Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Оценка 4.6

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
чтение
2 кл
26.01.2020
Формирование коммуникативных  УУД  на  уроках  литературного  чтения  в  начальной  школе.
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Формирование коммуникативных УУД.doc

Выполнила

Лагода Инна Викторовна,

учитель начальных классов

 

Формирование коммуникативных  УУД  на  уроках  литературного  чтения  в  начальной  школе.

 

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и  продолжает меняться, стремиться идти  в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные учебные действия (далее УУД).  Именно УУД  помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе.

В связи с этим 2011 году был принят Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирует нас на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности, подчеркивается, что «выпускник   начальной   школы   должен быть доброжелательный, умеющий   слушать   и    слышать   собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников увлечены компьютерной игрой, просмотрами мультфильмов забывая об играх на улицах в  дворовых коллективах, в дея­тельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести социальный опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. В книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова [1] указывается, что «уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» [1, с. 117] и ставит перед начальной школой задачу развития коммуникативных способностей, формирования навыков общения, расширения опыта конструктивного взаимодействия каждого младшего школьника. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения а значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

В ФГОС выделены следующие результаты коммуникативных УУД, которыми должен овладеть выпускник начальной школы.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог  и т.д.  занимает литературное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважения к мнению своего собеседника; умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и принимать позицию собеседника.

Я работаю учителем начальных классов с октября 2015 года, по программе «Начальная школа XXI века». Основные принципы построения курса «Литературное чтение»:

Системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы);

Эстетический – постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создает условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений.

Эмоциональности- учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев,  способности воспринимать художественный  мир автора;

Преемственности - связь разных уровней (этапов)литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

Курс литературного чтения направлен на решение комплекса задач: нравственно-эстетическое воспитание ребенка, развитие его общей культуры и интеллекта, становление основ читательской  деятельности, а также компонентов учебной деятельности; формирование коммуникативных УУД

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 – слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

На уроках литературного чтения использую следующие принципы коммуникативной направленности обучения:

- речевая направленность (обучение через общение);

- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

- новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);

- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

- личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Данные принципы помогают создать коммуникативные ситуации, т.е. благоприятные  условия для активного общения. Роль учителя - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Построение урока чтения зависит учебного материала (произведения), от его жанровых и образно-эмоциональных особенностей, от учебных задач.

- урок литературного слушания на таких уроках детям предлагается не только слушать учителя, но и высказывать свою точку зрения по прочитанному произведению, какие произведения этого автора дети знают работа с текстом в парах.

Творческие уроки дети проявляют свои читательские интересы к книге и чтению.

·       Урок сказка класс превращается в мир сказки, а дети в сказочных

героев. Весь класс делиться на группы. Первая группа представляет лис в сказках народов мира. Вторая группа готовить сказки о медведях. Третья группа – о зайцах.  Дети готовятся заранее. Подбирают книги о своем герое- животном. Инсценируют эпизоды из изученных сказок. Каждый ребенок выбирает себе команду, а также то с чем он хочет прийти на урок. Урок начинается с  рассматривания книг сказок. После этого дети  выполняют творческую работу. Коллективная работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания приобрести небольшой опыт самовыражения. Совместные эмоциональные переживания объединяют детей, служат основой для развития межличностных отношений.

·       Читательская конференция. Проводится 1 раз в полугодие.

Определенная  тематика и задания,  над которыми работают все учащиеся начальной школы.  В первом полугодии проводилась конференция на  тему: «Иван как образ русских сказок», во втором полугодии на тему: «Книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Конференции дают возможность раскрыться не только перед одноклассниками, но и перед большой аудиторией. Каждому учащемуся помогают, включится в коллективную работу, проявить инициативу в исследовательской деятельности.

·       Урок  утренник – это урок праздник. Такие уроки проводятся один-два

раза в год. В ходе изучения темы дети рисуют иллюстрации к произведениям, подбирают книги. Дети вспоминают загадки, считалки, скороговорки, стихи по теме чтения, а также инсценируют одно или два понравившихся произведения. Этапом урока является конкурс на звание «Лучшего знатока книг».

