценивание, проводимое в классе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную и репрезентативную  картину умений детей и их прогресса.

Формативное оценивание позволяет качественно оценивать учебные достижения ученика. Оно проводится постоянно и систематически и отражает реальный и значимый опыт обучения, который документируется посредством наблюдений, описания конкретных ситуаций, анализа дневников, образцов реальной работы ученика, бесед, портфолио, заданий и другими способами. Формативное оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способ(ы) решения и оценить собственные действия и достижения. Формативное оценивание обеспечивает эффективную обратную связь между учителем и учащимися. При этом учитель получает объективную информацию о степени освоения каждым учеником учебного материала, своевременно выявляет недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Данный вид оценивания соотносится с возрастными особенностями развития детей.

На начальном этапе внедрения ФО можно использовать стратегии, которые, в первую очередь, демонстрируют ученикам их успешность или неуспешность в обучении.

Условия для формативного оценивания

1)                знание и понимание учащимися целей обучения

2)                эффективная обратная связь с учениками

3)                активное участие учащихся в процессе собственного познания

4)                знание и понимание учащимися критериев оценивания

5)                возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6)                корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Ø    «Две звезды и желание»

Этот метод может поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки, в конце концов, разовьет у ученика способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволяет ученикам видеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменять работу в будущем.

·                   Перед началом этого занятия ученики должны оценить свою собственную работу, используя метод «две звезды и желание» (см. пункт 3 ниже).

·                   Как только закончен рабочий элемент, группа учеников должна переместиться, чтобы посмотреть на результат работы другой группы.

·                   Ученики имеют при себе набор желтых стикеров. Ученики записывают два желания для каждого из рабочих элементов, которому они дают обзор и выражают одно желание, которое, по их мнению, улучшит данную работу.

·                   Ученики затем возвращаются к своей собственной работе, чтобы прочитать и обсудить то, что отмечено другими на оставленных стикерах.

Ученики делают список звезд и пожеланий для их собственной работы и в коротком письменном отчете записывают, как они собираются улучшить свою работу в следующий раз.

Ø    «Мишень, или голосование точками»

Эта оценочная техника является полезными и быстрым методом определения приоритетов в ряде идей или опций. Смотрите также Воронку Идей как упражнение, где ученики должны научиться объяснять выбранные приоритеты.

·                   На флипчарте, доске или диапроекции дается набор мнений или идей в ответ на определенный вопрос или тему.

·                   Ученики получают три приклеивающиеся точки.

·                   Они должны разместить свои три точки возле идей или опций, которые, по их мнению, являются наиболее важными. Или они могут использовать точки разных цветов, чтобы выделить наиболее и наименее важные опции (например, красная точка – наименее важно, зеленая – наиболее важно)

·                   Эта работа может привести к другим упражнениям, таким как Плюс-Минус-Интересно, Знаю - Хочу знать - Узнал или Рассмотри все Факторы.

·                   Обсуждение о ходе выполнения работы может быть полезно для того, чтобы оценить, почему ученики отдали предпочтение определенным вариантам.

Ø    «Плюс, минус, интересно»

Как это работает?

1.                 Возможно, ведущему придется обсудить с учениками значение Плюс-Минус-Интересно и объяснить, что означает каждый термин: Плюс - преимущество, Минус - недостаток, интересно – интересный момент, проистекающий из обсуждения текущей темы.

2.                 Ученики используют  шаблон Плюс-Минус-Интересно для отмечания плюсов текущей проблемы так, как они ее видят, затем недостатков и потом любых интересных моментов. Мы надеемся, что ученики, в конце концов, придут к осознанию того, что идеи, которые им кажутся плохими, могут оказаться интересными, если они в свою очередь ведут к другим идеям.

3.                 Последующий разбор может сравнить и противопоставить Плюс-Минус-Интересно учеников с последующим исследованием любых отмеченных интересных моментов.

Ø    «Большой палец»

Большой палец в сторону, если они чувствуют, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа,

- Большой палец вниз, если они думают, что они никак или мало продвинулись к достижению цели.

