«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Оценка 4.8

«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе»

Оценка 4.8
doc
31.01.2020
«Формирование познавательных  УУД на уроках русского языка в      начальной школе»
Статья Пед чтения Сергеева В М.doc

филиал МАОА «Бизинская СОШ»- »Ворогушинская ООШ

 

 

 

 

«Формирование познавательных  УУД на уроках русского языка в      начальной школе»

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила: Сергеева В.М.,

                                                                               учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

Аннотация

 Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах..

Введение

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе перед учителем стоят задачи не только научить учащихся читать, считать и писать, но и формировать две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии

Цель работы: Формирование личности,  способной к саморазвитию и совершенствованию через развитие познавательных УУД

Задачи:1.изучить формы,методы , технологии по развитию познавательных УУД

2. научить видеть и находить учебно-познавательные проблемы

3.научить креативным навыкам: добывать знания непосредственно из окружающей действительности 

Ведение

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,  метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальном звене      целесообразны следующие виды заданий: сравни, найди отличия, сравни найди отличия (можно задать их количество),  на что похоже?,  поиск лишнего,  лабиринты, составление схем-опор, активно  использование технологии развития критического мышления (кластер, синквейн), работа с разного вида таблицами; работа со словарями.

В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его. Таким образом осуществляем дифференцированное обучение


1.                 Горе, нагорный, горевать.

2.                 Вода, водяной, водить.

3.                 Переносить, переносица, носовой.

4.                 Речонка, речь, заречье.

5.                 Морской, морить, моряк.


Варианты заданий:

1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.

2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.

3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.

4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.

Можно предложить задание: Подготовьте развернутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники . Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс  в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.

“Развиваем логику”   По определению назови слово:


§        хрустящий, зелёный, пупырчатый;

§        маленькая, пугливая, компьютерная;

§        интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.


“Закодированное слово” или  «Зашифрованное слово»

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются

Задание Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ). Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

Задание  Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.Заполните таблицу примерами из текста:

Ос.нью в д.ождливый серый день проск.кал по гор.ду олень.

Он л.тел над гулкой м.стовой рыж.м лесом пущенной стр.лой.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 

 

- Какие виды УУД формируем? Осуществлять синтез как составление целого из его частей; проводить сравнение . Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; работать с таблицами.

Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям.

Цель выполнения таких заданий состоит в   умении находить существенные признаки для обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.

         Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

         В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.

     В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Пример.

Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы

а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

Педагогические условия для формирования познавательных УУД:

1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать "эмоциональную поддержку".

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание рассуждать ("я думаю, что...") играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

Заключение 

Анализ результатов показывает, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся:

- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;

- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;

- успешно осваивается более сложный учебный материал;

- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;

- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;

- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;

- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в рамках освоения темы.

     Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

 

 

Литература

1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.Начальная школа. – 1991.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. М. «Просвещение», 2008.

3. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5

3.. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы/ О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12

4. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников/ М.И. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №3.

5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.


МАОА «Бизинская СОШ»- »Ворогушинская

МАОА «Бизинская СОШ»- »Ворогушинская

Аннотация Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся

Аннотация Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т

Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов

Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов

Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»

Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»

Сгруппируйте слова по определенному признаку

Сгруппируйте слова по определенному признаку

Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в…

Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в…

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020