Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г.Ворсма Павловского района Нижегородской области
Обобщение педагогического опыта
Статья
«Формирование
познавательного интереса обучающихся 5 класса
к предмету Технология с помощью игры»
Автор: Юрова Ольга Борисовна, учитель МБОУ СШ №2 г.Ворсма
Мое профессиональное кредо - это слова российского педагога, заслуженного учителя РСФСР, Чернова Петра Никифоровича:
«Учитель никогда не должен забывать, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Дети приходят к нам в школу в 5 класс из начальной школы. В начале учебного года провожу диагностику учащихся на тему предметных интересов по методике Натальи Лускановой.
Результаты показали, что уровень интереса к предмету невысокий. Учащиеся испытывают интерес преимущественно к предметам русский язык, математика, изо, литература.
Передо мной встала задача разбудить интерес учащихся к своему предмету, пробудить активность на уроке.
Спасительным средством в этой проблеме явилось использование на уроках различных видов игровой деятельности.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Вот и я стремлюсь к тому, чтобы в глазах моих деток вспыхнула искорка пытливости и любознательности к уроку технология.
Познавательный интерес – это активное, эмоционально – познавательное отношение человека к миру.
Передо мной встал вопрос, как заинтересовать детей учебой, сделать так, чтобы им было интересно, чтобы на уроках проявлялась детская активность? Этот вопрос в педагогической практике давно рассматривается и изучается.
Первое серьезное упоминание об интересе содержится в трудах Я.А.Каменского. Решение проблемы формирования и развития интереса он связывал с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемирной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей.
Эту мысль поддерживали Леонтьев А. Н., Выготский Лев Семенович, Ушинский К.Д.
Освещая вопросы методики игры, Антон Семенович Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.
А как пробудить познавательный интерес на уроке?
Анализируя педагогическую литературу, я выявила, что многие педагоги для развития познавательного интереса советуют применять игровой метод обучения.
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Но оно формирует способности учиться и развивает познавательный интерес школьников.
Все это и стало условием формирования моей педагогической деятельности!
Методические
условия я рассматривала на материалах Татьяны Рик. Она предлагает игровые
задания и сюжетно-ролевые игры, способствующие быстрому и прочному усвоению
учебного материала, повышению уровня грамотности, развитию творческих
способностей учащихся.
Используя игровой метод, я организую
урочную и внеурочную деятельность, а опытом работы делюсь на методических
объединениях учителей – предметников (творческие группы, сетевые педагогические
сообщества).
В рамках достаточно широкого понятия “ познавательный интерес ” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. НО:
1. у учащихся пропадает интерес к изготовлению швейных изделий; они говорят: «Зачем мне учиться шить, когда можно пойти и купить готовую вещь?» У них нет интереса к предмету. А это - нежелание учиться, трудиться. У детей пропадает интерес к обучению и труду.
2. меняются времена, а вместе и с ними нравы. Телевидение, интернет, гаджеты… Нет участия родителей в привитии детям навыков труда, ответственности за трудовую деятельность. Мамы заняты работой. А ведь мама первая должна объяснить дочери: - Зачем уметь шить, вязать, - Зачем уметь готовить вкусную здоровую пищу, - Что такое домашний очаг и зачем его хранить. Современные дети утверждают, что все можно купить в магазине, ремонт в квартире сделают другие... Но, все это они рассчитывают приобрести на деньги, соизмеримые с доходами родителей. А что ждет каждого «завтра» - редко кто задумывается.
3. Наш родной предмет технология не стоит в списке обязательных предметов по сдаче государственных экзаменов. Учащиеся считают его ненужным!! А ведь именно технология – это фундамент для будущей социализации личности.
А в свете требований ФГОС нового поколения эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Поэтому актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Необходимо заинтересовать обучающихся. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в новой школе, где новые учителя, новые предметы, я решила на своих уроках использовать игровой метод, основываясь на методике Эльконина – Давыдова (Даниил Бр. И Вас.Вас.).
Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.
Отсюда следует, что использование дидактических игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса по ФГОС
Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования познавательного интереса обучающихся 5 класса на уроках технологии.