1.                 Если этим инструментом пользуются для ответа на конкретный вопрос учителя в течение урока, могут применяться следующие критерии:

- Большой палец вверх, если они уверены в том, что знают ответ;

- Большой палец в сторону, если они могут знать часть ответа или если они слегка неуверенны в точности ответа и

- Большой палец вниз, если они уверенны, что не знают ответа.

2.                 Если этим инструментом пользуются в конце сессии, разбор может исследовать проблемы, помешавшие достигнуть целей. Можно разобрать, чего еще ученикам хотелось бы достигнуть и как они попытались бы это сделать, что могло бы помешать продвижению на пути к намеченной цели и как они могли бы предотвратить появление таких препятствий в будущем.

Ø    «Светофор»

Каждый ученик получает набор из трех карточек – с желтым, зеленым и красным кружком.

1.                 После сессии учеников спрашивают, насколько уверены они в том, что достигли цели. На этом этапе ученики выбирают, какую карточку им показать:

-зеленую, если они полностью уверены, что достигли целей и того, что от них ожидалось;

-желтую, если они чувствуют, что добились частичного успеха в достижении целей, но необходимо больше поработать;

-красную, если они считают, что никак или мало продвинулись к цели.

2.                 Если этот инструмент используется в ответ на конкретный вопрос учителя в течение урока, то можно применять следующие категории:

-карточка с зеленым кружком, если ученики уверены в ответе;

-карточка с желтым кружком, если они знают ответ частично или если слегка неуверенны в точности своего ответа; и

-карточка с красным кружком, если они наверняка не знают ответа.

3.                 Если этим инструментом пользуются в конце сессии,  на разборе можно исследовать такие вопросы, как достижение поставленных целей, что, по мнению учеников, можно было бы еще достигнуть и как они бы постарались достигнуть этого, что могло бы помешать продвижению к цели и как они предотвратили бы появление таких препятствий в будущем.

4.                 Адаптация: в качестве способа оценки обучения, ученикам можно раздать карточки с незакрашенным светофором для заполнения оценки темы.  Ученики могут заполнить их соответствующим цветом, чтобы отметить, насколько уверены они в достижении поставленных целей.

Обратная связь с учениками

Шаги для проведения эффективной письменной обратной связи:

ƒ. Первый шаг. Определите критерии оценивания. Обсудите их с учащимися, помогая тем самым понять учащимся суть критерия.

ƒ. Второй шаг. Во время проверки работ учащихся определите, что было достигнуто по отношению к критериям оценивания. Отметьте места, пункты, которые выполнены учеником без ошибок. В некоторых случаях вместо слов «Молодец», «Хорошо», «Отлично» можете нарисовать улыбочку (смайлик).

ƒ. Третий шаг. Определите ошибку (ошибки). Учитель может написать рекомендации на полях страницы – сигнал о наличии ошибки, а также может дать более детальную информацию в конце работы. Для этого он выводит стрелку от места ошибки к месту написания рекомендации.

ƒ. Четвертый шаг. Работы учащихся возвращаются ученикам для доработки. Учитель назначает дату возврата улучшенной (исправленной) работы. Ученикам, выполнившим работу без ошибок, можно выставить отметку и предложить дополнительно более сложное/творческое задание.

ƒ. Пятый шаг. В назначенный срок ученики предоставляют тетради для повторной проверки, по итогам которой учитель выставляет отметки.

 

Критериальное оценивание.

1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся на критерии оценивания.

2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.

3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.

4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев.

5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.

6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.

Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания:

диагностического, формативного, суммативного. Например: перед написанием сочинения учитель представляет ученикам следующие критерии оценивания:

ƒ. соотвествие содержания сочинения теме;

ƒ. использование не менее трех цитат;

ƒ. использование изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений);

ƒ. соблюдение правил пунктуации;

ƒ. наличие вывода;

ƒ. использование информации из дополнительных источников.

