Формирование математической грамотности и креативного мышления.

  • pptx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математическая граммотность.pptx

Все права защищены. Никакая часть презентации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в Интернете и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ, для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. © АО «Издательство «Просвещение», 2021 г.

Математическая грамотность и креативное мышление

2

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности школьников

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Официальный интернет-портал правовой информации

ФГОС ООО

3

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности школьников

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

4

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности школьников

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Почему не ослабевает интерес к этой проблеме?
Почему особый интерес вызывает именно математическая грамотность и креативное мышление?

5

Чем вызван интерес к функциональной грамотности?
Почему особо выделяют математическую грамотность и креативное мышление?

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Ведущий компонент в
PISA-2021-2022.
Участвуют сегодняшние
восьмиклассники

Ведущий компонент в
PISA-2015 и 2025.
Участвуют сегодняшние
пятиклассники

Основные компоненты

Дополнительные компоненты

Ведущий компонент
в PISA-2022
Новое
направление!

Как учащиеся применяют
базовые знания и навыки для решения повседневных задач.
Учимся для жизни!

6

«СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» ГРАМОТНОСТИ

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

7

Вопросы учителей

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Какой учитель предметник должен учить школьников креативному мышлению?
Может ли это быть, например, математик?
Как обозначить связь между математической грамотностью и креативным мышлением и есть ли в этом необходимость?

8

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Формирование и развитие креативного мышления, точно так же как формирование и развитие
-метапредметных действий,
-информационной культуры и ИКТ навыков,
-читательской грамотности,
Забота и ответственность каждого педагога

9

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Базовые логические действия: Сравнение

Сравнение

Что общего?
Чем различаются?
Сравни героев
Сравни поступки
Сравни явления

Диаграммы Эйлера-Венна

ВАЖНО!
Сравнение должно иметь смысл!

общее

отличия

отличия

10

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Базовые логические действия: классификация, обобщение

Категоризация и Классификация

Дихотомическая классификация
Маркировка
Сортировка
Группировка
Сериация (упорядочивание)
Установление родо-видовых отношений

Выдели 2-3 группы
Раздели на 2-3-4… группы
Наведи порядок
Расположи по порядку

Обобщение

Назови группу
Собери все картинки
Что общего У ВСЕХ объектов данного класса (данной группы)?

Подведение под понятие

11

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Начальная школа. Окружающий мир

12

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Действие классификации в разных предметах

Книжная выставка. Литература

13

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Действие классификации в разных предметах

Порядок на столе. Технология

Зоопарк. Биология

Вещества и материалы. Химия

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

14

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Классификация: примеры затруднений у 15-летних

15-летние учащиеся при группировке объектов не могут подобрать обобщающее слово, опираются на бытовые знания.
Жидкое/Твёрдое – выделили менее половины, связать это с агрегатным состоянием смогли менее 10%, было аграрное состояние
К агрегатному состоянию относят: жидкое/сухое, твёрдое/мягкое, жидкое/кристаллическое

Нет понимания о связи основания с подгруппами
использование в пищу: морское и белое
ЦВЕТ: белый и белый
жидкость: жидкий и жидкий

твердые: мягкие и плотные
(резина и древесина)

рассыпчатость: жидкие и твердые

вода

уксус

песок

чернила

яблоко

сода

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

15

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Какие еще логические действия помогают формировать креативное мышление

Анализ и Синтез

Назови свойства
Анализ слова, предложения, текста
Анализ героев
Анализ явления, ситуации

анализ – понимание через изучение частей, – присутствует в учебном процессе повсеместно

синтез – понимание через связь, через объединение составляющих, – встречается крайне редко

Свяжи объекты по смыслу
Выложи фигуру
Составь (фразу, текст, узор, задачу, пазл, …)
Смоделируй ситуацию

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

16

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Какие еще логические действия помогают формировать креативное мышление

Аналогия

Прямые:
Найди похожее решение в другой области
Реши, запиши … по аналогии
Выполни рассуждение, доказательство по аналогии

Символические:
Найди аналогию и запиши её кратким выражение (например, мороженое – сладкий лёд)
Запиши знаком
Подбери метафору, символ

Фантастические:
Придумай аналогию с нереаль-ными героями, обстоятельствами или средой (например, сказку)

Личные:
Я – часть данного объекта, механизма, процесса …

Образные высказывания, афоризмы:
Здоровье – погода, возраст – климат. Славомир Врублевский
Наука – это спектральный анализ; искусство – синтез света. Карл Краус,

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

17

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО…

Функциональная грамотность – это готовность и способность к решению проблем.
Функциональная грамотность – это не новые знания.
В первую очередь, это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт.
Это способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков.
Поэтому очень важно, КАКИЕ учебные задания и КАК предлагает педагог учащимся

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

18

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Главное отличие между традиционными академическими учебными заданиями и заданиями для формирования функциональной грамотности

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

19

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Примеры заданий: традиционные, математическая грамотность, креативное мышление (решение проблем)

19

Забытый телефон. Легенда. Мама пошла на электричку. Вскоре после её ухода обнаружилось, что она забыла телефон.


