ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Лазарева С.П., учитель
ГБОУ АО «Школа интернат №3 для обучающихся с ОВЗ» .
г.Астрахань
askosi2@yandex.ru
Аннотация: в статье отражены основные формы работы по формированию личностного самосовершенствования, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, компетентно-ориентированные задания.
Проблема компетентности личности обозначена как
приоритетная цель современного образования в “Стратегии модернизации содержания
общего среднего образования”.
Для жизненного успеха сегодня требуется
социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных
ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость,
своё “Я” в постоянно меняющихся условиях.
Необходимо формировать у учеников владение ключевыми
компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир,
развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни
проблемы.
Чему должны научиться ученики, чтобы
овладеть ключевыми компетенциями:
1.Изучать: уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений,
навыков; организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их; уметь решать проблемы; организовать свои собственные приёмы обучения; самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать: запрашивать различные базы данных; получать
информацию из различных источников; уметь работать с документами,
классифицировать их.
3. Думать: занимать позицию в дискуссиях и уметь
отстаивать своё мнение;
оценивать социальные привычки, связанные с
экологией окружающей среды, со здоровьем людей; уметь оценивать произведения
искусства и связывать с окружающей действительностью.
4. Адаптироваться.
География
- универсальный предмет, который открывает перед школьником большие возможности
для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику
сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Перед школой
поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно
добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро
ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих
развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Одним
из плодотворных направлений модернизации географического образования является
технология компетентностно-ориентированных заданий. В методической литературе
сформулированы ключевые компетенции образования.
Ключевыми компетенциями являются:
1.Изучать 2.Искать 3.Думать 4.Сотрудничать
Цель компетентностного подхода:
- учиться знать;
- учиться делать;
- учиться жить;
- учиться быть.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. Актуальна в этой ситуации китайская пословица:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою компетенцию.
5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик
осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных
способностей. Общекультурные компетенции формируются при
изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и
общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство
уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
Учебно-познавательные компетенции
формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает
знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется
статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную
работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными
навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности,
владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в
нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в
научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика
аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа
позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести
новые.
Виды работ, направленные на
усиление практической направленности школьной географии: работа с учебником,
географической научно-популярной литературой, работа с картами со
статистическим материалами картосхемами, работа на местности, наблюдение за
окружающей средой , работа с ресурсами СМИ, Интернет и учебные научные
проекты.
При всем многообразии технологий, форм
и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на
самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в
виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных
конспектов.
Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:
1) работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;
2) работа с картами и картосхемами;
3) работа со статистическими материалами;
4) работа на местности;
5) наблюдение за окружающей средой;
6) работа с ресурсами СМИ и Интернет;
7) учебные научные проекты.
Рассмотрим формы учебных занятий, которые использую на уроках географии:
1.Урок – путешествие.
2. Урок – конкурс, соревнование, турнир.
3.Урок – пресс-конференции.
4.Урок – деловая игра.
5. Урок – ролевая игра.
6.Урок типа КВН.
7.Урок – консультация.
8.Урок – общественный смотр знаний.
9.Урок - взаимообучения.
10.Урок – мастерская.
11.Урок - поиск.
12.Урок - аукцион.
Необходимым условием для реализации компетентносного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой, поэтому я, как учитель, выступаю как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно я создаю благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося.
Система работы учителя, возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии:
1.Помочь детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности.
2.Научить применять знания в конкретной ситуации.
3.Уметь достигать положительных результатов.
Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Использую 4 правила:
1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с учеником по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности учащегося.
3. Предоставлять ученику право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.
Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
- стимул,
- задачная формулировка,
- источник информации,
- бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
- инструмент проверки.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
- оценить уровень развития предметных знаний и умений;
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
- формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся.
Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.
Список литературы:
1. Гринченко Л.С. Формирование социокультурной
компетенции учащихся через реализацию межкультурных образовательных
проектов
2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к
проблеме ключевых
компетенций //
www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых
компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.-
с.61
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и
образовательные стандарты // Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.