«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Кольском Заполярье»
Оценка 4.9

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Кольском Заполярье»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитание
31.10.2022
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Кольском Заполярье»
Данный материал дает представление о знакомстве воспитанников с малой родиной (Мурманск)
Формир-е интереса к Кольск..docx

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Кольском Заполярье»

    Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
     Актуальность работы по краеведению заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение являться типичным для данной местности, быть небольшим по объёму и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.

        Базовым этапом формирования у детей чувства любви к Родине следует считать накопление принятых в обществе норм поведения, взаимоотношений, приобщение к культурным ценностям. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился и живет человек.

    Понятие «малой родины» очень обширное, трактовка понятия может касаться разных сфер деятельности. Малая родина или регион – это часть территории страны, на которой формируется и развивается система взаимосвязей и взаимозависимостей населения, предприятий, учреждений и организаций.

   По мнению Л. С. Выготского, к пяти годам дети уже имеют определенный запас знаний об окружающей среде, которые они получили, с помощью собственной познавательной активности. У детей данного возраста развивается устойчивость памяти. Внимание также становится более устойчивым и произвольным. Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно организованного процесса обучения и воспитания, у детей формируются правильные представления о родном крае, малой родине.

        Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональному насыщению формируемых представлений, так как дети дошкольного возраста являются очень впечатлительными. Природа родного региона помогает приобщить дошкольника к пониманию красоты окружающего мира, почувствовать свою сопричастность к природе и окружающей среде.

       В деятельности детей выражаются уже приобретенные ранее представления о малой Родине: дети передают в игре характерные особенности своего региона, в художественной деятельности изображают то, что произвело на них наибольшее впечатление, в процессе трудовой деятельности дети реализуют свои умения ухаживать за природными объектами, заботиться и охранять их.

    В игровой деятельности осуществляется формирование определенного отношения ко всему окружающему, к социальным явлениям. В процессе игровой деятельности ребенок начинает приобщаться к современным событиям.

    Также эффективным средством формирования представлений о малой родине может являться местный фольклор, как одно из средств патриотического воспитания детей. В фольклоре отражаются чувства любви и привязанности народа к родной земле, национальному языку и культуре.

    Свою работу по формированию представлений у детей дошкольного возраста о родном крае веду по следующим направлениям:

- «Мой мачтовый город»: расширение представлений о городе Мурманске, как культурном центре Кольского полуострова; знакомство детей с символами Мурманска;

- «Северная природа»: знакомство детей с флорой, фауной Заполярья, природными Заповедниками на территории Кольского полуострова; развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношение к родной земле, природным богатствам;

 - «Маленький народ»: знакомство детей с коренными народностями Кольского Заполярья: бытом, занятиями, промыслом, элементами народного творчества, играми, народным эпосом; формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

- «Есть города на карте»: знакомство детей с городами Мурманской области, расширение представлений о городе Мурманске, как областном центре; знакомство детей с символами Мурманской области;

 - «Северный характер»: воспитание у детей любви и уважения к своей семье, дому, малой Родине, людям, которые живут рядом.

    Процесс краеведческого обучения и воспитания включает различные формы работы с воспитанниками и проводится во всех видах детской деятельности:

 - рассказ воспитателя о городе Мурманск, других городах Мурманской области, климатических особенностях Заполярья, животном и растительном мире Кольской земли, людях, живущих в Заполярье, малых национальностях Кольского севера;

- продуктивные виды деятельности по всем пяти направлениям: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

- просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, фотоальбомов, иллюстраций и т. д.

    В ходе работы было разработано тематическое планирование по ознакомлению детей дошкольного возраста с Кольским полуостровом.

Город Мурманск:

Занятие «Мурманск – город герой».

Выставка рисунков «Мой любимый город».

Чтение литературы И. Ядринцева «Здесь родился и живёт атомный подводный флот».

Фотовыставка в ДОУ «Моя улица, мой детский сад».

Край мой многоликий

Беседа «Кто такие Саамы?!»

