Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Августовское секционное заседание учителей русского языка и литературы
:
«Формирование читательской и языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приёмы и методические находки»
Подготовила учитель русского языка и литературы
1 кв.категории
Дашкина Сабина Анваровна
26.08.2024 г. г. Альметьевск «СОШ № 21»
Формирование читательской и языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приёмы и методические находки
Функциональная грамотность школьников, то есть способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач - актуальная, значимая и приоритетная проблема.
В настоящее время у обучающихся наблюдается языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят в Интернете за гаджетами. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
На уроках русского языка и литературы мы формируем читательскую и языковую ФГ. В чем же различие языковой и читательской ФГ? Давайте разберемся.
Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!
А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
· выделять главную мысль всего текста или его частей;
· понимать информацию, содержащуюся в тексте;
· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
· применять информацию из текста в изменённой ситуации;
· критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Выделяют три группы умений
Обучающиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль.
Обучающиеся анализируют, и обобщают информацию, которая представлена в тексте. используют информацию из текста для различных целей.
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Уместно будет вспомнить, что Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;
– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС.
Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.
Проанализировав УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 5-9 классы» с точки зрения использования текстового материала и заданий к нему для формирования функциональной грамотности. Вот к каким выводам я пришла:
1)читательскую и языковую функциональную грамотность можно формировать практически на всех текстах УМК;
2)больше всего текстов на естественнонаучную тематику (это тексты о природе, о животных, о растениях, о музеях, о географических объектах, о видах транспорта, о художниках, композиторах, лингвистах и т.д.);
3)текстов для формирования креативного мышления НЕ достаточно.
Следовательно, мы не можем ограничиваться только учебниками.
Как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Приемы, представленные в данной презентации, способствуют формированию функциональной грамотности школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Я уверена, что многие активно используют эти приёмы на своих уроках, пусть это освежит в нашей памяти то, что мы применяем эти техники и формируем функциональную грамотность наших учеников практически на каждом уроке.
1. На этапе мотивации часто использую Приём «Лингвистическая задача»
Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Задачу можно дать в конце урока, чтобы проверить, насколько усвоен материал, или начать с нее следующее занятие.
— При изучении темы «Фразеологизмы» даём такую задачу:
герой рассказа Н. В. Гоголя « Нос» Ковалев сел в дрожки и скомандовал извозчику: «Валяй во всю ивановскую!» Как вы думаете, что должен сделать извозчик?
— Решите языковую задачу:
река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает её название?
(Чередование полногласия/неполногласия в корне слова: Смородина- Смрадная)
2. Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
3. Одним из любимых и часто используемых приемов является прием создания проблемных ситуаций. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Тема «Однородные и неоднородные определения»
1. Прочитайте имена прилагательные (клюквенный, малиновый, кислый, томатный, сладкий, соленый).
2. По какому признаку их можно разделить? (вид, вкус)
3. Запишите их в две группы. Подберите к ним подходящее по смыслу имя существительное (сок).
4. Составьте два предложения:1) со словами из одной группы; 2) со словами из разных групп. (Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок. Я люблю сладкий малиновый сок.)
5. Подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания. Что вас смущает?
6. Как вы думаете, в каком предложении определения будут однородными, а в каком – неоднородные? Почему?
Сформулируйте основной вопрос урока (Что такое однородные и неоднородные определения? Как их отличить?)
4.Прием «Реконструкция предложения». Нужно составить новое предложение, взяв из предложенных по определенному слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий, его можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» в 5-8 классах.
1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
2. Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
3. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
6. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.
5. Одним из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С пробелами». Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее.
Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить обучающихся восстановить текст.
Пример:
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (5 - 6 класс)
1. Имя существительное обозначает…
2. Отвечает на вопросы…
3. Начальная форма имени существительного - …
падеж … число.
4. Имена существительные имеют
следующие постоянные признаки:
… или …, … или …
Относятся к … или …, или … роду, к … ,
или … , или ….. склонению.