 Такие уроки помогают, произвести  самооценку что умеет и знает учащийся. Учитель на этом уроке помогает, учит, поддерживает, объясняет.

·       Урок проект. Данный урок проводиться во внеурочное время.

Представляем данные проекты в виде инсценировок небольших миниатюр. Ко дню матери, в постановке литературных театрализаций «Ожившие строки», к 8 Марта. Данные уроки учат работать в группе,  выполняя различные роли.

 В  своей  работе для  формирования коммуникативных учебных действий  использую  современные образовательные технологии, педагогические  методы и  приёмы. Остановлюсь  на   некоторых из них.

1.     Работа в парах или в группах – форма организации деятельности

учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:

 - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса;

 - ученик более точно оценивает свои возможности;

 - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 

- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

2. Речевые упражнения «Придумай продолжение текста». Дети в парах придумывают концовку текста по  сказкам. По написанному тексту или по сюжетным картинкам. «Расскажи от лица героев», «Продолжи сказку» Начинает рассказывать сказку один ребенок и по цепочке друг за другом дети придумывают продолжение сказки и развитие событий.

3 .Технология  решения изобретательских задач.

«Лови ошибку!»

       Объясняя материал,  намеренно допускаю ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Например:

Тема урока:  Н.И. Сладков  «Апрельские шутки». (2 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве писателя. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о Н.И. Сладкове  с фактическими ошибками.

Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.

4. Игровые технологии.

       Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.

       Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отве­чают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продол­жается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная ди­дактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

5.Технология проблемного обучения.

       Метод проблемного изложения материала  дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

6. Технология уровневой дифференциации.

       Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке чтения дети  получают задание: создать словесный портрет. Весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, по­лучающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произ­ведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера.

         Данные  методы и технологии  способствуют формированию не только коммуникативных, но и познавательных, регулятивных, и личностных УУД,

затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

позволяют  проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств.

К началу учебной года в октябре 2015г. был проведен мониторинг по сформированности коммуникативных УУД оценивался по результатам теста КОС (методика определения коммуникативных и организаторский способностей).

Уровень

Количество детей

Высокий

-

Выше среднего

2

Средний

6

Ниже среднего и низкий

2

 

Двоим детям 20% присущ уровень развития выше среднего. Дети с такими показателями не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

(60%) обучающихся обладают средними коммуникативными и организаторскими способностями. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают своё мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьёзной и планомерной работе с ними по формированию коммуникативных  и организаторских  склонностей.

Для 2(20 %) учеников класса характерен низкий и ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских способностей. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать  принятия самостоятельных решений . Данные дети на начальный период времени были изолированными детьми в коллективе. К концу учебного года наблюдается существенные изменения, дети скорее принятые чем отвергнутые. Активно включаю таких детей в совместную деятельность с детьми класса.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий  не только сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен, но и  является трансляцией духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

1.     Федеральный Образовательный Стандарт Начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.

2.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/( А.Г. Асмолов, Г.Б. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.

3.     Основная образовательная программа  образовательного учреждения «Начальная школа XXI века».

4.     Литературное чтение: 2 класс : методическое пособие/ Л.А. Ефросинина.-4-е изд., дораб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-304 с.


Скачано с www.znanio.ru

Выполнила Лагода Инна Викторовна, учитель начальных классов

Выполнила Лагода Инна Викторовна, учитель начальных классов

Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» [1, с

Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» [1, с

Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т

Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т

Преемственности - связь разных уровней (этапов)литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства

Преемственности - связь разных уровней (этапов)литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства

Данные принципы помогают создать коммуникативные ситуации, т

Данные принципы помогают создать коммуникативные ситуации, т

Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека

К началу учебной года в октябре 2015г

К началу учебной года в октябре 2015г

Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений

Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений

Библиография. 1. Федеральный

Библиография. 1. Федеральный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020