Формирование творческой активности студентов в хоровом классе.
Оценка 4.9

Формирование творческой активности студентов в хоровом классе.

Оценка 4.9
docx
27.11.2022
Формирование  творческой активности студентов в хоровом классе.
Формирование творческой активности студентов.docx

Формирование  творческой активности студентов

в хоровом классе.

 

Погорелова Галина Николаевна

ГОБПОУ «Елецкий государственный колледж искусств

им. Т.Н.Хренникова»

 

Аннотация

В статье рассматривается необходимость введения в образовательный  процесс

форм обучения,  направленных  на  развитие  и  активизацию  творческой активности   будущего руководителя хора  в  направлении обобщения и применения на практике в работе с хором знаний, полученных  при  изучении  всех  профессиональных дисциплин. Статья содержит варианты различных  приёмов   «Хорового сольфеджио», «Хоровой аранжировки», «Основ слухового поиска», «Сценического мастерства и сценической речи», а также включение в репетиционный процесс  некоторых  хоровых игр. Подобные технологии активизируют способность творческого подхода хормейстера к решению   задач, возникающих в репетиционной работе хорового класса.

     

Ключевые слова

Формирование творческой активности студентов и певцов хора, устная хоровая аранжировка, хоровые игры и роль сольфеджио в репетиционной работе хорового класса.

 

         Хоровое пение - искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было,  есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Голос - инструмент общедоступный, встроенный в живое тело и именно он позволяет привлечь человека к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

         Существует большой объем методической литературы  по работе с хором,  в которой очень подробно изложены все аспекты практических действий  руководителя по организации хора, составлению и разучиванию программ. Мы же хотим коснуться вопроса о том,  как сформировать специалиста, способного к практической деятельности в непростых современных условиях, когда традиционная певческая  культура  народа, некогда  составлявшая важную часть его жизненного пространства, стала уходить на второй план, оттеснённая чужеродными ритмами и интонациями. В этой ситуации при подготовке хормейстера  необходимо  понимать,  с каким коллективом ему придётся работать   в дальнейшем   и, в соответствии с этим, строить процесс формирования  его профессиональных навыков, которые должны будут транслировать привлекательность  самого   процесса  хорового пения, а также способствовать результативности  его самостоятельной   деятельности.

         Хор – это «единство непохожих», единство индивидуальностей. С момента организации хора ставится задача объединения  этих индивидуальностей  в единый музыкальный организм. Для этого мы считаем полезным вводить в репетиционный процесс хоровые игры, например:

·        Упражнение  для певческого дыхания,  при котором резонирует всё тело, звуковая волна  распространяется по костной системе.

ВДОХ: удивление от увиденного очень красивого цветка.

 Руки на живот, слушаем, как звучат ребра на гласной  «О»;

Поём гласную «О», следуя движениям руки вверх, вниз или глиссандо снизу вверх, постепенно поднимая последний звук. Следим за опорой звука, опираемся на ноги.

ВЫДОХ – полностью, а на остатке воздуха поём гласную  «О».

·        Хормейстер задаёт  хору несложный   ритмический аккомпанемент при  помощи  хлопков и притопываний. Затем предлагается мелодический оборот, который хор пропевает,   постепенно ускоряя темп. Следим за синхронностью ритма и точным интонированием мелодии хором. 

·        Образуем круг, в котором с помощью прохлопывания и притопывания исполняем заданный  ритмический оборот. Затем один из хористов (ведущий на этом этапе)  подходит к любому из певцов и пропевает ему  мелодию, накладывая её на звучащий ритм. Точно воспроизведя прозвучавший мелодический оборот, хористы меняются местами, и новый ведущий снова выбирает певца из круга и предлагает ему свой мелодический оборот на звучащем  ритмическом  сопровождении  хора. Постепенно темп ускоряется.

·        «Звуковой мяч». На опорном звучании «Хей - гоп» воображаемый  «звуковой мяч» направляется одному из певцов, который должен его отразить и направить следующему стоящему в круге певцу – и так по цепочке с постепенным ускорением темпа. Следует следить за опорой  звука.

·        Диалог друг с другом на «неземном» языке. Игра парная. Произносятся совершенно случайно пришедшие в голову   звукосочетания, вследствие  чего снимается психическая зажатость,  неуверенность в себе, освобождаются возможности самовыражения.  

           Определяется основная эмоция каждого диалога.

       Очень хорошие результаты в формировании творческой активности оказывают приёмы хорового сольфеджио, в основе которого лежит   устный мелодический диктант  и  который  является  связующим звеном или перекидным мостиком от народного устного песенного творчества к практике подготовки хорового специалиста в недрах учебного заведения.  Мы предлагаем  систему работы с хором, где устный, «безнотный» этап будет являться первым уровнем работы хормейстера. Второй будет нотный, но тоже устный.    

       Перед началом разучивания  руководитель, как обычно, должен дать краткое пояснение о содержании, истории написания  и основной идее произведения. После ознакомления с песней переходим  к разучиванию мелодии всем хором.  На этом этапе важна работа над унисонным звучанием и литературным текстом.