При каких условиях сыну есть смысл попытаться её догнать?
Какие дополнительные данные необходимы? Примите разумные допущения, сделайте вывод и подтвердите свой ответ вычислениями.


Догонит ли её сын, если …
-он может бежать с втрое большей скоростью?
-он может добежать до станции за 6 минут, на часах 8.39, а электричка отходит в 8.47?
-…


Предложите три разных, как можно больше отличающихся друг от друга способа, как догнать маму. Сделайте разумные допущения и подтвердите свой ответ вычислениями.


Дополните легенду необходимыми данными или схемой и составьте математическую задачу

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

20

Концептуальная рамка оценки функциональной грамотности в исследовании PISA

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Разделы математики

Цели чтения

Здоровье, ресурсы
окружающая среда,
связь науки и технологии

давать научные объяснения,
применять естественно-научные методы исследования,
интерпретировать данные, делать выводы

Содержательная
модель

Контексты
или ситуации

Работать с информацией:
находить и извлекать,
осмысливать и оценивать,
интерпретировать

Естественно-научные предметы
Методология

Формулировать, применять интерпретировать и оценивать результаты с позиций математики и реальной проблемы

Мир индивидуума, социума,
образования и науки

Типы текста

Компетентностная
модель

БЛОК
ЗАДАНИЙ

Естественно–научная грамотность

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Креативное мышление

Самовыражение, Решение проблем

Образование, быт, наука и технология, культура, социум

Выдвижение, оценка и доработка идей

21

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Математическая грамотность

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1

22

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Примеры объяснений.

1. Придёт в 2,5 раза больше гостей, значит, надо 5 яиц
(2 · 2,5 = 5). Хватит

2. 5 : 2 = 2,5, 2∙2,5 = 5 (яиц), 5 < 10. Хватит

Математическая грамотность

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1

23

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Математическая грамотность

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1

24

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Пример объяснения.
1) 5 : 2 = 2,5 — во столько раз больше нужно взять фруктозы, чтобы хватило на новое число гостей;
2) 3 · 2,5 = 7,5 (ст. л.) —столько потребуется столовых
ложек фруктозы;
3) 25∙7,5 = 187,5≈188 г — столько потребуется граммов
фруктозы;
4) 188 г меньше, чем 0,5 кг, значит, фруктозы, которая
есть дома, будет достаточно

Математическая грамотность

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1

25

Ресурсы для формирования функциональной грамотности школьников

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»

26

Ресурсы для формирования функциональной грамотности школьников

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Цифровой банк заданий по функциональной грамотности.
Удобно, доступно, эффективно

27

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1—9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA.

Каждое задание представлено в виде ситуации с тремя уровнями сложности

Для учеников 1—4 классов направлены на отработку метапредметных навыков

Более 500 заданий, банк постоянно пополняется
Охватывает все основные предметы школьной программы
Полнофункциональный тренажер, который имитирует задания PISA

Задания

Для учеников 5—9 классов направлены на развитие:
читательской грамотности;
математической грамотности;
естественно-научной грамотности;
креативного мышления

Разработано более 10 различных типов и форматов заданий

28

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день.
Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

Заглянем в банк заданий

29

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Заглянем в банк заданий

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

30

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

Скрыть описание ситуации

Экранная клавиатура

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

31

Скрыть описание ситуации

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

32

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

33

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

34

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

35

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Решение
Площадь забора: 1,8 • 130 = 234 (м2).
Количество литров краски, необходимой для покраски забора: 234 : 10 = 23,4 (л).
Количество банок краски, необходимой для покраски забора: 23,4 : 2 = 11,7.
То есть потребуется 12 банок краски.

36

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

37

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Решение
На заданном участке можно разместить не более 6 саженцев.
Магазин А: 350 ∙ 6 + 1000 = 3100 (р.).
Магазин В: 380 ∙ 6 = 2280 (р.).
Минимальная стоимость за саженцы 2280 рублей

38

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Функциональная грамотность. Математика на каждый день. Тренажёр. 6-8 классы. Т.Ф. Сергеева

39

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Заглянем в банк заданий

Цифровой банк заданий

40

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1

Заглянем в банк заданий

Цифровой банк заданий

41

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Заглянем в банк заданий

Цифровой банк заданий

42

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Скрыть описание ситуации

Экранная клавиатура

Цифровой банк заданий

43

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Скрыть описание ситуации

Цифровой банк заданий

44

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

45

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

ЗАДАНИЯ НА ПИСЬМЕННОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

Рассмотрите картину. Как вы думаете, о чём может быть эта книга? Предложите такую версию, о которой подумает не каждый.
Источник https://cdn.pixabay.com/photo/2015/06/02/12/59/book-794978_960_720.jpg

Придумать заголовок
-креативный, такой, который придумает не каждый, или
-два-три разных, которые как можно больше различаются между собой

Придумать сюжет

Придумать продолжение

Придумать диалог

Цифровой банк заданий

46

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

PISA-2021. Пилот. примеры затруднений у 15-летних:
ПИСЬМЕННОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

Нет понимания, что означает описать сюжет. Часто пишут одно предложение, и в нём нет связанной и последовательной истории, которая описывала бы сюжет, не происходят никакие действия. 