Чтение саамских сказок из сборника «Семилетний стрелок из лука».

Рассматривание иллюстраций «Орнаменты на саамской одежде».

Рассматривание иллюстраций «Одежда и предметы быта Саамов».

Занятие «Приезжайте в тундру к нам».

Край северного сияния

Просмотр видеоролика «В краю северного сияния».

Беседа на тему: «Полезные ископаемые, их добыча и использование».

Экскурсия в мини музей «Животные Кольского полуострова».

Создание занимательного гербария «Растения севера».

Викторина «Хочу всё знать».

Тематическое планирование по знакомству детей с родным городом – Мурманском.

     Тема

     Совместная деятельность взрослых и детей

«Как появился Мурманск»

-рассказ воспитателя о городе «Как появился Мурманск»;

 - продуктивная деятельность: рисование «Мой дом»;

- чтение стихотворений о городе, прослушивание песен;

 - просмотр мультимедийной презентации, видеофильма, фотоальбома;

 - Д.и. «Сложи герб Мурманска»

«Улицы Мурманска»

- рассказ воспитателя о городе «Улицы Мурманска»;

- продуктивная деятельность: Рисование «Дома на улице»;

- чтение стихотворений о городе, прослушивание песен;

- просмотр мультимедийной презентации, видеофильма, фотоальбома;

«Памятники Мурманска»

рассказ воспитателя о городе «Памятники Мурманска»;

- продуктивная деятельность: рисование «Памятник коту Семёну»;

- «Литературные чтения» – чтение стихотворений о городе, прослушивание песен;

- просмотр мультимедийной презентации, видеофильма, фотоальбома;

«Здания Мурманска»

- рассказ воспитателя о городе «Мурманск – культурный»;

- продуктивная деятельность: конструирование «Маяк»;

 - чтение стихотворений о городе, прослушивание песен;

- просмотр мультимедийной презентации, видеофильма, фотоальбома

 

    Ни одна работа не может принести качественного результата без сотрудничества всех воспитывающих взрослых. Поэтому по каждому направлению проводятся активные формы сотрудничества с семьями воспитанников:

- разрабатываются, реализуются и презентуются семейные исследовательские проекты «Мой любимый дворик», «Путешествуем по Мурманску»;

- составляются семейные фотоотчёты на тему «Наш выходной день»; - организуется выставка семейных стенгазет (семейный творческий проект) «Улица, на которой я живу»;

- участие в Легкоатлетическом пробеге, посвящённом Дню города;

- маршрут выходного дня «Посещение спектакля в кукольном театре»;

- семейная творческая гостиная «Фонари большого города»;

- организация семейной фотовыставки «Наш выходной день» (возможно коллажами);

 - развлечение «Экскурсия по городу» с презентацией Семейных проектов «Мой любимый дворик»;

- предложить родителям принести декоративные камни, поделки из камней для оформления мини-музея;

- изготовление экологических плакатов «Берегите природу!»;

    Таким образом, систематичность, увеличение подаваемого воспитанникам материала, привлечение родителей к изучению родного края позволит нынешним дошколятам расширить кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Комплексно- системный подход к изучению родного края позволяет дошкольникам увидеть свой край, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства.

 

 


 

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональному насыщению формируемых представлений, так как дети дошкольного возраста являются очень впечатлительными

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональному насыщению формируемых представлений, так как дети дошкольного возраста являются очень впечатлительными

Маленький народ»: знакомство детей с коренными народностями

Маленький народ»: знакомство детей с коренными народностями

Чтение литературы И. Ядринцева «Здесь родился и живёт атомный подводный флот»

Чтение литературы И. Ядринцева «Здесь родился и живёт атомный подводный флот»

Улицы Мурманска» - рассказ воспитателя о городе «Улицы

Улицы Мурманска» - рассказ воспитателя о городе «Улицы

Легкоатлетическом пробеге, посвящённом

Легкоатлетическом пробеге, посвящённом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022