«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
Оценка 4.8

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
24.06.2017
«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Формирование и развитие духовно нравственных основ личности.docx
«Формирование и развитие духовно­ нравственных основ личности»                                          "В воспитании человека важно чтобы нравственные и                                            моральные истины были не просто понятны, но и стали                                            бы целью жизни каждого чело  века,  предметом                                          собственных стремлений и личного счастья."                                                                                                                 И. Ф. Свадковский. Принципиальной   особенностью   новых   стандартов   (начальное   общее   образование) является конструирование учебно­воспитательного процесса с учетом решения задач    В   ФГОС   второго духовно­нравственного   воспитания   младших     школьников  поколения духовно­нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены   как   задачи   первостепенной   важности   в   соответствии   с   Законом   «Об образовании».  Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично  развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием устойчивых духовно­нравственных свойств  личности школьника.  Младший школьный возраст ­ время приобретения ребенком знаний, которые  включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и  авторитет, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, я считаю,  что важное значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств, и  главная   роль должна  отводится духовно­нравственному воспитанию в жизни  ребенка. Духовность и нравственность ­ понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.  Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. 1 Во время  уроков   естественно­ научного цикла  происходит познание мира и своего  места в нем, на уроках  музыки,   ИЗО  мы погружаемся  в мир культуры, познаем   красоту. Цель  уроков  словесности­  формирование ученика как субъекта  возрождения духовной культуры. Например на  уроках литературного чтения  огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и  усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и  характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех  или иных ситуациях. Так сказки «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и  патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки,  учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский  смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных.  Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в  гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о  мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети  делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным  законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто  нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает  детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением  нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости,  чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три  поездочки » дети составляют характеристику Ильи Муромца. Дети с удовольствием  выполняли такие задания. Процесс духовно­нравственного воспитания в школе характеризуется  многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на  учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный  час ( Такие как  «Россия­ многонациональное государство», «Твори добро по всей  2 земле», «Нравственные качества – как их воспитывать?», «О Чести , Доблести и  Славе», «Моя дружная семья!»,  «Давайте делать добрые дела» , «Родной очаг»,  «Любовь к ближнему») На них  я обычно провожу беседы о трудолюбии,  бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,  непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному  часу – это активное участие в нём всех учащихся. Хочется поделиться опытом  проведения классного часа— “Мир человеческих отношений”.Классный час  проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.На классной доске  помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены  разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на  вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов.  Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно  ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа  детской радости, счастья. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и   читают   всему   классу   вопрос­ситуацию.   Ребята   коллективно   находят   ответ. Первыми   высказывают   свою   точку   зрения   капитаны,   а   затем   добавляют   или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:  «Опираясь   на   палочку,   идет   старый   человек.   Он   останавливается,   чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.» Что вы можете сказать о таких мальчиках?  «В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.»    ­Как должна была поступить Оля? После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ. 3 А в конце викторины была прочитана  статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.   Такая   форма   проведения   разнообразила   традиционные   классные   часы   и вызывала активность даже у пассивных ребят.  Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя  большое место занимают этические беседы.(«Память», «Благодарность», «Сила  духа», «Нравственные ценности») Они имеют целью обогатить моральными  представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и  действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается  оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.  Большую помощь в духовно­нравственном воспитании школьников оказывает  участие в общешкольных мероприятиях. Таких как «Осенний бал», «День матери»,  «Формула здоровья», Новогодние праздники, Вахта памяти, туристические слеты. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и  культурными в общении. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают  нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время  формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные  представления и понятия.  Я считаю что  своей работе каждый учитель должен руководствоваться словами  В.А.Сухомлинского:  «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».         Духовно­нравственное воспитание является одним из основных компонентов  образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых,  трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать  полученные знания и умения на благо Родины. 4 Литература 1.Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.­ метод. пособие. ­ Гродно: ГрГУ 2. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно­нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г 3.  Данилюк   А.Я.,   Логинова   А.А.   Программа   духовно­нравственного   развития   и воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   –   М.: Просвещение, 2012  – (Работаем по новым стандартам). 5

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»

«Формирование и развитие духовно- нравственных основ личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017