Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Организация
внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных
учебных действий, так как внеурочная деятельность является продолжением того,
над чем проводится работа в урочное время. Универсальное учебное действие (УУД)
– элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не
только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной
деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями,
умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию,
саморазвитию. Это заложено во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на
основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана,
организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы
обучения; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие
в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов Начального Общего Образования [4].
Младший школьный возраст является благоприятным для
формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения
индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в
качестве одной из основных задач начального образования является создание
оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации
достижения, инициативы, самостоятельности учащегося [1].
Для
младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение
слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации.
Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на
низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их
формирования, соответствующие данному возрасту. Эффективным средством
формирования коммуникативных универсальных учебных действий является работа в
группе, использование различных упражнений и игр [5].
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации [3].
Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их
мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор,
воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеурочная
деятельность является наиболее эффективным средством формирования
коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным
особенностям младших школьников деятельностью.
Литература
1. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Автореферат / И.А. Гришанова. – Ижевск. 2010. – 39 с.
2. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
3. Советова, Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: глоссарий [Электронный ресурс]. – www.standart.edu.ru
5. Эльконин, Д.Б Психология игры / Д.Б.
Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.