Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Оценка 4.7
docx
27.02.2023
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
УУД (2).docx

МОУ «Бендерская гимназия № 2»

 

 

 

Выступление на педсовете

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»( из опыта работы)

 

 

 

                    

 

 

 

 

                                             Бехер Евгения Николаевна,

                                                учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

               «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

             Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. В связи с введением в действие ГОС НОО встала необходимость внедрения УУД (универсальные учебные действия), которым придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

            Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать,  но и формировать универсальные учебные действия.

       В 2013 году мы перешли на обучение по новым стандартам. В 2013 году я принимала первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу. Я определила, что один из важных моментов реализации ГОС – это формирование УУД. Исходя из этого, на 2020 -2021 учебный год мною выбрана тема по самообразованию «Формирование УУД на уроках в начальной школе. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.  Передо мной возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия.

 

Главная  цель работы над темой:

Создание условий  для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

 

Задачи:

1.     Изучить сущность универсальных учебных действий.

2.     Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

 

Предполагаемые результаты:

 

1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к  самосовершенствованию и саморазвитию.

2.Повышение уровня профессионализма учителя

3. Повышение качества преподавания предметов.      

 

1.     Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом.

2.     Периодическое  проведение самоанализа  профессиональной деятельности.

3.     Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание  папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

 

Этапы работы:

 

I этап – 2013год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.

 

II этап – 2013 -2017 г.-  активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД, отслеживание результатов.

 

III этап – 2017-21год – систематизация материалов и подведение итогов работы.

 

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

                      Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД.  Например:

                     На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

                  Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения  задач.

                        На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил,  моделирование.

Приемы и задания, используемые для  формирования УУД.

 

Личностные УУД:

 1. Психофизическая тренировка,  эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика)

2.   Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например:


Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


 

Снова пришел долгожданный миг               Прозвенел звонок для нас.

Нам пора в дорогу,                                         Все зашли спокойно в класс.

Он зовет нас в загадочный мир,                    Встали все у парт красиво,

Таинственный мир природы.                         Поздоровались учтиво,

                                                                          Тихо сели, спинки прямо.

                                                                          Все легонечко вздохнем,

                                                                          Наш урок сейчас начнем.

  3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе 
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

 

  4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я улыбнулся (ась) … 
Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … 
Будущее героев я представляю … 
Произведение вызвало у меня чувства… 

Регулятивные УУД.


  1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

 

     2.    Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

 

3.   При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.

 

    4.    Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

 

  5.    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

 

      Познавательные УУД:

    1.Проблемное обучение.

  Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

 

2.      Педагогические игры

   Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе  достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.    забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2.   чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3.    посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.


    На уроках математики использую схемы-опоры, чертежи, таблицы для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

 

     На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Непроизносимые согласные в корне слова. 
4. Разделительный Ь и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

 

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

 

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

 

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

 

5.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.  Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.


Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 

 

Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Дети умеют  использовать знаково-символические средства.

5.  Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

 

 

Распространение опыта:

·        Выступление на метод объединении учителей начальных классов школы по теме: «Методы и приемы формирования УУД»

·         Проведены открытые уроки для учителей школы

·         Опыт доступен для использования учителей нашей школы

 

 

  


 

МОУ «Бендерская гимназия № 2»

МОУ «Бендерская гимназия № 2»

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Главная цель работы над темой:

Главная цель работы над темой:

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов

Тихо сели, спинки прямо.

Тихо сели, спинки прямо.

При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий

При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным

На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы

На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2023