Задание для слушателей:

Задание:

По какому принципу были разделены ученики на группы?

Разработайте лист критериев оценивания.

Задание

0ценка

1

3

2

4

3

5

 

ВЫВОДЫ

1. Для повышения качества образования необходимо систематическое, целенаправленное использование различных техник формативного оценивания.

2. Учитель должен уметь отбирать различные техники, исходя из цели оценивания.

3. Сбор данных (результатов) – обязательный элемент использования техник формативного оценивания. Учитель должен вести журнал регистрации достижений учащихся.

4. Анализируя результаты проверочных работ, учитель должен выявить отдельных учеников или группы учеников, для которых определенные задания представляют сложность, а также наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.

На основании полученных результатов он должен внести изменения, корректировки в свои планы.


 

Приложение 1

 

Я научился многому 

Я научился немногому

Я ничему не научился

 

Оценивая свою работу

3

2

1

Работая самостоятельно

3

2

1

 

Приложение 2

Задание

 

Списать, вставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы

3

Построить схемы предложений с обособленными членами

4

Заменить обособленное определение на необособленное

5

Задание для группы  D

Выполни задания согласно листу критериев оценивания.

1. По небосклону высокому и прозрачному поднимался золотой шар солнца.

2. Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

3. По степи густо заросш… травой лошади шли медленно.

4. Взволнованн… и устал… я бросился в кресло.

Задание для группы С

Выполни задания согласно листу критериев оценивания.

1.Дубы  покрыт… молодой листвой  потрясли меня.

2.Усталый  я лег отдохнуть под большим кедром.

3.Эти звуки тихие  грустные  потрясли меня.

4.Юный лес  в зеленый дым одет…  теплых гроз нетерпеливо ждет.

Задание для группы  В

Выполни задания согласно листу критериев оценивания.

1. Меня мокр…. до последней нитки сняли с лошади почти без памяти.

2.  Науки чужд… музыке были чужды мне.

3.  Третью неделю лил дождь упорн… и беспощадн….

4. Сердит… на вид он был добряк в душе.

5. Девочка румян...  в распахнут… курточке играла в мяч.

Задания для группы А

Выполни задания согласно листу критериев оценивания.

1. Черн… глаза серьезн… и пронизывающ… смотрели на меня.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающ… пол промелькнула тень.

3. Утомленн… ходьбой по болоту забрел я в сарай и заснул глубоко.

4. Обогащенн… новыми чувствами и вдохновлен… эмоциями он принялся перечитывать свои книги.

5. Выросш… в нищете и голоде Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.

 

 

Приложение 3

Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала (1-знаю хорошо, 2-сомневаюсь, 3-не знаю или знаю плохо)

1.

Составил (а) предложение, распространив его определениями

 

2.

Научился читать текст, соблюдая интонацию

 

3.

Умею составлять предложения с обособленными определениями

 

4.

Умею находить их в тексте

 

5.

Умею расставлять знаки препинания при обособлении определения

 

 


 

Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения

Формативное оценивание как фактор мотивации успешного обучения

Формативное оценивание, проводимое в классе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную и репрезентативную картину умений детей и их прогресса

Формативное оценивание, проводимое в классе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную и репрезентативную картину умений детей и их прогресса

Этот мето д может поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально

Этот мето д может поощрять конструктивную оценку одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально

Последующий разбор может сравнить и противопоставить

Последующий разбор может сравнить и противопоставить

Обратная связь с учениками Шаги для проведения эффективной письменной обратной связи: ƒ

Обратная связь с учениками Шаги для проведения эффективной письменной обратной связи: ƒ

Задание: По какому принципу были разделены ученики на группы?

Задание: По какому принципу были разделены ученики на группы?

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 3 Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала (1-знаю хорошо, 2-сомневаюсь, 3-не знаю или знаю плохо) 1

Приложение 3 Выберите цифру 1-3 по уровню знания изученного материала (1-знаю хорошо, 2-сомневаюсь, 3-не знаю или знаю плохо) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020