«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»
Оценка 5

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

Оценка 5
Работа в классе
docx
администрации
Взрослым
19.11.2018
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Творческий отчёт Коммуникативная компетентность.АМО 2016.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район РБ Творческий отчёт по теме самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно­ коммуникативных технологий» Подготовила учитель  начальных классов Колесникова  Е.Б. 2016 г. «Единственный    путь  ведущий    к    знаниям  – это   деятельность…»                                   Бернард Шоу  Кредо   современного   педагога   –   воспитать   свободную   личность, умеющую   отстаивать   свои   интересы,   свободно   и   грамотно   выражать   свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое   внимание   уделяется   проблеме   овладения   компетенциями   и формированию ключевых компетенций в частности. Младший   школьный   возраст   очень   благоприятен   для   овладения коммуникативными   навыками.   Поэтому,   формирование     коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно­воспитательного процесса в  школе.   Тема   моего   выступления:   «Формирование   коммуникативной компетенции   обучающихся   посредством   использования   активных   методов обучения и информационно­коммуникативных технологий». Начиная работать по данной теме, я поставила перед собой цель: ­изучить литературу по данному вопросу; ­опробовать на уроках технологию АМО; ­выяснить положительные и отрицательные стороны использования   АМО.  Что же такое коммуникативная компетентность?   Профессиональные,   деловые   контакты, Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека   в   любой   сфере   жизни.   Роль   владения   своей   речью   трудно переоценить.   межличностные взаимодействия   требуют   от   современного   человека   универсальной способности  к   порождению   множества   разнообразных  высказываний,  как  в устной,   так   и   в   письменной   форме.   Обучение   школьников   устному   и письменному   речевому   общению   (коммуникативной   компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества. Коммуникативная   компетентность,   согласно   психолого­педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты: 1. эмоциональный   (включает   эмоциональную   отзывчивость,   эмпатию, чувствительность   к   другому,   способность   к   сопереживанию   и состраданию, внимание к действиям партнеров); 2. когнитивный   (связан   с   познанием   другого   человека,   включает способность   предвидеть   поведение   другого   человека,   эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); 3. поведенческий   (отражает   способность   ребенка   к   сотрудничеству, совместной   деятельности,   инициативность,   адекватность   в   общении, организаторские способности и т.п.). Для   того,   чтобы   обладать   коммуникативностью,   человек   должен овладеть определенными коммуникативными умениями. Можно   выделить   комплекс   коммуникативных   умений,   овладение которыми   способствует   развитию   и   формированию   личности,   способной   к продуктивному общению. Существуют следующие виды умений:  1. межличностной коммуникации;  2. межличностного взаимодействия;  3. межличностного восприятия. Одной   из   принципиальных   задач   педагога   при   формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. Способности к общению включают в себя: 1. желание вступать в контакт с окружающими; 2. умение   организовать   общение,   включающее   умение   слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими . Под  коммуникативными   способностями   младших   школьников  как средства их социальной адаптации выделяют:      комплекс индивидуально­психологических качеств личности младшего школьника   социальной   направленности   (контактность,   эмпатичность, доброжелательность);    уровень   знаний,   умений   и   навыков  социально­коммуникативной деятельности   (знание   законов   бесконфликтного   общения   с окружающими,    навыки   культуры   поведения,   умение   быстро   ориентироваться   в знакомой и незнакомой ситуации и др.);    желание   и   потребность   вступать   в   социально­коммуникативную деятельность;  умение   анализировать    и   адекватно   оценивать   социально­ коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.  Младший   школьный   возраст   оптимальный   период   для   формирования коммуникативных   способностей,  активного   обучения   социальному поведению,   искусству   общения   между   детьми   разного   пола,   усвоение коммуникативных,   речевых   умений,   способов   различения   социальных ситуаций.  целей       обучения. Эффективность   развития   коммуникативной   компетенции   в   процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е.   от   способа   воздействия   педагога   на   учащегося   для   достижения поставленных . По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей  деятельности. Это технология АМО. Накопленный опыт позволяет мне  говорить о высокой эффективности применения данной технологии в  образовательном процессе.     Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное  вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой  познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока,  гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию  предполагает технология АМО, основанная на использовании активных  методов обучения. Итак.    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность   и   разнообразие   мыслительной   и   практической   деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Использовать активные методы обучения можно на любом этапе урока.  Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие  эффективно решать конкретные задачи этапа урока.  Например.  1.Орг. момент (АМ начала образовательного мероприятия). ­ Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами (Упражнения «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями»).    Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между  учениками.  