Формирование здоровьесберегающей среды на уроках труда (технологии)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 06.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале показываются здоровьесберегающие технологии. приемы применяемые на уроках труда (технологии)
Иконка файла материала Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии.pptx

Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии

Алексеев Александр Геннадьевич, учитель технологии
ГБОУ СОШ № 78 Калининского района СПб

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья:
Распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов;
Характер заболеваний изменяется в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.;
Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей;
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько:
несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях;
неполноценное питание;
несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе;
Неинформированность детей и родителей об основах здоровьесбережения.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Аспекты здоровьесбережения

Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе;
Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции;
Соблюдение гигиенических условий в кабинете;
Лучший вид отдыха – смена деятельности;
Использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
Регламент применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуально-дифференцированный подход

Цель дифференцированного обучения состоит в его индивидуализации, создании оптимальных условий для выявления задатков развития интересов и способностей каждого ученика;
В результате – улучшение микроклимата коллектива, повышение комфортности обучения, улучшение психологической составляющей обучения.

Главная задача: привитие интереса учащихся к предмету путем дифференцированного подхода, который можно отнести и к здоровьесберегающим технологиям.

Этапы предварительной подготовки:

1 этап. Изучение индивидуальных особенностей учащихся
2 этап. Выделение отдельных групп учащихся
3 этап. Составление или подбор дифференцированных заданий
4 этап. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Создание положительной эмоциональной настроенности на уроке

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
Надо больше улыбаться;
Применять уместные остроумные шутки;
Использовать поговорки, афоризмы с комментариями учителя;
Использовать музыкальные минутки.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский