Рузов А.В.,
учитель физики
ГБОУ СОШ пос. Чапаевский
м.р. Красноармейский
Самарской области
Формирование функциональной грамотности на уроках физики
Мы учимся, увы, для школы,
а не для жизни.
Сенека
(4 г. до н.э. — 65 г. н. э.)
Все науки
настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо одну
из них в отдельности от всех прочих
Рене Декарт
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев
Три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность.
· Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
· Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.
· Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Джордж Ноэл Гордон Байрон
“Дон Жyaн”:
“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его же и спасло,–
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звездам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлем свои машины.”
Вопросы для обсуждения:
О каком открытии И. Ньютона идет речь?
Как можно интерпретировать слова Байрона «И на Луну пошлем свои машины» сейчас?
А.А. Блок “Все чаще по городу брожу”...
“Запнулась
запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком...”
Вопросы для обсуждения:
Объясните падение всадника с точки зрения физики?
Что необходимо предпринять всаднику, чтобы не вылететь из седла?
А.А. Блок “Двенадцать”
“Завивает ветер
белый снежок.
Под снежком – ледок,
Скользко, тяжко, всякий ходок.
Скользит – ах, бедняжка!
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!..”
Вопросы для обсуждения:
Почему лед скользкий?
Как обезопасить себя от падений?
Что устанавливают на машинах, чтобы уменьшить скольжение?
Ю.П. Кузнецов «Отцепленный вагон»
Усыпил нас большой перегон,
Говорят, отцепили вагон
На каком-то безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдет вдоль разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнет – обнажится
То же зданьице, поле окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд
Вопросы для обсуждения:
Как можно объяснить эти поэтические строки?
Где вы наблюдали такое явление?
А.Т. Прасолов
«В тяжких волнах наружного гула»
В тяжких волнах наружного гула
И в прозрачном дрожанье стекла
Та же боль, что на время уснула,
И опять, отдохнув, проняла.
Вопросы для обсуждения:
Почему стекла в окнах иногда дрожат?
Где еще можно наблюдать данное явление? К чему может привести ? Как уменьшить?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Вопросы для обсуждения:
Когда Татьяна дышала «на стекла хладные», что можно было наблюдать?
Почему стекло стало «отуманенным»?
Чем отличается пар от тумана?
Ф. И. Тютчев
«Да, вы сдержали ваше слово…»
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
Вопросы для обсуждения:
Что поэт подразумевает под «точкой Архимеда»?
Используя рисунок, начертите схематически все необходимые элементы рычага.
И.В. Северянин «Идиллия»
Разведи костер у брода,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревает земля.
Вопросы для обсуждения:
Почему потрескивает хворост?
Вопросы для обсуждения:
Какие меры предосторожности нужно предусмотреть, чтобы избежать пожара?
К чему может привести пожар?
Можно таким способом «согреть землю»? Почему?
И. А. Бунин
«Бушует талая вода…»
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом.
Вопросы для обсуждения:
Почему весной «дымятся черные бугры»?
Найдите ошибку в строках И.А. Бунина?
В.А. Солоухин «Коля, назад!»
В парилке. «До стены – не дотронуться. До каменного сиденья – не дотронуться. На эти каменные сиденья положены деревянные из планок лежаки. Если из лежака подвысунется гвоздь и сядешь на него – готов волдырь. Однажды пришел к нам мыться человек с нательным крестом, не знал, что его нужно снимать (и мы не знали), на груди моментально появился ожог. С нашей парилкой шутки плохи».
Вопросы для обсуждения:
Почему в парилке металл кажется горячее дерева?
Что используют заядлые парильщики, чтобы не обжечься?
Как оказать первую медицинскую помощь при ожогах?
И.С.Тургенев «Записки охотника»
«Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное.»
Вопросы для обсуждения:
Зачем при повышении температуры человеку необходимо потогонное средство?
Каким прибором наличие водяных паров в воздухе?
Назовите недостатки и преимущества содержания паров воды в воздухе.
А.С. Пушкин
“Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой”.
Вопросы для обсуждения:
В примечании к этим строкам поэт пишет: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!». Почему в этих строках физика – плохая?
И.А.Крылов
Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад,
А щука тянет в воду. Кто виноват из них -
Судить не нам, да только воз и ныне там.
Вопросы для обсуждения:
В чем заключается ошибка с точки зрения
физических знаний? При каком условии возможно описываемая ситуация?
Г. Х. Андерсен
« Лист быстро поплыл по течению. Течение было сильное, и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж старая жаба никак не могла бы догнать Дюймовочку. Жабы кинулись вслед за беглянкой».
Вопросы для обсуждения:
В чем ошибка автора?
При каком условии жаба не догонит Дюймовочку?
Автор неизвестен
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
Вопросы для обсуждения:
В чем ошибка автора?
Какие изменения происходит с веществом?
Как ведут себя молекулы при этом?
Ж. Верн
«Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста километров в час, и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась позади».
Вопросы для обсуждения:
Сформулируйте вопросы к этим строкам автора.
(Возможные вопросы: В чем ошибка автора? При каком условии можно наблюдать описанные строки?)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.