Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.
Оценка 4.6

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Оценка 4.6
Домашнее обучение +2
doc
чтение
1 кл—4 кл
28.05.2017
Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.
Не секрет, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Но прежде всего, договоримся о терминологии. Речь не идёт о скорочтении-это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т.п. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, этот темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.формирование беглого чтения у учащихся начальной школы
формирование беглого чтения.doc
«Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы»             Не секрет, что скорость чтения является самым важным фактором из числа  влияющих на успеваемость. Но прежде всего, договоримся о терминологии. Речь не идёт  о скорочтении­это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только  про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников  и т.п. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной  речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, этот темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается  лучшее понимание текста  учениками. Это тот  диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление  человека, приспособился его  артикуляционный аппарат.  Как добиться оптимальной скорости чтения? Какие резервы обучения можно здесь  использовать? Дети в начальной   школе читают медленно, так как недостаточно развит  артикуляционный аппарат.  Поэтому необходим комплекс упражнений на его развитие. Я  использую в своей работе следующие упражнения: 1.Речевая гимнастика * « ЗАБЕЙ ГОЛ». Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щёки. * «ПОЧИСТИ ЗУБКИ» Кончиком языка при закрытом рте, чистим зубы. * « ЗАДУЙ СВЕЧУ» Щёки должны быть вытянуты * «ГРИБ» Язык присосать к нёбу и широко открыть рот. * « ГАРМОШКА» Язык присосать к нёбу, а рот открывать и закрывать. *  « КАЧЕЛИ» Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперёд­  назад. * « ТЕПЛО» Сделать трубочку из языка и подуть в неё, чтобы на ладошке ощутить  тёплый воздух. 2. Проговаривание скороговорок. Методика работы.    Скороговорка произносится детьми сначала медленно, почти нараспев при этом  выделяется определённый скороговоркой звук.      Затем произносится в среднем темпе с чётким выделением звука.      Затем быстро, но звук должен слышаться отчетливо, форма слов должна быть  сохранена.       Скороговорки я применяю  на каждом этапе формирования навыка чтения. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнения могут сопровождаться проговариванием скороговорок, что усиливает  воздействие на речевые зоны. Эти упражнения лучше проводить на уроках письма в  качестве физкультминуток,  используя 2­3 упражнения. * Вращение кистей рук в разных направлениях. * Сложить ладони и разводить пальцы рук. *  Сомкнуть пальцы, вращать большие пальцы рук один вокруг другого. *  Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу  пальцев другой руки, поднимая и опуская их. *  С силой сжимать и разжимать по очереди пальцы левой и правой руки в кулак. * По очереди вращать в разные стороны пальцы рук. * Медленное и плавное  сжимание вытянутых пальцев рук в кулак, темп упражнения  постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается. * Постукивание согнутыми пальцами по парте, вначале совместное, в дальнейшем ­  каждым пальцем в отдельности­ «играем на пианино». * Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, кисть одной руки размять пальцами другой. 4. Развитие кратковременной памяти.   Развитие  кратковременной памяти обеспечивает возможность быстро слить воедино   несколько слов, предложений в единую информацию, что даёт высокий процент  запоминание читаемого материала при высоком темпе чтения. В этом помогают зрительные и слуховые диктанты, письмо по памяти. Игры на развитие кратковременной памяти. « ФОТОГРАФ»  В течение нескольких секунд « сфотографировать» человека, комнату, картину и т. д. А   затем как можно точнее, с подробностями, описать. « САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».   Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны успеть за это время  прочитать слово. Сначала берутся односложные слова, затем двусложные и т д. 5.Совершенствование внимания к слову и его частям.           Очень удачно  этот аспект  прорабатывается в учебниках О.В. Кубасовой  « Любимые страницы»  (литературное чтение) входящих в учебный комплект   «Гармония».  →  Перед чтением каждого произведения в них даны подготовительные упражнения на  работу над многосложными, родственными, трудными словами, направленные на  лучшее понимание смысла слов, чёткое их прочтение, беглое чтение этих слов,  встреченных  далее в тексте.    * Читай первый раз плавно, по слогам, затем­ целыми словами.     ВЫ­СКО­ЧИ­ЛИ ВЫСКОЧИЛИ →     ПРИ­ТУ­ЛИ­ЛАСЬ ПРИТУЛИЛАСЬ* * Читай целыми словами: лез­Вылез­вылезАЙТЕ лом­ПРОлом­проломИЛ­проломилАСЬ * Читай внимательно: кружиться­крутится старуха­ старушка * Угадай слова: *Найди и исправь ошибки: В умелых реках дело огнём горит Кто любит пруд ­  того и люди чтут. * Читай правильно: ПОЖАЛУЙСТА       ДОБРАТЬСЯ *Читаем до первой ошибки. 6.Развитие оперативного поля. Оперативное поле­ широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения­ видит  ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его  взгляд не воспринимает её содержания. * ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Все упражнения выполняются в положении сидя за партой. Опереться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза,  открыть глаза.(5­6 раз) Руки поставить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки.  Затем то же налево.(5­6раз) Вернуться в исходное положение. Поднять глаза к верху. Сделать ими круговые движения по часовой и против часовой  стрелки(5­6 раз)    Взгляд устремить вдаль (2­3 сек), затем перевести взор на кончик носа (2­3 сек)  (5­6  раз)  Закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. *  ЧТЕНИЕ « ПИРАМИДОК СЛОВ». ЛЕС ЛЕСА ЛЕСНОЙ ЛЕСОВИЧОК *УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА  Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки. Упражнение развивает  угол зрения, позволяет фиксировать по 2­3 слова одновременно.  *ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ.   *ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА.  При чтении  вслух ученику предлагается  поглядывать на класс или  на какой­ либо  предмет, возвращаясь затем к чтению. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке  в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память,  тренируется распределении внимания.  * ПЕРЕСКАЗ С ОПРОЙ НА ТЕКСТ.  После многократного чтения текста, ученики пересказывают его содержание. При  возникновении затруднений разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение  приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения,  кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы. *СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ. Дети в классе делятся на 3 группы по скорости чтения. Внутри каждой группы  учащиеся соревнуются между собой по скорости чтения (кто больше) УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ВЫРАБОТКИ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ. 1 ЧТЕНИЕ СТРОЧЕК НАОБОРОТ. по словам ДОМ      ← по предложениям МИША СТРОИТ ДОМ.                                     ← поочерёдное чтение слов нормально и наоборот  МИША СТРОИТ ДОМ.                                   ↔ 2.ЧТЕНИЕ ТОЛЬКО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ СЛОВ.             → СТРО­ИТ 3. ЧТЕНИЕ ЗАШУМЛЁННЫХ СЛОВ И ТЕКСТОВ. 4. ЧТЕНИЕ ПУНКТИРНЫХ СЛОВ. 5. ЧТЕНИЕ НАЛОЖЕННЫХ ДРУГ НА ДРУГА СЛОВ. 6. ЧТЕНИЕ СТРОЧЕК С ПРИКРЫТОЙ НИЖНЕЙ ИЛИ ВЕРХНЕЙ ПОЛОВИНОЙ. 7. НАХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ СЛОВ. 8. ВЫБОР КАРТОЧЕК, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЭТАЛОНАМ. 9. ОТДЕЛЕНИЕ СЛОВ ОТ ПСЕВДОСЛОВ. ЛЕС    МРО   КИТЕЛЬ     КСТУР 10. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТОЧЕК СО СХОДНЫМИ ПСЕВДОСЛОВАМИ. 11. ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУСКА БУКВ В СЛОВАХ И СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, И С  ПОДСКАЗКОЙ НЕКОТОРЫХ ИХ БУКВ. Доч..а .       ПАПА………..хлеб.     МАМА    с…р….т     бельё.. . 12.  СКЛАДЫВАНИЕ СЛОВ ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК, ТРЁХ ЧАСТЕЙ,…. 13. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ЛАБИРИНТОВ. МЕЛ                                                         ПО     О                                                              Р ДИ                                                               У       Я                                                            НЕГ                                                                   И                                                                    Е 14. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ. 15. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ЧЕРЕЗ СЛОВО. 16. ДВУКРАТНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА. 17. БЫСТРОЕ МНОГОКРАТНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 18. ЧТЕНИЕ С ПОВТОРНЫМ ПРОИЗНЕСЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ СЛОВ. 19. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВ НА ГРУППЫ: овощи:            фрукты: 20. ЧТЕНИЕ ПЕРЕВЁРНУТОГО ВВЕРХ НОГАМИ ТЕКСТА:

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.

Формирование беглого чтения у учащихся начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017