Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Оценка 5

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Оценка 5
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2017
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
патриотич.воспитание.docx
Программа гражданско­патриотического воспитания обучающихся  I. Пояснительная записка            1. Обоснование для разработки Программы.    Гражданско­патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из  важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско­патриотическим воспитанием понимается  постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её  защите. Программа направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за  свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.     В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы гражданско­ патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую  реализацию в МОУ ... на период  2015 ­ 2016 год.    Программа имеет школьный статус и ориентирована на обучающихся  1­11­х классов. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов  педагогических воздействий. Программа гражданско­патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда  воспитательных и социальных проблем. 2. Цели и задачи Программы.   Под гражданско­патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и  целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она  направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности  своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей  по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации.  Составной частью гражданско­патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и  военно­патриотическое воспитание школьников.     Целью программы является: ­ поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного гражданско­ патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения  культурного наследия школы и поселка, возрождения традиционных нравственных ценностей; ­ создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; ­ сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала школы гражданско­ патриотической направленности.   В качестве основных задач выступают: ­ создание условий для формирования духовно­богатого, социально­ активного гражданина; ­         снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами  патриотического воспитания; ­         разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий; ­         обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по  гражданско­патриотическому воспитанию; ­         разработка и создание методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма  обучающихся; ­         реализация системы программных мероприятий гражданско­патриотической направленности и  оценка их эффективности. 3. Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания и основные направления их решения. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско- патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско- патриотического воспитания, адекватных современным социально- педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа по основным направлениям системы гражданско-патриотического воспитания поможет: - повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящих условиях становление системы гражданско-патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу гражданско-патриотического воспитания школьников. Основными направлениями, дальнейшего развития системы гражданско- патриотического воспитания остаются: 1. Создание нормативно-правовой базы гражданско-патриотического воспитания в школе. 2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в гражданско-патриотическом воспитании школьников. 3. Информационная и просветительская деятельность в области гражданско-патриотического воспитания школьников. 4. Координация деятельности детской школьной организации в интересах гражданско-патриотического воспитания школьников. 4. Контроль за реализацией Программы. Для координации и реализации системы гражданско-патриотического воспитания и образования создан совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации. В состав совета входят: 1. Ответственный по воспитательной работе. 2. Ответственный по учебной работе. 3. Классные руководители. 4. Учитель истории. 5. Библиотекарь. 5. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается: - повышение эффективности гражданско-патриотической работы; - повышение качества мероприятий по организации и проведению гражданско- патриотической работы с детьми ; - формирование гражданской грамотности обучающихся; - внедрение новых форм и методов работы по данному направлению; - развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края. - сформированность идеала жизни и идеала человека. Результатами реализации Программы должны стать: - вовлечение всех обучающихся в мероприятия гражданско-патриотической направленности ; - организация детских объединений гражданско-патриотической направленности; - привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности; - повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся; - разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся. 6. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи. 7. Содержание Программы Программа включает в себя следующие направления: 7. 1. Связь поколений. Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам. 7. 2. Растим патриота и гражданина России. Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 7. 3. Мой край родной. Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал. 7.4. Я и семья. Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. VI. Этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 5 лет. I этап: проектный – 2012-2013 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2013-2015 учебные годы. Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, филиалом ДЮСШ. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию на различных уровнях. III этап: аналитический –2015-2016учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: Обобщить результаты работы школы. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. Спланировать работу на следующий период. Литература: 1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно- музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор- составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1. 10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4. План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания на 2015 - 2016 годы. Цели: создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся; обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания; № 1.    Мероприятия Участие в постоянно действующих всероссийских, областных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. 2.    Проведение тематических линеек по  истории России ,символике России и  Саратовской области.  Сроки 2015­2016г. Ответственные Зам. директора по ВР, классные руководители 2015­2016г. Зам. директора по ВР, учитель истории 3.    Участие в акции «Вахта памяти»: 2015­2016г. Зам. директора по ВР, классные руководители ­встречи с ветеранами Великой  Отечественной войны и тружениками тыла; ­линейки, посвященные памятным датам  истории; ­общешкольная линейка, посвященная Дню  Победы     4.    Участие в акции «Памятник» ежегодно Зам. директора 5.    Подготовка и проведение школьного туристического слета. 6.   Пополнение банка педагогической  информации материалами по организации  и осуществлению гражданско­ патриотического воспитания школьников. по ВР, Ежегодно Зам. директора по ВР 19.05 Учителя ОБЖ, физической культуры ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители 7.   Организация традиционных встреч: ежегодно Зам. директора ­ ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941­1945 г. ­ с вдовами погибших на войне; ­ с воинами­интернационалистами; ­ с курсантами военных училищ; ­ с призывниками 8.   Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим  прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. ежегодно 9.   Участие обучающихся и педагогов в  конкурсах проектов: ежегодно ­ «Я – гражданин России», ­«Патриотическое воспитание  обучающихся» . по ВР, классные руководители Зам. директора по воспитательной работе,  учителя истории Зам. директора по воспитательной работе,  учителя истории, классные руководители 10.   Проведение общешкольного конкурса   «Доброта спасет мир», посвященный Дню  защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери. ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители 11.   Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. 12.   Проведение легкоатлетического кросса для  обучающихся, посвященного Дню Победы ежегодно Классные руководители. ежегодно Учитель физкультуры 13.   Проведение памятных дней: ежегодно Зам. директора ­ День Победы по ВР, ­День вывода войск из Афганистана классные руководители ­ День защитников Отечества 14.   Участие в акциях:∙        «Солдатские  письма» ∙         «Герои живут рядом» ∙         «От сердца к сердцу» ­ « Помоги им» ­ « За достойную среду обитания» ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители 15.   Организация и проведение школьных  фестивалей патриотической песни и  конкурса чтецов 16.   Использование символов Российской  Федерации и Волгоградской области при  проведении школьных мероприятий. 17  Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»   ежегодно Зам. директора по ВР, , классные руководители  постоянно Зам. директора по ВР, ежегодно Зам. директора 18   Краеведческий поиск «Живая летопись  войны» ежегодно   19   Классные часы на тему «Герои и подвиги» ежегодно по ВР учитель ИЗО, воспитатели ГПД Зам. директора по ВР,  педагоги –  организаторы,  руководитель школьного зала, учитель истории Зам. директора по ВР,  учитель истории,  библиотекарь,классные  руководители 20.   Участие в конкурсе «Лучшая открытка  ветерану» ежегодно Воспитатели ГПД, учитель ИЗО 21 Конкурс сочинений «Память жива»,  посвященный участникам войны ежегодно Учителя русского языка и литературы 22. Акция  «Ветеран живет рядом» ежегодно 23 Фотовыставка «Война и моя семья» ежегодно     24 Конкурс чтецов «Дети о войне» ежегодно 25 Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем» ежегодно   Зам. директора по ВР,  учитель истории,  классные руководители Зам. директора по ВР,  учитель истории,  классные руководители Зам. директора по ВР,  учитель истории,  классные руководители Зам. директора по ВР,  учитель истории,  классные руководители 26. 27 Заседание ШМО классных руководителей  «Пути совершенствования гражданско­ патриотического воспитания в условиях  модернизации системы образования». Семинар­практикум для классных  руководителей «Гражданско­ патриотическое воспитание подростков:  особенности, опыт, проблемы» 28. Обобщение опыта работы педагогов на  темы: ­ «Патриотизм XXI века: формирование его  на традициях прошлого и современного  опыта»; ­ «Организация работы по гражданско­ патриотическому воспитанию в системе  образования: инновационные подходы и  технологии». 2015­2016 Зам. директора по ВР 2015­2016 Зам. директора по ВР 2015­2016 Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя ­ предметники 29 Обновление и создание музейных  экспозиций патриотической направлености ежегодно Руководитель  30. Конкурс рисунков «Война глазами детей» ежегодно 31. Участие во Всероссийской молодежно­ патриотической акции «Георгиевская  ленточка» под девизом «Мы помним, мы  гордимся» ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя ­ предметники Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя ­ предметники

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017