Программа наставничества (наставническая пара: учитель-учитель)

  • Документация
  • docx
  • 17.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа наставничества опытного учителя начальных классов и учителя, чьи ученики при переходе в 5 класс показывают низкие образовательные результаты
Иконка файла материала Программа наставничества Учитель-Учитель.docx

Программа наставничества «Педагогический рост: от старта к успеху»

(Наставничество: учитель – учитель)

 

Цель программы: обеспечение профессиональной поддержки педагога (наставляемого), испытывающего трудности в достижении высоких образовательных результатов учащихся, для повышения его квалификации, методического мастерства и достижения устойчивых положительных результатов обучения в начальной школе.

 

Задачи программы:

1.     Диагностика профессиональных потребностей наставляемого: выявление затруднений и определение зон роста.

2.     Совершенствование предметных знаний и методических навыков наставляемого: передача эффективных педагогических технологий и приемов работы.

3.     Развитие умений наставничества по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников: обеспечение преемственности между начальной и основной школой.

4.     Развитие рефлексивных навыков наставляемого: самоанализ педагогической деятельности и планирование дальнейшего профессионального развития.

5.     Повышение мотивации наставляемого к профессиональному росту и самосовершенствованию: создание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки.

 

Участники программы:

Наставник: Медведева Наталья Григорьевна - учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения начальных классов (далее – Наставник).

Наставляемый: Варлакова Наталья Андреевна - учитель начальных классов, чьи ученики показывают низкие результаты в 5 классе (далее – Наставляемый).

 

Сроки реализации программы: 2024-2025 учебный год (сентябрь 2024 г. – май 2025 г.)

 

Этапы реализации программы:

 

I. Подготовительный этап (сентябрь 2024 г.)

 

1.     Знакомство и заключение соглашения о наставничестве:

- обсуждение целей, задач и планируемых результатов программы;

- определение регламента взаимодействия.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: индивидуальная беседа, составление и подписание соглашения.

 

2.     Диагностика профессиональных затруднений Наставляемого:

- изучение документации;

- посещение уроков;

- анкетирование;

- анализ работ учащихся.

  Ответственные: Наставник.

  Форма: наблюдение, анализ документов, анкетирование.

 

3.     Разработка индивидуального плана наставничества:

- определение конкретных целей и задач на учебный год;

- выбор форм и методов работы.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: совместное планирование, составление плана.

 

II. Основной этап (октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)

 

1.     Посещение уроков Наставника и Наставляемого:

- анализ и обсуждение сильных сторон и зон роста.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: взаимопосещение уроков, анализ, обсуждение.

 

2.     Проведение совместных уроков и мастер-классов:

- демонстрация эффективных приемов и методов работы.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: совместная разработка и проведение уроков.

 

3.     Консультации и индивидуальная поддержка:

- ответы на вопросы;

- помощь в решении проблем;

- разработка методических материалов.

  Ответственные: Наставник.

  Форма: индивидуальные консультации, онлайн-поддержка.

 

4.     Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации:

- расширение профессионального кругозора Наставляемого.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: совместное участие, обмен опытом.

 

5.     Работа с документацией:

- анализ рабочих программ, календарно-тематического планирования, контрольно-измерительных материалов.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: совместный анализ, корректировка.

 

6.     Изучение и внедрение современных образовательных технологий:

- использование интерактивных методов обучения, ИКТ, проектной деятельности.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: практические занятия, разработка и апробация.

 

7.     Организация и проведение внеурочной деятельности:

- развитие интереса к предмету;

- формирование УУД.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: совместное планирование и проведение мероприятий.

 

8.     Особое внимание уделяется развитию навыков преемственности:

- наставник и наставляемый должны взаимодействовать с учителями 5 класса, чтобы лучше понимать проблемы адаптации, изучать программы, контрольные работы, требования к навыкам в основной школе.

   Ответственные: Наставник, Наставляемый, учителя 5 класса.

   Форма:  общие собрания, анализ работ, создание совместных проектов (разработка диагностических работ для 4 класса, отражающих требования 5 класса).

 

III. Заключительный этап (май 2025 г.)

 

1.     Анализ результатов реализации программы:

- сравнение результатов деятельности Наставляемого до и после реализации программы.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: анализ документации, анкетирование, собеседование.

 

2.     Подготовка отчета о реализации программы наставничества:

- описание достигнутых результатов, выявленных проблем и перспектив дальнейшей работы.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: составление отчета.

 

3.     Представление результатов программы на методическом объединении:

- обмен опытом и распространение лучших практик.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый.

  Форма: выступление на МО, презентация материалов.

 

4.     Оценка эффективности программы и планирование дальнейшей работы:

- определение направлений для дальнейшего профессионального развития Наставляемого.

  Ответственные: Наставник, Наставляемый, администрация школы.

  Форма: обсуждение, планирование.

 

Ожидаемые результаты:

·        повышение квалификации и методического мастерства Наставляемого;

·        улучшение образовательных результатов учащихся Наставляемого в начальной школе и успешная адаптация в 5-м классе;

·        развитие рефлексивных навыков и повышение мотивации к профессиональному росту Наставляемого;

·        распространение эффективных педагогических практик в школе;

·        создание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки в педагогическом коллективе.

 

Критерии оценки эффективности программы:

-       положительная динамика образовательных результатов учащихся Наставляемого в начальной школе и 5 классе (по результатам контрольных работ, мониторингов);

-       повышение уровня удовлетворенности Наставляемого своей профессиональной деятельностью;

-       участие Наставляемого в методической работе школы (проведение мастер-классов, выступление на семинарах);

-       внедрение Наставляемым современных образовательных технологий в учебный процесс;

-       положительные отзывы учащихся и родителей о работе Наставляемого.

 

Формы отчетности:

ü индивидуальный план наставничества;

ü отчет о реализации программы наставничества (с приложением аналитических материалов, конспектов уроков, разработок внеклассных мероприятий);

ü самоанализ педагогической деятельности Наставляемого;

ü отзыв Наставника о работе Наставляемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Индивидуальный план наставничества

 

Участники программы:

Наставник: Медведева Наталья Григорьевна

Наставляемый: Варлакова Наталья Андреевна

 

Сроки реализации плана: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

 

Мероприятие

Сроки выполнения

Форма проведения

Ответственные

Ожидаемый результат

Отметка о выполнении

1

Диагностика профессиональных затруднений Наставляемого

Сентябрь 2024

Анализ документации, посещение уроков, анкетирование, собеседование         

Наставник

Выявление проблемных зон и определение направлений работы

 

2

Разработка и согласование индивидуального плана наставничества

Сентябрь 2024

Совместное планирование  

Наставник, Наставляемый

Четкое определение целей, задач, форм и сроков реализации программы                               

 

3

Изучение рабочих программ и КТП: Анализ соответствия ФГОС, определение проблемных тем                                               

Октябрь 2024

Совместный анализ

Наставник, Наставляемый

Выявление пробелов в знаниях учащихся, корректировка КТП при необходимости                              

 

4

Взаимопосещение уроков: Наставник посещает уроки Наставляемого (не менее 3 раз), Наставляемый посещает уроки Наставника (не менее 3 раз)                        

Октябрь - март

Посещение, анализ, обсуждение

Наставник, Наставляемый

Выявление сильных и слабых сторон, обмен опытом, выработка рекомендаций                               

 

5

Проведение совместных уроков: Наставник и Наставляемый проводят уроки совместно, применяя эффективные педагогические технологии.                            

Ноябрь-апрель

Практическая работа     

Наставник, Наставляемый

Демонстрация эффективных методов работы, отработка навыков, повышение мотивации учащихся                       

 

6

Индивидуальные консультации: Наставник консультирует Наставляемого по вопросам организации учебного процесса, оценивания результатов, работы с родителями.                 

В течение года

Индивидуальные беседы

Наставник

Решение проблемных ситуаций, оказание практической помощи                                  

 

7

Работа с современными образовательными технологиями: изучение и внедрение интерактивных методов, ИКТ, проектной деятельности.                               

В течение года

Практические занятия, апробация

Наставник, Наставляемый

Повышение эффективности уроков, развитие познавательного интереса учащихся                                

 

8

Организация внеурочной деятельности: Совместное планирование и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к предмету и формирование УУД

В течение года

Совместное планирование и проведение мероприятий                 

Наставник, Наставляемый

Развитие творческих способностей, формирование командного духа, повышение мотивации к обучению                     

 

9

Взаимодействие с учителями 5-х классов: обсуждение проблем адаптации, изучение программ, контрольных работ, требований к навыкам

Ноябрь-март

Общие собрания, анализ работ, создание совместных проектов                 

Наставник, Наставляемый, учителя 5 класса

Лучшее понимание проблем адаптации, изучение программ, контрольных работ, требований к навыкам

 

10

Посещение семинаров, конференций, курсов повышения квалификации: Участие в методической работе школы.                                            

В течение года

Участие, обмен опытом    

Наставник, Наставляемый

Расширение профессионального кругозора, повышение квалификации, обмен опытом с коллегами

 

11

Подготовка отчета о реализации программы наставничества: анализ достигнутых результатов, определение перспектив дальнейшей работы

Май 2025

Составление отчета     

Наставник, Наставляемый

Систематизация опыта работы, определение направлений для дальнейшего профессионального развития                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Отчет о реализации программы наставничества

 

1. Общие сведения:

 

Наставник: Медведева Наталья Григорьевна

Наставляемый: Варлакова Наталья Андреевна

 

Сроки реализации программы: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

 

2. Цели и задачи программы.

 

Цель программы: обеспечение профессиональной поддержки педагога (наставляемого), испытывающего трудности в достижении высоких образовательных результатов учащихся, для повышения его квалификации, методического мастерства и достижения устойчивых положительных результатов обучения в начальной школе.

 

Задачи программы:

1.     Диагностика профессиональных потребностей наставляемого: выявление затруднений и определение зон роста.

2.     Совершенствование предметных знаний и методических навыков наставляемого: передача эффективных педагогических технологий и приемов работы.

3.     Развитие умений наставничества по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников: обеспечение преемственности между начальной и основной школой.

4.     Развитие рефлексивных навыков наставляемого: самоанализ педагогической деятельности и планирование дальнейшего профессионального развития.

5.     Повышение мотивации наставляемого к профессиональному росту и самосовершенствованию: создание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки.

 

3. Описание деятельности в рамках программы.

 

В рамках программы организовано взаимопосещение уроков Наставника и Наставляемого, проанализированы и обсуждены сильные стороны и зоны роста. Разработаны и проведены совместные уроки (продемонстрированы эффективные приемы и методы работы).

В течение года организовывались консультации и индивидуальная поддержка: ответы на вопросы, помощь в решении проблем; разработка методических материалов.

Наставляемый принимал участие в семинарах, конференциях и курсах повышения квалификации.

Проведена работа с документацией: проанализированы рабочие программы, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы.

Изучены и внедрены современные образовательные технологии: интерактивные методы обучения, ИКТ, проектная деятельность.

Наставником и наставляемым спланированы и проведены мероприятия по развитию интереса к предметам, формированию УУД: предметные недели, конкурс каллиграфии, акция «Читаем вместе».

Особое внимание было уделено развитию навыков преемственности: наставник и наставляемый взаимодействовали с учителями 5 класса, чтобы лучше понимать проблемы адаптации, изучали программы, контрольные работы, требования к навыкам в основной школе.

 

4. Анализ достигнутых результатов.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ НАСТАВЛЯЕМОГО

Приведите данные об успеваемости учащихся до и после реализации программы, результаты контрольных работ, мониторингов. Проанализируйте динамику результатов.

 

Причины слабых учебных результатов у учеников в 5 классе:

1)    Недостаточная сформированность базовых навыков:  на входящей диагностике в 5 классе выяснилось, что у многих учеников есть пробелы в таблице умножения, что затрудняет решение задач.

2)    Смена требований и темпа обучения:  темп обучения в 5 классе значительно выше, чем в начальной школе.  Ученики испытывали трудности с самостоятельной работой и организацией учебного времени.

3)    Психологический фактор (страх перед новым, неуверенность): некоторые ученики были не уверены в своих силах, боялись отвечать у доски и задавать вопросы, что сказывалось на их активности на уроках.  Подтверждается наблюдениями учителя, беседами с учениками.

4)    Различия в требованиях разных учителей: например, учителя русского языка и математики в 5 классе предъявляет другие требования к оформлению работ, что вызвало затруднения у некоторых учеников. Это подтверждается анализом работ учеников.

5)    Отсутствие должного интереса к предмету (низкая мотивация): например, ученики не видели практической ценности математики и не проявляли интереса к решению задач.  Были использованы следующие приемы повышения мотивации: создание ситуации успеха; использование игровых и интерактивных методов (геймификация, интерактивные задания, игры-соревнования, использование наглядных материалов); выполнение проектов, связанных с интересами и увлечениями учеников; учет индивидуальных особенностей; стимулирование познавательной деятельности с помощью творческих задания, исследовательской деятельности, проблемных ситуаций; сотрудничество с родителями (привлечение родителей к участию в образовательном процессе, совместное выполнение домашних заданий, рекомендации для родителей, проведение родительских собраний и консультаций).

6)    Сложности с адаптацией к новым предметам и учителям: некоторые ученики с трудом привыкали к новому классному руководителю и предметникам, что влияло на их эмоциональное состояние и успеваемость.

 

Влияние программы наставничества на причины слабых результатов:

- Благодаря индивидуальным занятиям и дополнительному объяснению материала, удалось ликвидировать пробелы в знаниях у слабых учеников по определенным темам. Это подтверждается результатами контрольных работ, отзывами учеников.

- Использование игровых методов и интерактивных заданий повысило интерес к русскому языку, математике, литературному чтению. Теперь ученики более активно участвуют в работе на уроке и не боятся задавать вопросы.

- Регулярные беседы с учениками и создание поддерживающей атмосферы на уроках помогли им повысить уверенность в своих силах.  Они стали более активными и не боятся отвечать у доски.

- Наставник помог Наставляемому адаптировать свои требования к особенностям учеников и разработать более эффективные методы обучения.  Это привело к повышению успеваемости по предметам.

- Общие классные часы и индивидуальные беседы помогли сплотить класс и снять напряжение у некоторых учеников.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАСТАВЛЯЕМОГО

Программа наставничества оказала значительное положительное влияние на профессиональное развитие наставляемого учителя - Н.А.Варлаковой.  В ходе реализации программы удалось достичь следующих результатов.

 

Методические навыки:

- разработка эффективных планов уроков: наставляемый учитель научился более тщательно планировать уроки, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их уровень подготовки и потребности; освоил методики целеполагания, отбора содержания, планирования видов деятельности и форм организации работы на уроке.

- использование разнообразных методов и приемов обучения: наставляемый учитель значительно расширил свой арсенал методических приемов, включив в него активные и интерактивные методы обучения (работа в группах, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность); научился выбирать наиболее подходящие методы для достижения поставленных целей и задач.

- организация дифференцированного обучения: наставляемый учитель научился адаптировать учебный материал и задания к индивидуальным особенностям учащихся, создавать условия для успешного обучения каждого ученика.

- оценка результатов обучения: наставляемый учитель освоил различные методы оценки результатов обучения, включая формативное оценивание (оценка в процессе обучения) и суммативное оценивание (оценка по итогам изучения темы или курса); научился использовать критериальное оценивание и предоставлять учащимся конструктивную обратную связь.

 

Коммуникативные навыки:

- установление контакта с учащимися: наставляемый учитель научился создавать атмосферу доверия и взаимопонимания в классе, устанавливать позитивные отношения с учащимися;

- мотивация учащихся: наставляемый учитель научился мотивировать учащихся к учебе, поддерживать их интерес к предмету и развивать познавательную активность;

- разрешение конфликтов: наставляемый учитель научился эффективно разрешать конфликты, возникающие в классе, и создавать благоприятную атмосферу для обучения;

- работа с родителями: наставляемый учитель наладил эффективное взаимодействие с родителями, информируя их об успехах и трудностях их детей и привлекая к участию в образовательном процессе.

 

Аналитические навыки:

- анализ уроков: наставляемый учитель научился анализировать свои уроки и уроки других учителей, выявлять сильные и слабые стороны, делать выводы и планировать дальнейшее совершенствование своей деятельности;

- анализ результатов обучения: наставляемый учитель научился анализировать результаты контрольных работ, тестов и других видов оценивания, выявлять пробелы в знаниях учащихся и разрабатывать меры по их устранению;

- самоанализ: наставляемый учитель научился анализировать свою деятельность, выявлять свои сильные и слабые стороны, определять направления для дальнейшего профессионального роста.

 

Программа наставничества оказала положительное влияние на мотивацию наставляемого учителя к профессиональному росту. У него повысилась уверенность в своих силах, появилось стремление к самосовершенствованию и желание применять новые методы и приемы в своей работе. Он стал более активно участвовать в методической работе школы, посещать семинары и вебинары, изучать передовой педагогический опыт.

 

В ходе реализации программы наставничества наставляемый учитель освоил и начал активно использовать следующие современные образовательные технологии:

- интерактивная доска: использование интерактивной доски для проведения уроков, демонстрации презентаций, выполнения интерактивных заданий;

- онлайн-платформы: использование онлайн-платформ для организации дистанционного обучения, проведения тестов и опросов, обмена информацией с учащимися и родителями;

- образовательные приложения: использование образовательных приложений для развития навыков чтения, письма, счета и логического мышления;

- облачные технологии: использование облачных технологий для хранения и обмена документами, совместной работы над проектами;

- использование QR-кодов: размещение QR-кодов, ведущих к дополнительным материалам и заданиям;

- сервисы для создания интерактивных презентаций, для вовлечения учеников и проведения опросов в режиме реального времени.

Наталья Андреевна Варлакова  начала использовать интерактивные игры и викторины для закрепления изученного материала, что значительно повысило интерес учеников к предмету. Для индивидуальной работы с учениками начала использовать онлайн-платформы с заданиями разного уровня сложности, что позволило каждому ученику учиться в своем темпе.

 

В целом, программа наставничества способствовала существенному повышению профессионального уровня наставляемого учителя и положительно повлияла на успеваемость его учеников.

 

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСТАВЛЯЕМОГО СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

После завершения программы наставничества наблюдается значительное повышение уровня удовлетворённости наставляемого учителя   Н.А.Варлаковой своей профессиональной деятельностью.

 

·        Общий уровень удовлетворённости: по результатам самооценки и опроса уровень удовлетворённости работой у Натальи Андреевны вырос со «среднего» до «высокого». Наставник отмечает значительное улучшение общего настроя учителя, повышение уверенности в своих силах и энтузиазма в работе.

·        Решенные проблемы: программа наставничества помогла наставляемому учителю решить следующие ключевые проблемы, которые ранее вызывали неудовлетворённость:

- методические затруднения: наставничество позволило Н.А.Варлаковой преодолеть затруднения в планировании уроков, выборе эффективных методов обучения, организации дифференцированной работы с учащимися и оценивании результатов обучения. Теперь учитель чувствует себя более компетентным и уверенным в своих методических навыках.

- проблемы с дисциплиной: наставник поделился эффективными стратегиями управления классом, установления чётких правил и границ, а также поддержания позитивной дисциплины. Благодаря этому Н.А.Варлакова смогла создать более спокойную и продуктивную обстановку на уроках.

- сложности в общении с родителями: наставник предоставил Н.А.Варлаковой рекомендации по установлению конструктивного диалога с родителями, проведению родительских собраний и индивидуальных консультаций. Теперь учитель чувствует себя более комфортно и уверенно в общении с родителями.

 

Поддержка, полученная от наставника: наставляемый учитель высоко оценивает поддержку, полученную от наставника Н.Г.Медведевой:

- методическая помощь: наставник оказывал неоценимую помощь в планировании уроков, разработке дидактических материалов и выборе эффективных методов обучения; он делился своим опытом, предоставлял ценные советы и рекомендации;

  - эмоциональная поддержка: наставник оказывал эмоциональную поддержку, помогал преодолевать трудности, поддерживал в сложных ситуациях и делился своим опытом преодоления профессиональных вызовов;

- наблюдение и обратная связь: наставник регулярно посещал уроки наставляемого учителя, предоставляя конструктивную обратную связь, помогая выявлять сильные и слабые стороны, а также разрабатывать планы для дальнейшего профессионального роста;

- доступ к ресурсам и возможностям: наставник помог наставляемому учителю получить доступ к различным ресурсам и возможностям для профессионального развития, включая методическую литературу, семинары, вебинары и конференции.

 

«Наталья Андреевна Варлакова с удовольствием идёт на работу, методически правильно планирует уроки и проявляет инициативу в организации внеклассных мероприятий», - отмечает наставник Н.Г.Медведева.

«Наталья Андреевна стала более уверенно общаться с родителями, наладила контакт с трудными учениками и повысила успеваемость класса», – говорит заместитель директора по учебной работе Л.А.Кощеева.

 

Программа наставничества оказала существенное положительное влияние на удовлетворённость наставляемого учителя своей профессиональной деятельностью. Благодаря поддержке наставника, Н.А.Варлакова смогла решить многие проблемы, повысить свою компетентность и уверенность в своих силах, что привело к улучшению качества обучения и повышению мотивации к дальнейшему профессиональному росту.

 

5. Выводы и рекомендации.

 

Программа наставничества, реализованная в период сентябрь 2024 г. – май 2025 г. для учителя начальных классов Н.А.Варлаковой, показала значительную эффективность в достижении поставленных целей. Улучшение успеваемости учеников и повышение удовлетворённости учителя своей работой свидетельствуют о положительном влиянии программы.

 

Факторы, способствовавшие успеху:

ü Высокая квалификация и опыт наставника: Н.Г.Медведева продемонстрировала глубокие знания методики преподавания в начальной школе, умение анализировать уроки, выявлять причины затруднений учащихся и разрабатывать эффективные стратегии их преодоления;

ü Индивидуальный подход к наставляемому учителю: программа была построена с учетом индивидуальных потребностей и особенностей Н.А.Варлаковой. Наставник адаптировал методы и приемы работы к конкретным проблемам, с которыми сталкивался молодой учитель.

ü Систематическая и целенаправленная работа: регулярные встречи, наблюдения за уроками, совместное планирование и анализ результатов создали систему непрерывного профессионального развития наставляемого учителя.

ü Позитивная и поддерживающая атмосфера: наставник создал атмосферу доверия и взаимопонимания, где Н.А.Варлакова чувствовал себя комфортно и уверенно, не боялась задавать вопросы и делиться своими проблемами.

ü Активное использование современных образовательных технологий: внедрение новых технологий в учебный процесс сделало уроки более интересными и эффективными, что положительно сказалось на мотивации и успеваемости учащихся.

ü Поддержка администрации школы: руководство школы оказывало необходимую поддержку программе наставничества, предоставляя ресурсы и создавая условия для эффективной работы наставника и наставляемого.