5. Изменяются по … и …
6. В предложении существительное обычно выступает в
роли …, … или … .
В 9 классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.
Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
На мой взгляд, взросление - это способность человека самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, стремиться к независимости, утверждать свое личное достоинство. Только взрослые люди смогут взять ответственность за себя и за других людей, управлять своей жизнью и расплачиваться за свои ошибки.
(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Итак , можно сделать вывод, что…….
6. Приём «Диктант значений». Способ словарного диктанта, во время которого учащимся диктуется не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Проводится для проверки усвоения правописания слов. На уроках литературы это может быть терминологический диктант.
Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »
«Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь» (Корреспондент)
«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» (Мировоззрение)
« Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»( Хоккей)
« Место, где продают билеты»( Касса)
«Дорога с рядами деревьев по сторонам»( Аллея)
Этот же прием используем на уроках литературы в любом классе и называем его «Терминологический диктант».
7. Прием «Мозаика».
Приём «Мозаика» универсален, его можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Данный прием формирует у учащихся способность понимать и использовать письменный текст, размышлять над его содержанием.
Тот же приём можем использовать на уроках литературы в группах:
Вот пример использования приёма «Мозаика» на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:
1. Собери картинку и оживи её.
2. Собери картинку и подбери к ней эпизод.
3. Собери картинки и расположи их в сюжетной последовательности.
4. События, описанные в рассказе, происходят…?
5. Опиши героя. Сравни героев. Отчего герой улыбается, почему взгрустнул?
8. «Кубик Блума» — это педагогическое средство, направленное на развитие критического мышления и креативности.
Он представляет собой бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы:
1. «Назови»: ориентирует на опознавание отличительных признаков явления и его определение.
2. «Почему»: связан с установлением причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями.
3. «Объясни»: требует раскрытия существенных признаков, закономерностей объекта.
4. «Предложи»: связан с развитием навыков практического применения полученных знаний.
5. «Придумай»: для раскрытия творческого потенциала.
6. «Поделись»: вопрос рефлексивного характера.
Данный приём помогает формировать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, критического анализа и оценки, что является неотъемлемой частью их развития как личности.
9. Составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста:
· Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
· Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы;
· По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники».
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Рассмотрим данный прием на примере текста «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.
Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов.
При изучении лингвистической информации мы активно используем сворачивание текста в кластер, при этом эффективно формируется читательская функциональная грамотность. Воссоздание информации по составленному кластеру формирует не только лингвистические компетенции, но и умение составлять собственный связный текст, и здесь мы формируем уже языковую функциональную грамотность..
10.В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
С какой же целью мы можем использовать синквейн на уроке?
1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
4. Получается у всех.
11. Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся – это прием «лови ошибку». Он формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Сначала, учитель об этом предупреждает детей. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, зная, что ошибки есть. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Позже учитель умышленно допускает ошибки, не предупреждая ребят, и самые внимательные находят их, обосновывая свой выбор и поощряются «5»!
Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые, стилистические ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока.
Например, дается набор предложений и задание к ним:
Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Внимательные дети, привыкшие к «подвохам» учителя, сразу увидят речевые ошибки. Таким образом, выполняя данное упражнение, мы не просто отрабатываем тему, но и формируем языковую грамотность.
Уместно будет организовать работу с паронимами:
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
12. Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать: -умение формулировать вопросы; -умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда?
Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ?
|
13. Концептуальная таблица |
|
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример |
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Помещик |
Окружающая обстановка |
портрет |
характер |
Отношение к просьбе Чичикова |
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) |
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой |
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами |
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу |
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян |
Коробочка (попал случайно во время дождя) |
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины |
Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее |
Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями |
Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу) |
Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки |
Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж |
Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт |
«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него |
14.Комплексный анализ текста. В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
15. Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
В рамках работы по формированию читательской грамотности информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
16. В жизни каждый из нас сталкивается с непониманием и становится участником конфликта даже не по своей воле. Вроде бы давно понятно, что конфликты лучше всего решать словесно — обсуждать проблему, высказывать своё мнение, выслушивать точку зрения собеседника, соглашаться на компромисс. Но всё равно вокруг тебя остаются люди, которые уверены — без агрессии и рукоприкладства не обойтись. Им кажется, что нежелание применять физическую силу — это признак слабости. Мы часто говорим о том, почему человек должен научиться регулировать ссоры и недопонимания спокойно, без использования кулаков, с помощью слова. На уроках словесности и развития речи используем прием разрешения конфликтов.
Для начала можно использовать художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций. Например, рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг» (5 класс)
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, − думает, − отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, стоящему рядом:
− Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
− Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Вместе с детьми анализируем поведение ребят, почему конфликт был исчерпан?
Позже предлагаем ребятам стать участниками конфликтной ситуации и предложить словесное разрешение данного конфликта ( ребята работают в группах).
Ситуация: У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что, если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?
- Как поступить в данной ситуации?
- Как не допустить конфликт между друзьями?
Каждая группа предлагает, обыгрывает свой выход из данной ситуации. Выбираем вместе наиболее удачный.
17. И мы предлагаем новый взгляд на домашние задания.
Развитию читательской и языковой грамотности должны способствовать и домашние задания. Проблема в том, что большой объём домашних заданий приводит к тому, что учащиеся либо отказываются их выполнять, либо выполняют частично и некачественно, либо исполняют задания учителя, накапливая при этом чувство бессмысленности и усталости, либо, что еще страшнее, списывают с ГДЗ. Формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план. Это касается не только учебных предметов «Русский язык» и «Литература».
Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов. Такие формы развивают универсальные учебные действия, среди которых ключевыми являются готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Перечислим некоторые из них.
1. Эффективными способами закрепления знаний, заключённых в учебных текстах, и одновременно проверки изучения текста являются составления планов: вопросных или тезисных. Они требуют некой рефлексии на прочитанный и осмысленный текст. Если заданный текст велик по объёму, целесообразно работу по составлению плана начать на уроке, а в качестве домашнего задания предложить закончить начатый план. Вместо плана может быть кластер. Ребятам предлагается составить опорный конспект( кластер) по изучаемой теме и «озвучить» его.
- Здесь уместно будет провести «конкурс шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий);
4) ученик сможет по своей шпаргалке дать грамотный связный ответ.
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
- Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов), написание аннотации к тексту параграфа. Данные задания позволяют проконтролировать понимание главного смысла текста, практической ценности заключённой в нём информации.
- Работа с учебниками других предметов. Например, при изучении темы сложноподчиненное предложение ученикам предлагается выписать 5 СПП из учебника истории или биологии, разобрать эти предложения и доказать правильность выбора.
- Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для лингвистических текстов (М.М. Разумовская)
- Творческая работа (сочинение – рассуждение, сочинение миниатюра, рассказ, отзыв (письменный, устный) или видеоотзыв о прочитанном произведении), письмо писателю или главному герою.
- Лингвистическое исследование текста.
- Подготовка иллюстраций к литературным произведениям.
- Рисование обложек к литературным произведениям.
- Инсценировка художественного произведения.
- Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров.
- Продолжение неоконченных произведений.
- Создание буктрейлеров.
Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника. Так, нельзя навязывать ученику то, что ему неинтересно (например, сочинять оду или сценарий, иллюстрировать прочитанное и т. п.). Нужно учитывать, что дети по-разному могут выполнить одно и то же задание. Так, одному ученику на выполнение упражнения потребуется пять минут, а другому двадцать. Если не придерживаться этого, задание, как это бывает часто, будут выполнять родители.
Таким образом, в заключение своего выступления, хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.
«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции»
Благодарю за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.