       Предлагаем использовать следующие игровые формы разучивания произведения:

·        чёткое проговаривание  литературного  текста хорового произведения, выучивание  слов  наизусть;

·        разучивание   мелодии  с текстом;

·        выравнивание  звучания мелодии  способом послогового пения (один певец – один слог) – своеобразный «роговой оркестр» по показу дирижёра вразбивку, обращая  внимание на ровность, слитность звучания мелодии;

·        чёткое проговаривание  названий  нот выученной мелодии всем хором;

·        распределение нот между певцами и проговаривание очерёдности нот мелодии наизусть;

·        наложение выученных названий нот на мелодический рисунок;

·        сольфеджирование мелодии по указке дирижёра (на одну ноту - один певец);

·        «механическое фортепиано»: распределение нот среди певцов и пение самостоятельно под аккомпанемент дирижёра на фортепиано. Звучащая нота – певец приседает подобно клавише  музыкального инструмента.

        Закрепив таким образом мелодический вариант первого голоса, переходим к разучиванию второго голоса,  опять же  всем хором.

       Выучив второй голос, разбиваем хор на первые и вторые голоса (сопрано и тенора – 1-е; альты и басы- 2-е ). Добившись общехорового двухголосного звучания,  разнообразим исполнение куплетов,  например: 1-й куплет поют сопрано и альты, а второй тенора и басы; третий куплет может исполняться всем хором. Возможны варианты с солистами. Такой способ освоения песни предоставляет многовариантность и взаимозаменяемость в исполнении, что особенно ценно в условиях сомодеятельных форм существования коллектива. В случае если возникает форс-мажорная ситуация  перед концертом,  нехватку певцов в какой- либо партии можно пополнить певцами  из других партий.

         Мы рассмотрели вариант  быстрого освоения дублированного или смешанного двухголосия с использования приемов устной хоровой аранжировки, входящей в курс хорового сольфеджио. Переходя к трехголосию, мы сохраняем принцип разучивания всем хором, а затем делаем перегруппировку голосов. Если ранее альты и басы исполняли второй голос, то теперь им поручается третий – сопрано же и тенора делятся на первые и вторые. При введении третьего голоса задача усложняется. В случае затруднения процесса разучивания,  можно привлекать певцов из других партий. Постепенно  будет определяться круг наиболее «продвинутых»  певцов, к помощи которых можно будет периодически прибегать. Если руководитель мужчина, то в работе с какой-либо партией женской группы хора ему целесообразно привлекать  певиц и наоборот. Можно попросить весь хор спеть альтам их партию. Это подстегнет их самолюбие и активность и т. д. После освоения трехголосия возникают исполнительские варианты дублированного смешанного трехголосия и однородного трио.

        Четырехголосие осваивается тем же общехоровым способом с новой перегруппировкой голосов. Первые и вторые сопрано объединяются в верхнем мелодическом голосе, альты возвращаются на второй, тенора поют третий, а басы, наконец, поют свою родную партию.

        Существует проблема, с которой часто сталкиваются  в учебной практике  -  недопонимание места и роли сольфеджио в работе с хором. Использование сольфеджио должно носить вспомогательный, а не основной характер и применяться только в проблемных местах произведения  для лучшего осознания интонационных связей в мелодическом движении. Соблазн использования сольфеджио как основного способа начальной фазы разучивания:  сначала поем сольфеджио по партиям, потом по партиям со словами и затем соединяем, - эта схема простая, удобная, но, к сожалению, малоэффективная. В практической деятельности  руководителю придется много петь,  разучивать песню вживую с голоса, показывать коллективу свою способность к пению, знание голосов,  вокальную технику  и т.д. Особенно это касается обработок народных песен и произведений малых форм.

Итак, в чём заключается полезность введения в работу хорового класса вышеизложенных приёмов?

1)    Хор становится единым музыкальным организмом

2)    Активизируется способность на приём и точное воспроизведение музыкального материала.

3)     Осознаются интонационные и ритмические связи в формировании музыкальной  мыслеформы.

4)    Расширяются творческие возможности хора за счёт применения всех средств музыкальной выразительности в практической деятельности.

5)     Активизируется творческая активность вследствие варьирования различных приёмов  репетиционного процесса в хоровом классе. 

        Включение в обучение будущих хормейстеров вышеизложенных  способов работы с хором поможет преодолевать возникающие трудности и откроет перед ними дополнительные организационные  и исполнительские возможности,   внесет оживление в репетиционный процесс, позволит создать атмосферу активного  творческого  музицирования и раскрытия творческого потенциала всех  певцов хора.

 

 

Список литературы

1)    Осеннева М. С., Самарин В. А.Хоровой класс и практическая работа с хором. 2 изд.,, -Москва, издательство Юрайт, 2018г.

2)    Роганова И.В., «Наш хор. Коллективное музицирование», «Музыка», 2016г.

3)    Хоровой класс и практическая работа с хором, Методические рекомендации для студентов, издательство ВГПУ «Перемена»

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование творческой активности студентов в хоровом классе

Формирование творческой активности студентов в хоровом классе

Хор – это «единство непохожих», единство индивидуальностей

Хор – это «единство непохожих», единство индивидуальностей

После ознакомления с песней переходим к разучиванию мелодии всем хором

После ознакомления с песней переходим к разучиванию мелодии всем хором

Четырехголосие осваивается тем же общехоровым способом с новой перегруппировкой голосов

Четырехголосие осваивается тем же общехоровым способом с новой перегруппировкой голосов

Формирование творческой активности студентов в хоровом классе.

Формирование  творческой активности студентов в хоровом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022