Это выступление на заседании школьного методического объединения. В данной статье раскрывается ситуационный метод обучения, который способствует формированию ключевых компетенций школьников. я часто использую его в процессе обучения и воспитания. Я предлагаю вам освоить данную методику для внедрения в своей педагогической деятельности. К преимуществу метода можно отнести: - получение навыков работы в команде; выработка навыков общения; получение навыков презентации.
Применение ситуационного обучения как метод формирования ключевых
компетенций учащихся
Вартанова Светлана Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ « СОШ с.Сокур»
Татищевского района, Саратовской области
I. Представление педагогического опыта.
Ситуационную методику обучения часто называют кейс методом. Кейс
технология — это технология, основанные на комплектовании наборов (кейсов)
учебнометодических материалов и доставки их обучающимся для
самостоятельного изучения.
Современное общество требует осведомленной и компетентной личности,
способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Поэтому, в своей деятельности я ставлю перед собой задачи формирования
компетенций учащихся:
общеучебных;
социальных;
коммуникативных;
информационных;
личностных;
ценностносмысловых;
общекультурных.
Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых
компетенций школьников, поэтому я часто использую его в процессе обучения и
воспитания. Сегодня предлагаю вам освоить данную методику для внедрения в
своей педагогической деятельности.
К преимуществу метода можно отнести:
получение навыков работы в команде;
выработка навыков общения;
получение навыков презентации;
получение навыков формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Кейс метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе
анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до
нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Сущность этого метода – изучение общих закономерностей на примере анализа
конкретных случаев.
Алгоритм работы с кейсом:
постановка проблемы;
извлечение смысловой информации из кейса;
анализ содержания кейса;
выводы учащихся по данной проблеме.
1Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по
данной методике, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на
вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности,
формируется активная гражданская позиция.
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию,
деятельность учителя должна быть творческой в ходе разработки кейса, т.е.
подборе соответствующего определенной проблеме материала.
Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с
методическими рекомендациями.
II. Представление системы уроков.
На уроке будут использованы приемы:
III. Имитационная игра.
постановки проблемы;
извлечения смысловой информации из кейса;
прием общения в группе;
анализ содержания кейса;
прием подготовки учащимися своих выводов по данной проблеме;
прием использования незаконченных предложений
Приоритетным в современной школе становится личностно
ориентированное образование, строящееся на формировании нравственных
ценностей. При изучении темы «Защита Отечества» по обществознанию в 7
классе, я использую элемент философского урока, применяя кейс метод.
Очень важно, чтобы школьники смогли понять разницу между юридической
нормой, закрепляющей обязанности гражданина, и нравственной категорией
долга. Правовая норма поддерживается силой государства (уклонение от военной
службы наказуемо; теми, кто игнорирует требования закона, занимаются
правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность
человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед
обществом. Нравственный долг подвигает человека на поступки, которые
характеризуют его как достойного гражданина.
Коллеги, я прошу Вас побыть учениками 7 класса.
Тема нашего урока: «Защита Отечества» В ходе урока нам необходимо
разрешить проблему важности и необходимости защиты Отечества.
У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не
сорвешься: чувство долга.
И. С. Тургенев
Целесообразно, раскрывая патриотическую основу долга защищать
Отечество, привести слова В. Г. Белинского: «Можно не любить и родного брата,
если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было:
только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но
живым желанием усовершенствования».
Писатели, ученые, правители, полководцы и философы тысячелетиями
рассуждали о главных обязанностях гражданина, жителя, подданного. Все
сходились на том, что это не только почетная обязанность, но и долг!
2И сегодня многие остро ставят вопрос: «Защита Отечества – долг или
обязанность? Нужна ли в наше время регулярная армия? Как подготовить себя к
выполнению воинского долга?».
Итак, уважаемые коллеги, я сформулировал проблему, которую
необходимо решить.
Далее мы приступаем к этапу извлечения смысловой информации из кейса
и этапу анализа содержания кейса.
Перед вами отрывки текста из «Задонщины», «Слове о полку Игореве»,
русские народные пословицы, высказывания русских полководцев, писателей,
простых защитников земли русской.
(Приложение 2)
Я предлагаю, работая в группах, в течение 57 минут поработать с текстами
и ответить на предложенные вопросы.
Работа в группе с текстами.
Я предлагаю высказать свое мнение по предложенным вопросам. (При
ответах используйте текст, фразы из текста)
1. Объяснить смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и
обязанность гражданина.
2. Почему в наше время нужна регулярная армия?
3. В чем состоит обязательная подготовка к военной службе и добровольная
подготовка к ней?
4. Что такое военная служба?
5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?
Беседа по вопросам к текстам.
Уважаемые коллеги, мы переходим к этапу разрешения проблемы.
Итак, в наше время «Защита Отечества – долг или обязанность?»
Вывод. Наша страна в силу своего геополитического положения не может
не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию.
Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз,
Россия должна позаботиться о том, чтобы иметь сильную, хорошо
подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным
оружием.
IV. Моделирование.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировал вам кейс метод как метод
формирования ключевых компетенций учащихся. Каким образом вы можете
использовать данный метод на своих уроках. В течение 510 минут разработайте
собственную модель урока, применяя данный метод. Используйте предложенные
памятки (Приложение 1)
Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.
Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.
V. Рефлексия.
«Считаете ли Вы данный метод эффективным и почему?»
При ответе используйте прием «Незаконченное предложение».
Я считаю данный метод ……, потому что …… .
34