Тема: Формирование познавательного интереса у детей на занятиях естественнонаучной направленности
«Природа и воспитание подобны.
А именно: воспитание перестраивает человека,
И преобразуя, создаёт ему вторую природу».
Демокрит.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К.Д Ушинский называл природу великой воспитательницей. В течение всей своей работы углубленно занимаюсь развитием у детей познавательного интереса к природе. В процессе работы с детьми заметила, что в ходе конкретных наблюдений за живой природой, они с лёгкостью могут установить связь между различными природными явлениями. При изучении природы открываются возможности и для эстетического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого провожу экскурсии. Во время экскурсии, советую детям быть внимательными, замечать что-то необычное в природе, видеть неповторимую красоту деревьев, слушать «разговор» птиц.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она рассуждать», - писал известный психолог. Чтобы «наполнить головы детей» интересным содержанием, провожу с ними различные опыты (вода, воздух, природный материал). Итак, выявление простейших связей, доступных пониманию дошкольников, способствует развитию умственных способностей.
К. Д. Ушинский отмечал положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды на один род».
Разнообразие предметной и природной среды, которая окружает детей, позволяет использовать в работе самые различные методы, формы и приёмы. Формы работы:
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность (проект «Бабочка», «Как всё живое растёт?»);
- экспериментирование («Вода и её свойства», «Воздух - невидимка»);
- дидактические игры «Найди дерево по листочку», «Где что растёт?», «Дерево, куст, трава».
- викторины («Домашние и дикие животные», «Летающие цветы»), сочинение загадок;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и прочее).
Методы: длительные наблюдения за птицами в группе или на участке, включение игровых обучающих ситуаций на занятиях, экскурсиях, работу с календарями.
Создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых событий. В общении с детьми реализую изначально позитивный взгляд на них, воспитываю способом одобрения, помощи и поддержки. В педагогической деятельности педагог реализует себя как личность: широко и разнообразно использую свои умения, способности, интерес к экологическому воспитанию. Увлечённость педагога может оказать глубокое воздействие на детей и вывести его самого на разработку нового направления в экологическом воспитании.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
На смену нам идёт новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослым, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остаётся в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попадали в зимний лес! Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.