Создание комфортной обстановки на уроках в начальной школе.
Бехер Е.Н., учитель начальных классов
МОУ «Бендерская гимназия №2»
«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление.
«Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
И главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
От того, насколько комфортно ребенку в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Существуют три структурные составляющие данного понятия. Комфортность:
* Психологическая
* Интеллектуальная
* Физическая
Психологическая комфортность- это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности , которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности обучающихся.
Считаю, что источником психологической комфортности является:
• положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя;
• доброжелательное отношение между учителем и обучающимися.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
• использую в своей работе просьбы, а не требования;
использую методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• использую компромиссные решения спорных вопросов , а не открытую или скрытую конфронтацию;
• стараюсь не допускать стрессообразующих ситуаций;
• использую на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).
Принцип психологической комфортности является ведущим , т.к он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности.
Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке ?
• использую смену видов учебной деятельности на уроке;
• использую методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;
• наличие внешней мотивации (оценка, поддержка);
• стимулирую внутреннюю мотивацию обучающихся ( стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
•создаю ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);
• оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.
Физическая комфортность обучающихся – это соответствие его телесными, соматическими потребностями и предметно –пространственными условиями внутришкольной среды.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворенности собственной деятельностью, что ведет к индивидуальному росту каждого обучающегося.
Как добиться физической комфортности?
соблюдение питьевого режима;
соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию,
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной и невербальной. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.
Разрезные жетончики (по типу пазлз). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.
Например, оцени свою работу на уроке: хорошо, нормально, попробуй
еще.
2.Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Практикую на своих уроках элементы дифференцированного обучения.
3.Двигательная активность учеников на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Выводы:
необходимо уважать обучающихся;
не навреди, а ищи в них только хорошее;
замечай и отмечай малейшие успехи обучающихся;
ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться;
оценивай поступок, а не личность;
хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине;
даю возможность обучающимся ощутить веру в них.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.
Но какие бы не совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время остаётся сам учитель.
И нет такого учителя в нашей в школе, который бы не старался бы приготовить урок интересным, полезным и , конечно, вкусным.
А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет, используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет, переживай за судьбу каждого ученика, учи внешним видом, делом и словом.
.
К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.