Мифтахова С.В.
Воспитатель
Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников
Современная психология затрагивается широкий спектр проблем, но более остро стоит вопрос о социализации. В процессе социализации формируются общественные и межличностные отношения, создаются важные социальные институты. Социализация является гарантом сохранения культуры и ценностей, человечности и толерантности, что позволяет данному процессу оказывать прямое и крайне важное влияние на жизнь общества. Однако, как отмечалось выше, на сегодняшний день по ряду причин социализация является проблемной областью психологии и вызывает трудности у современных людей.
Проблема социализации интересовала и продолжает интересовать как отечественных, так и зарубежных ученых на протяжении долгих лет. Знаменитый советский психолог, основатель исследовательской традиции Л.С. Выготский, внесший важный вклад в развитие отечественной науки и общества, также занимался этим вопросом. И здесь особое внимание он акцентировал на проблеме социализации детей дошкольного возраста, отмечая важность первых лет жизни человека: они составляют фундамент для становления человека как личности. Именно поэтому так важен период дошкольного детства, где закладываются наиболее значимые знания и навыки для успешной социализации.
Стоит отметить, что процесс социализации – многоаспектный процесс. В частности, в дошкольном детстве особое влияние на социализацию оказывают близкие взрослые, сверстники и педагоги. Коммуникативные навыки и социальный опыт появляются по мере получения опыта в игре и посредством наблюдения за взрослыми и социумом в целом. Один из наиболее важных источников процесса социализации – переживание, через которое ребенок и получает социальный опыт, знания и навыки. А переживания всегда сопровождаются эмоциями, что делает эмоциональный интеллект фактором, влияющим на процесс социализации.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы удалось выявить, что язык эмоций это вербальное обозначение эмоций, и он напрямую влияет на осознание эмоций. Отечественные ученные, в частности Е.И. Изотова, выявили, что трудности в словесном описании эмоции характеризуют низкий уровень ее осознанности. Таким образом становится очевидно, что развитие эмоциональной сферы и языка эмоций взаимозависимо. Вместе с тем в проведенных исследованиях убедительно доказывается, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие).
Опираясь на работы отечественных психологов, можно предположить, что человек начинает понимать и использовать слова, обозначающие эмоции, в раннем возрасте. К старшему дошкольному возрасту ребенок становится способным к вербализации своего эмоционального состояния, происходит освоение социальных форм выражения эмоций, опосредованное нравственными критериями эмоциональное реагирование. Однако, как описывалось выше, в современно мире существуют сложности, препятствующие адекватному развитию эмоционального интеллекта. Под непосредственным и опосредованным влиянием негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и другое) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается перегрузкам. Современное поколение менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Принимая во внимание личный опыт при взаимодействии со старшими дошкольниками (в рамках образовательной деятельности ДОУ), возникает предположение, что эмоциональный интеллект недостаточно высокого уровня по ряду причин: взрослое окружение уделяет недостаточно внимания эмоциям ребенка, эмоциональные состояния и проявления эмоций как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка не обсуждаются и не прорабатываются, модели эмоционального реагирования транслируемых в обществе и в СМИ неадекватны.
Приведенные выше факты указывают на необходимость проработки эмоциональной сферы старших дошкольников. Работа по развитию эмоционального интеллекта начиная со старшего дошкольного возраста позволит ребенку развиваться как личности, в будущем более успешно адаптироваться в новых коллективах, а также в общеобразовательном учреждении и современном мире в целом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.