Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии
Алексеев Александр Геннадьевич, учитель технологии
ГБОУ СОШ № 78 Калининского района СПб
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья:
Распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов;
Характер заболеваний изменяется в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.;
Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей;
Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько:
несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях;
неполноценное питание;
несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе;
Неинформированность детей и родителей об основах здоровьесбережения.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Аспекты здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе;
Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции;
Соблюдение гигиенических условий в кабинете;
Лучший вид отдыха – смена деятельности;
Использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
Регламент применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуально-дифференцированный подход
Цель дифференцированного обучения состоит в его индивидуализации, создании оптимальных условий для выявления задатков развития интересов и способностей каждого ученика;
В результате – улучшение микроклимата коллектива, повышение комфортности обучения, улучшение психологической составляющей обучения.
Главная задача: привитие интереса учащихся к предмету путем дифференцированного подхода, который можно отнести и к здоровьесберегающим технологиям.
Этапы предварительной подготовки:
1 этап. Изучение индивидуальных особенностей учащихся
2 этап. Выделение отдельных групп учащихся
3 этап. Составление или подбор дифференцированных заданий
4 этап. Постоянный контроль за результатами работы учащихся
Создание положительной эмоциональной настроенности на уроке
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
Надо больше улыбаться;
Применять уместные остроумные шутки;
Использовать поговорки, афоризмы с комментариями учителя;
Использовать музыкальные минутки.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.