Первый человек в космосе со своей сильной и чудесной ракетой. А что случилось вы узнаете, когда прочтете книгу.

Описывают иллюстрацию, а не сюжет

Пишут о своих ассоциациях, навеянных иллюстрацией, не связывая их ни с текстом задания, ни с иллюстрацией.

Пишут общие фразы, которые подойдут под любую историю.

У них будет много приключений и разных интересных ситуаций, они станут лучшими друзьями.

При написании/продолжении диалога часто не выходят за уровень базовых реплик: «Привет», «Пока», «Как жизнь»,..
Трудно придумать оригинальный диалог.
Забывают персонажей диалога, путают их имена, придумывают свои.

ОЦЕНИВАТЬ ВСЕГДА НАДО ТО, ЧТО ХОТИМ ПРОВЕРИТЬ

КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КРИТЕРИИ

БЕГЛОСТЬ, продуктивность

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, НЕСТАНДАРТНОСТЬ

РАЗРАБОТАННОСТЬ, ПРОРАБОТКА

ВЫДВИЖЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИДЕЙ

КОЛИЧЕСТВО ИДЕЙ

ГИБКОСТЬ, РАЗНООБРАЗИЕ

ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ИДЕИ

ДОРАБОТКА ИДЕИ

ОТЛИЧИЕ ИДЕЙ

ЧАСТОТНОСТЬ ИДЕИ

ДЕТАЛЬНОСТЬ, ЯСНОСТЬ ИДЕИ

Соответствие теме и требованиям задания

47

В заданиях на оценку креативного мышления обычно используются следующие критерии:
приемлемость/неприемлемость идеи
количество идей
количество различающихся идей
оригинальность/стандартность идеи
количество различающихся и оригинальных идей
проработанность/непроработанность идеи
количество различающихся и проработанных идей
количество оригинальных и проработанных идей

48

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КРИТЕРИИ

48

49

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТВЕТОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ И КАТЕГОРИЙ

49

50

В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

Какие возможные категории идей вопросов вы бы выделили?
КАКОЙ ОТВЕТ ВЫ БЫ ПОСЧИТАЛИ НЕПРИЕМЛЕМЫМ?

50

51

Вопросы учителей

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Что делать, если ваш класс попал в российскую выборку?
Как можно помочь детям лучше подготовиться?

52

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

Как помочь детям?

Сформировать лояльное отношение к тесту PISA

Познакомить с представлением о креативности

Познакомить с разными типами заданий, особенностями их формулировок и выполнения

Познакомить с оценками, которые даются разным вариантам ответов

Рекомендуем организовать работу учащихся в группах

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

СБОРНИКИ ЭТАЛОННЫХ ИЗДАНИЙ
под редакцией Г.С. Ковалёвой

Предназначены для формирования и оценки всех направлений функциональной грамотности международного сравнительного исследования PISA
Содержат обучающие и тренировочные задания, охватывающие все содержательные и компетентностные аспекты оценки функциональной грамотности по каждой из областей. Приводятся развёрнутые описания особенностей оценки заданий, рекомендации по использованию системы заданий и их оценки. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций
Могут быть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности.

Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

53

© АО «Издательство «Просвещение», 2021

54

Просвещение. Поддержка

Портал, на котором собраны материалы в помощь учителям и родителям для организации обучения
Консультации при выполнении домашних заданий в видеоформате
 Обмен лучшими практиками, их апробация и распространение в сотрудничестве с органами управления образованием

© ГК «Просвещение», 2021

Группа компаний «Просвещение»
Адрес: 127473, г. Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3, подъезд 8, бизнес-центр «Новослободский»
Горячая линия: vopros@prosv.ru

ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Отдел методической поддержки педагогов и ОО
Ведущий методист по математике
Зубкова Екатерина Дмитриевна
Моб. телефон 8 (919) 839-05-78
E-mail: EZubkova@prosv.ru

Уважаемые коллеги!
Заинтересовавшие вас пособия вы можете приобрести
в нашем интернет-магазине
со скидкой 10% по промокоду
WEBPROSV

АО «Издательство «Просвещение» - Экспертный совет
руководитель центра развития и управления качеством продукта
Логинова Ольга Борисовна
E-mail: OLoginova@prosv.ru