"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи"
Оценка 5

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи"

Оценка 5
docx
13.03.2020
"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи"
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи.docx

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей

с нарушениями речи"

         Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность включает в себя несколько видов готовности ребенка к школе:

- волевая готовность;

- интеллектуальная готовность;

- зрительно - моторная готовность;

- мотивационная готовность;

- эмоциональная готовность;

- социальная готовность.

         Но как подготовить детей к обучению в школе?

         Исследования в области логопсихологии показывают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушениями характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности: неустойчивость внимания; при относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления (О.В. Преснова, 2001). Исследования Р.И. Лалаевой (2000) показывают, что нарушения речи отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления.

         Важным компонентом готовности к школе является речевая готовность. Результаты исследований таких ученых, как Р.Е.Левина,  Р.И. Лалаева , Г.В.Чиркина и др. позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой готовности приводит к стойким и выраженным затруднениям при усвоении учебного материала, обусловливает недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи.    Комплексное  диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С.Волковой и С.Р. Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности к школе данной категории детей.

         Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обучения в массовой школе.

         Вторую группу составили дошкольники, уровень речевой готовности которых был оценен как низкий. Дети этой группы могут освоить школьную программу, но при только условии дополнительной коррекционно-педагогической помощи.

         В третью группу вошли дошкольники со средним уровнем речевой готовности, у которых выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программы не отмечено.

         Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу. Эти дети успешно обучаются и усваивают программу массовой образовательной школы.

         Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной  готовности к школьному обучению.

         У детей с речевой патологией отмечается своеобразие личностной сферы: заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, повышенный индекс тревожности, нарушения волевой регуляции поведения.     Речевые нарушения отражаются на уровне сформированности общения и сотрудничества: дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Диапазон игр детей ограничен, чаще это игры на бытовую тему. При низком уровне развития дети предпочитают индивидуальные игры. Вхождение в школьную жизнь часто сопровождается возникновением эмоциональных и поведенческих проблем у ребенка, связанных с резкой сменой деятельности и изменения его социальной роли .

         Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуальной, личностной, социально-психологической. Недостаточный уровень психологической готовности сочетается с проблемами физиологической готовности, определяющейся уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. У многих детей с речевыми нарушениями наблюдаются соматическая ослабленность, отставание в двигательной сфере: плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений, трудности выполнения движений по словесной инструкции, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Поэтому дети с речевыми нарушениями могут испытывать трудности в адаптации к школьному обучению, что обусловливает необходимость своевременной квалифицированной помощи в специализированных дошкольных учреждениях.

         Следует отметить, что психологическая и речевая готовность к школьному обучению дошкольников с речевыми нарушениями является комплексной психолого-педагогической проблемой, которая решается с участием психологов, логопедов, воспитателей и родителей. В процессе коррекционно-логопедической работы решение этой проблемы предполагает не только развитие речи и метаязыковой деятельности, но и когнитивное, и личностное развитие ребенка.

 

Список литературы

1.                 Венгер А.Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. – 1984. - №4.

2.                 Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детстком саду. – М.,1977.

3.                 Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.

4.                 Волкова Л.С., Исмаилова С.Р. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией // Дети с проблемами в развитии. 2004. - № 1.

5.                 Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6

6.                 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению /Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998 -С.167-177.

7.                 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004.

8.                 Кириллова Е.В. К проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи.// YII Царскосельские чтения. – Том Y. / Под  ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003.

9.                 Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушениями речи // YII Царскосельские чтения. – Том III. / Под  ред. В.Н. Скворцова. - СПб., 2003.

10.             Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной.-М.,2005. –С. 53-54; 137-138.

11.             Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6—7 лет //Дефектология. –2000  -№ 4

12.             Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Современные проблемы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии: Выпуск 4. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск, 2001.  

13.             Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

14.             Шипицина Л.М., Волкова Л.С.  Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.

15.             Ястребова А.В. Коррекция  недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997. –С.17-24.


 

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи"

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи"

Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности к школе данной категории детей

Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности к школе данной категории детей

В процессе коррекционно-логопедической работы решение этой проблемы предполагает не только развитие речи и метаязыковой деятельности, но и когнитивное, и личностное развитие ребенка

В процессе коррекционно-логопедической работы решение этой проблемы предполагает не только развитие речи и метаязыковой деятельности, но и когнитивное, и личностное развитие ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020