ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА
по форме «учитель-ученик»
Иванова Анна Евгеньевна,
Учитель русского языка и литературы, педагог-наставник
XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!
Поток информации настолько велик, что дети зачастую уже не умеют самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, как приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине сегодня учителя-наставники активно внедряют собственную практику сопровождения обучающихся с помощью «Дорожной карты» в проектно-исследовательской работе [1, с. 98].
В настоящее время в нашей стране происходит возрождение уже известных советских практик наставничества не только на производстве, в социальной сфере, но и в образовании. Одной из таких современных форм является наставничество в исследовательской проектной деятельности старшеклассников. В такой ситуации выбора становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать наставляемого на основе индивидуальной образовательной программы и способствовать его развитию. Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. О роли педагога-наставника в проектно-исследовательской деятельности учащихся описываю в собственном методическом пособии для учителей «Учитель: новатор и вдохновитель» - Казань, Бук, 2023. - 112с.
Данная практика наставничества основывается на идеях Л.С. Выготского, методологическом подходе Г.П. Щедровицкого, теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также на разработках технологии развития критического мышления Российских педагогов М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. Методология дает четкое определение целевой модели наставничества, под которой понимается система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Поэтому с 2023 года апробируется система практики на основе программы наставничества по проектно-исследовательской деятельности «Учитель-ученик» социально-гуманитарной направленности. В структуру программы практики входит: организация проектной исследовательской деятельности, роль учителя-наставника при организации выполнения исследовательского проекта, описание этапов проектной работы, план реализации программы, маршрутная карта ученика и индивидуальный план развития наставляемого [2, с. 4].
Проектирование модели практики наставничества строится на основе алгоритма действий: Этап 1 - определение проблемы на основе анализа и оценки реальной ситуации; этап 2 - определение варианта модели наставничества; этап 3- целеполагание; этап 4 - этап анализа и отбора внутренних и внешних ресурсов; этап 5 - разработка организационной структуры управления моделью проекта; этап 6 - определение механизмов, необходимых для реализации проекта; этап 7 - определение сроков; этап 8 - планирование комплекса мероприятий по реализации проекта. Данный алгоритм деятельности является универсальным при соблюдении основных правил проведения индивидуальных встреч наставнической пары «Учитель-ученик»
Дорожная карта обучающегося строится на основе положения о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) образовательного учреждения. В ней отображается вся совместная работа ученика и наставника, которая заполняется по мере выполненной задачи.
Проблема построения горизонтальной коммуникации, направленная на развитие таких ключевых навыков, как сотрудничество, критическое и креативное мышление, в условиях современных вызовов системы образования привела к созданию методического пособия «Записки на учительских манжетах»: Онлайн инструменты на службе учителя словесности: Издательские решения, 2022. – 110 с. Преподаватель играет ведущую роль в организации использования Интернета в учебном процессе. Подобранные цифровые образовательные инструменты позволяют мотивировать обучающихся к поиску необходимой информации.
Конечно же система практики наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретной форме «учитель – ученик» для получения ожидаемых результатов и конечного продукта. В практике реального общения с наставляемым важной частью деятельности над проектом является выстраивание доверительных взаимообогащающих отношений, помощь педагога в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся [3, №6]. Ожидаемые результаты переходят к действительным: высокий уровень включенности во все социальные, культурные и образовательные процессы. Ключевыми результатами являются достижения не только в предметной области, но и в получении конечного продукта проекта над которым трудился ученик.
Показателем оценки эффективности наставничества являются: количество наставляемых детей в течение года, динамика результативности участия в конкурсных мероприятиях, развитие личностных качеств детей, количество родителей, включенных в систему поддержки детей, их успехи и победы в конкурсах.
Таким образом, наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования в силу следующих ключевых причин:
первая причина - это совместная работа школы (учителя) с учеником и его родителями как плодотворная среда на совместные дела для раскрытия потенциала каждого;
вторая причина – для нашей небольшой сельской школы наставничество представляет собой канал обогащения опытом, шаг на пути превращения в центр социума. То есть оно стало центром жизни и притяжения для учащихся и их родителей;
третья причина состоит в том, что наставничество в проектно-исследовательской работе позволяет получить опыт, знания, формировать навыки, компетенции и нравственные ценности быстрее, чем другие способы передачи.
Список использованных источников
1. 1. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. – 2012. – № 7. – С. 98–104. 2.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
3. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний //Стратегии бизнеса – 2017 – №6 (38).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.