филиал МАОА «Бизинская СОШ»- »Ворогушинская ООШ
«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Выполнила: Сергеева В.М.,
учитель начальных классов
2020г.
Аннотация
Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах..
Введение
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе перед учителем стоят задачи не только научить учащихся читать, считать и писать, но и формировать две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии
Цель работы: Формирование личности, способной к саморазвитию и совершенствованию через развитие познавательных УУД
Задачи:1.изучить формы,методы , технологии по развитию познавательных УУД
2. научить видеть и находить учебно-познавательные проблемы
3.научить креативным навыкам: добывать знания непосредственно из окружающей действительности
Ведение
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальном звене целесообразны следующие виды заданий: сравни, найди отличия, сравни найди отличия (можно задать их количество), на что похоже?, поиск лишнего, лабиринты, составление схем-опор, активно использование технологии развития критического мышления (кластер, синквейн), работа с разного вида таблицами; работа со словарями.
В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его. Таким образом осуществляем дифференцированное обучение
1. Горе, нагорный, горевать.
2. Вода, водяной, водить.
3. Переносить, переносица, носовой.
4. Речонка, речь, заречье.
5. Морской, морить, моряк.
Варианты заданий:
1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.
2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.
3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.
4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.
Можно предложить задание: Подготовьте развернутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники . Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Развиваем логику” По определению назови слово:
§ хрустящий, зелёный, пупырчатый;
§ маленькая, пугливая, компьютерная;
§ интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
“Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются
Задание Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.
ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ). Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
Задание Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.Заполните таблицу примерами из текста:
Ос.нью в д.ождливый серый день проск.кал по гор.ду олень.
Он л.тел над гулкой м.стовой рыж.м лесом пущенной стр.лой.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Местоимение |
Наречие |
|
|
|
|
|
- Какие виды УУД формируем? Осуществлять синтез как составление целого из его частей; проводить сравнение . Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; работать с таблицами.
Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям.
Цель выполнения таких заданий состоит в умении находить существенные признаки для обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.
Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.
В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
Пример.
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Педагогические условия для формирования познавательных УУД:
1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать "эмоциональную поддержку".
2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание рассуждать ("я думаю, что...") играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.
Заключение
Анализ результатов показывает, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;
- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;
- успешно осваивается более сложный учебный материал;
- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;
- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;
- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;
- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в рамках освоения темы.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности
Литература
1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.Начальная школа. – 1991.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. М. «Просвещение», 2008.
3. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5
3.. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы/ О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12
4. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников/ М.И. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №3.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.