Коммуникативные умения | ||
Сделать это мне… | Скорее тяжело | Скорее легко |
Говорить перед классом | 30% | 70% |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений | 35% | 65% |
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | 32% | 68% |
Отвечать у доски | 41% | 59% |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | 35% | 65% |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя | 46% | 54% |
Сообща работать в группе | 11% | 89% |
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное | 57% | 43% |
Коммуникативные навыки:- открытость, честность, прямота высказываний- умение слушать другого человека- способность к поиску компромисса- умение настаивать на своем- навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым- умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Каково же значение коммуникативных УУД для младшего школьника? 1. Они влияют на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе. 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Диалогические формы: - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх
Коммуникативный опыт:- как выстраивать межличностные отношения; - законы логики и аргументации; - этикет общения; - коммуникативными технологиями, в том числе информационными; - уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника; - уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.); - опыт самопрезентации; - реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения; - моделирования общения и речевого поведения; - быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях; -продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов; - самоконтроль и саморегулирование.
Коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Выстраивать межличностные отношения.
Через:
родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;
занятия по этикету;
тренинги;
классные часы;
моделирование общения и речевого поведения;
индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.
Через:- психологические исследования и диагностики; - серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»; - экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?» - дни здоровья; - спортивные соревнования; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - занятия по ПДД, ПБ; - тренинги «Роль в группе»; - самопрезентации; - конкурсы рисунков; - классные часы; - беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; - физкультминутки, походы и т. д.
Моделирование общения- Развиваю хорошее и борюсь с плохим. - Продуктивное разрешение конфликтов. - Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника. Через:- тренинги; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников; - работа по коррекции выявленных недостатков; - классные часы; - беседы.
Овладение информационно – коммуникативными технологиями- Где можно найти информацию для урока? - Как понять, что является главным? - Как запомнить самое главное? Через:- Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; - Составление опорных схем, рисунков; - умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного); - Знакомство с информационными технологиями. -Уроки информатики.
Развитие коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка Задания:- разбор слов по составу;- выделение группы слов с одинаковым корнем;- нахождение слов с одинаковыми-приставками и без приставок, объединение их в группы;- нахождение слов с одинаковыми суффиксами;- объяснение лексического значения слов.
Основные формы учебной коммуникации | |
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Пересказывать | Учебная беседа в группах |
Спрашивать и задавать вопросы | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц - турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | Готовность учащихся участвовать в урочном общении |
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
Комментировать вопросы и ответы | |
Делать сообщения | |
Рассказывать логично и последовательно |
2 этап | Простота и чёткость речевого высказывания |
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку | |
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
Умение использовать риторические вопросы | |
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | Умение вести беседу в паре, в группе |
Умение поддерживать беседу | |
Умение вести конструктивный диалог | |
Умение построить дискуссию и вести её | |
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
1 «Рассказ от первого лица»2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить – подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата – тоже результат; - голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Формирование коммуникативных УУД учащихся начальной школы на уроках окружающего мира.
• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),
• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.