2. Постановка цели и задач урока (АМ выяснение целей, опасений,  ожиданий). Методы «Что у меня на сердце», «Дерево желаний», «Поляна  снежинок», «Разноцветные листья», «Ковёр идей», «Фруктовый сад»   и др.    Цель: учителю – эффективно провести выяснение ожиданий и опасений,  лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока. ­ Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,  полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении  уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ ориентированного подхода.        Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и  опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в  образовательном процессе. Ожиданий и опасений может быть несколько. К  числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и  способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и  одноклассников и т.д.  Метод «Фруктовый сад»  (заранее готовятся два больших плаката с  нарисованным на каждом из них деревом: яблоня и лимон. Обучающимся  раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель  предлагает обучающимся попробовать более чётко определить, что они  ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и  опасений может быть несколько. Затем они записывают и прикрепляют к  соответствующему дереву)  3. Новый материал ( АМ презентации учебного материала). Методы: «Инфо­угадай­ка», «Мозговой штурм». ­ Определимся с понятием «активные методы обучения». Для этого применим метод  «Инфо­угадай­ка»     Цель: представление нового материала, структурирование материала,  оживление внимания обучающихся . Он  применяется при работе в группах.  Для работы в группах можно использовать  метод «Композиция»     Цель: в игровой форме разделить учащихся на группы. Участники, получив  карточку, находят свою группу по названию сказки («Колобок»,  «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Буратино»). 4.Физкультминутка (АМ релаксации). ­ Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда  нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно  расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят  сделать это, не выходя из класса. ­ (Под тихую музыку). Закройте,  пожалуйста, глаза. Наберите грудью  побольше воздуха  и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя  сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь,  откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости. ­ Можно использовать технологию «Четыре стихии». Учитель называет  4  стихии, а дети выполняют  соответствующие движения ­  (вода ­ руками  движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные  движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть). Слайд 13. 5. Обобщение знаний.    ­ На  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер  («кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре  листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны,  которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь  лучи  расходятся далее и далее) . Давайте составим кластер по теме «Активные методы обучения» Следующий приём­Синквейн   Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях  резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по  определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:     На первой строчке записывается одно слово ­ существительное. Это и есть  тема синквейна.  На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему  синквейна. На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия,  относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое  выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в  контексте темы. Последняя строчка ­ это слово­синоним, своё отношение к данной теме,  чувство или сравнение.  Приведу пример Синквейна  со словом «Метод» 6 . Подведение итога урока. ­ Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».   Метод «Мудрый совет».  Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Метод   «Итоговый   круг».  Учитель   даёт   минуту.   Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята   усвоили   хорошо,   а   на   что   обратить   внимание   на   следующем   уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.  Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт   быть   пассивным  и     становится   активным   участником образовательного   процесса.   Посредством   использования     АМО     у   детей формируются коммуникативные компетенции. Таким образом, использование активных   методов   обучения   позволяет     обеспечить   эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.  + Активные методы обучения помогают ­ развивать мотивацию к обучению и   наилучшие   стороны   ученика,   учить   учащихся   самостоятельно   добывать знания,   развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно­информационных и учебно­организационных умений.      Уроки   с   использованием   активных   методов   обучения   интересны   не только для учащихся, но и для учителей.  ­Дети   начальной   школы   имеют   свои   особенности,   поэтому  не   могут совладать   со   своими   эмоциями,   поэтому   на   уроках   создаётся   вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся   культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.     Применять   технологию   АМО   или   нет,  это   уже   дело   учителя   и   его творчества.   Для тех, кто заинтересовался АМО, предлагаю  буклет, подготовленный   мной. Итак.   На   практике   я   убедилась,   что   развивать   коммуникативную компетенцию   у   детей   возможно   через   применение   различных   активных методов   на   любом   этапе   урока.   При   этом   эффективна   работа   в   парах, группах, использование различных заданий творческого характера. Нельзя не сказать   о   применении   информационно­коммуникативных   технологий   на уроках, благодаря которым детям становится интереснее учиться, они лучше познают окружающий мир, развивается речь, мышление, желание говорить и общаться. А это и есть формирование коммуникативной компетенции. И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не  бойтесь применять инновационные методы. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования активных методов обучения и информационно-коммуникативных технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018