«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
24.06.2017
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Формирование и развитие духовно нравственных основ личности.docx
«Формирование и развитие духовно нравственных основ личности»
"В воспитании человека важно чтобы нравственные и
моральные истины были не просто понятны, но и стали
бы целью жизни каждого чело века, предметом
собственных стремлений и личного счастья."
И. Ф. Свадковский.
Принципиальной особенностью новых стандартов (начальное общее образование)
является конструирование учебновоспитательного процесса с учетом решения задач
В ФГОС второго
духовнонравственного воспитания младших школьников
поколения духовнонравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся
определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об
образовании».
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично
развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить
свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение
этой задачи связано с формированием устойчивых духовнонравственных свойств
личности школьника.
Младший школьный возраст время приобретения ребенком знаний, которые
включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в
различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и
авторитет, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, я считаю,
что важное значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств, и
главная роль должна отводится духовнонравственному воспитанию в жизни
ребенка.
Духовность и нравственность понятия, существующие в неразрывном единстве. При
их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных
поступков стало бы его постоянной чертой характера.
1 Во время уроков естественно научного цикла происходит познание мира и своего
места в нем, на уроках музыки, ИЗО мы погружаемся в мир культуры, познаем
красоту. Цель уроков словесности формирование ученика как субъекта
возрождения духовной культуры. Например на уроках литературного чтения
огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и
усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную
христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и
характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех
или иных ситуациях. Так сказки «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и
патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки,
учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский
смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных.
Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в
гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети
делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным
законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто
нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает
детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением
нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости,
чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три
поездочки » дети составляют характеристику Ильи Муромца. Дети с удовольствием
выполняли такие задания.
Процесс духовнонравственного воспитания в школе характеризуется
многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на
учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный
час ( Такие как «Россия многонациональное государство», «Твори добро по всей
2 земле», «Нравственные качества – как их воспитывать?», «О Чести , Доблести и
Славе», «Моя дружная семья!», «Давайте делать добрые дела» , «Родной очаг»,
«Любовь к ближнему») На них я обычно провожу беседы о трудолюбии,
бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,
непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному
часу – это активное участие в нём всех учащихся. Хочется поделиться опытом
проведения классного часа— “Мир человеческих отношений”.Классный час
проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.На классной доске
помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены
разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на
вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов.
Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно
ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа
детской радости, счастья.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет
капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов
и читают всему классу вопросситуацию. Ребята коллективно находят ответ.
Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или
поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:
«Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы
отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его
походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.»
Что вы можете сказать о таких мальчиках?
«В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с
улыбкой смотрит на тех, кто стоит.» Как должна была поступить Оля?
После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру
листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.
3 А в конце викторины была прочитана статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми
по нравственным вопросам”.
Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и
вызывала активность даже у пассивных ребят.
Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя
большое место занимают этические беседы.(«Память», «Благодарность», «Сила
духа», «Нравственные ценности») Они имеют целью обогатить моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается
оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Большую помощь в духовнонравственном воспитании школьников оказывает
участие в общешкольных мероприятиях. Таких как «Осенний бал», «День матери»,
«Формула здоровья», Новогодние праздники, Вахта памяти, туристические слеты.
Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и
культурными в общении. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают
нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время
формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные
представления и понятия.
Я считаю что своей работе каждый учитель должен руководствоваться словами
В.А.Сухомлинского:
«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость,
эмоциональную чуткость юного сердца».
Духовнонравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых,
трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать
полученные знания и умения на благо Родины.
4 Литература
1.Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.
метод. пособие. Гродно: ГрГУ
2. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г
3. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.:
Просвещение, 2012 – (Работаем по новым стандартам).
5
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.