Для этого решаю следующие задачи:
Ø Проанализировать курс технологии и выбрать темы, по которым возможно составить систему практического применения игры как метода обучения;
Ø Разработать и внедрить в образовательный процесс материалы по дидактическим играм;
Ø Подобрать диагностический инструментарий по определенной степени формирования познавательного интереса учащихся 5 класса к уроку технологии.
Ведущая идея
Игра – важная составляющая жизни любого ребенка.
С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.
На уроках технологии игровой метод – это не просто игра детей. Игра решает ряд функций:
Функции дидактической игры |
|
Обучающая |
Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор |
Воспитательная |
Оказывает влияние на детскую личность |
Ориентационная |
Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем |
Мотивационно-побудительная |
Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом |
Т.О. использование игры для формирования познавательного интереса обучающихся 5 класса к уроку технологии является фундаментом для более успешной социализации в будущей жизни.
Объектом исследования: познавательный интерес учащихся
Предмет исследования: игровые технологии как форма организации познавательного интереса на уроке.
Начало любой игры – это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные (нестандартные, необыкновенные) способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- практически закреплять полученные знания;
- формировать мотивационную сферу учащихся;
- расширять кругозор детей;
- формировать навык совместной деятельности.
Вся эта сущность игровых технологий основывается на целевых ориентирах:
1. Дидактические – когда расширяется кругозор, улучшается познавательная деятельность, формируется определенные умения и навыки, развиваются трудовые навыки
2. Воспитывающие - проявляется самостоятельность, воля, нравственные, эстетические позиции, Эти ориентиры способствуют сотрудничеству, коллективизму, общительности, коммуникативности.
3. Развивающие - развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазию, творческие способности, развивают мотивацию к учебной деятельности.
4. Социализирующие - приобщают к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды, к саморегуляции, обучают общению.
Проанализировав курс «Технологии ведения дома» за 5 класс,
я пришла к выводу, что игры можно вводить во многие темы программы и на разных этапах урока.
Например:
Игра «Собери урожай»
Этот игровой метод я использую на мотивационном этапе урока, подводя учащихся к осознанию темы урока. Применяю парный и групповой метод деятельности учащихся. Ключевое слово «собери» (пазл, орнамент)
Игра «Ателье» - этот игровой момент я использую на этапе практической деятельности учащихся, где они осуществляют учебные действия. Применяю парный метод деятельности учащихся. (учитель консультирует)
Кроссворд, тест - использую на этапе осуществления контроля, где применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. (учитель консультирует)
Проблемные ситуации - применяю на этапе коррекции. Предлагается решить проблемные ситуации, учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. (учитель советует, помогает)
Да, дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перенагружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии я считаю 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать познавательный интерес обучающихся и поможет им легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом для них станут такие слова: «Играю –Думаю – Учусь действовать самостоятельно».
Игровой метод может быть использован и на уроках технологии в 6-7 классах, а также на других предметах.
В конце учебного года я опять провожу анкетирование учащихся по методике Н.Лускановой, и наблюдаю повышенный интерес учащихся к предмету технология.
Они проявляют желание принимать участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, а также с удовольствием принимают участие во внеурочной деятельности.
Своим опытом я делюсь с другими преподавателями на информационных страницах в Интернете, на творческих группах с учителями – предметниками.
И в заключении мне хочется сказать:
Применение игровых методов на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями игры. В связи с этим применение различных видов игр в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным. Использование развивающих дидактических игр и занимательного материала на уроках технологии способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников
Список использованных источников:
1. Харламов И.Ф. Педагогика, Москва, Высшая школа, 1990
2. Игровые технологии http://pandia.ru/text/80/029/21527.php
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, С-П, Питер, 2000
4. Пидкасистый П.И. Педагогика, М., Российское педагогическое агентство, 1996
5. Подласый И.П. Педагогика, книга 1, М., Владос, 1999
6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях, М., Педагогическое общество России, 2000
7. Организация внеурочной деятельности младших школьников, Н.Н., НИРО, 2011
8. Методики Эльконина – Давыдова http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям http://www.libok.net/writer/4242/kniga/12176/suhomlinskiy_va/serdtse_otdayu_detyam/read/19
10. Педагогическая деятельность и теория А.С.Макаренко http://www.studfiles.ru/preview/4217024/page:30
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.