 

Проблемы, оставшиеся нерешёнными (области для улучшения):

- недостаточная вовлеченность родителей: несмотря на усилия наставника, не удалось в полной мере привлечь родителей к участию в образовательном процессе;

- ограниченность времени на индивидуальную работу с учащимися: большой объем работы учителя и недостаток времени не позволили в полной мере реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, испытывающему трудности;

- трудности с адаптацией к новым требованиям ФГОС: наставляемый учитель испытывал некоторые затруднения с адаптацией к новым требованиям ФГОС, особенно в части организации проектной деятельности и формирования универсальных учебных действий.

- недостаток ресурсов для работы с детьми с ОВЗ: в классе есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, и наставнику требуется больше информации и поддержки для работы с ними.

 

Рекомендации по дальнейшей работе с наставляемым:

- продолжить поддержку и консультирование: наставнику следует продолжать оказывать поддержку и консультирование наставляемого по мере необходимости, особенно в решении сложных педагогических ситуаций;

- повышение квалификации: рекомендовать Н.А.Варлковой пройти курсы повышения квалификации по вопросам индивидуализации обучения, работы с учащимися с ОВЗ и внедрения современных образовательных технологий;

- менторство со стороны других учителей: организовать встречи с другими опытными педагогами, чтобы Н.А.Варлакова могла перенять опыт работы в разных стилях и подходах;

- создание профессионального сообщества: привлечь наставляемого к участию в профессиональных сообществах учителей, где он мог бы общаться с коллегами, обмениваться опытом и получать поддержку.

 

Рекомендации по совершенствованию программы наставничества:

ü усилить работу с родителями: разработать систему мероприятий, направленных на повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс, включая проведение совместных проектов, родительских собраний в нетрадиционной форме и индивидуальные консультации;

ü оптимизировать график работы учителя: пересмотреть график работы учителя, чтобы выделить время на индивидуальную работу с учащимися, испытывающими трудности в обучении;

ü включить в программу наставничества вопросы адаптации к ФГОС: разработать модуль, посвященный вопросам адаптации к новым требованиям ФГОС, включая организацию проектной деятельности, формирование УУД и использование современных оценочных средств;

ü обеспечить обучение по работе с детьми с ОВЗ: организовать тренинги и семинары по инклюзивному образованию и методам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

ü усилить критерии отбора наставников: убедиться, что наставники имеют не только большой опыт, но и отличные коммуникативные навыки и высокий уровень эмпатии.

 

Принимая во внимание эти рекомендации, можно сделать программу наставничества еще более эффективной и обеспечить устойчивое профессиональное развитие молодых учителей.

 

 

 

Подписи:

 

Наставник: _______________________

Наставляемый: ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Самоанализ педагогической деятельности Наставляемого

 

1. Общие сведения.

 

ФИО: Варлакова Наталья Андреевна

Должность: учитель начальных классов

Образование: среднее специальное, учитель начальных классов с правом преподавания иностранного (английского) языка.

 

2. Анализ своей деятельности до начала программы наставничества.

 

До начала программы наставничества я, Варлакова Наталья Андреевна, испытывала ряд трудностей в организации образовательного процесса в своем 4 классе, особенно в контексте подготовки учеников к переходу в среднюю школу.

 

•   Методические трудности:

Мне было сложно адаптировать учебный материал к индивидуальным особенностям и потребностям каждого ученика. Не всегда удавалось найти оптимальный баланс между фронтальной работой и индивидуальным подходом.

Иногда я испытывала затруднения в выборе наиболее эффективных методов и приемов обучения. Не всегда удавалось заинтересовать всех учеников и поддерживать их высокую мотивацию на протяжении всего урока.

Мне не всегда удавалось организовать эффективную работу в группах и парах. Ученики часто отвлекались, не могли договориться между собой, и задания выполнялись некачественно.

Я испытывала трудности с организацией проектной деятельности. Ученики не всегда понимали, что от них требуется, испытывали затруднения в выборе темы, планировании работы и представлении результатов.

 

•   Организационные трудности:

Мне было сложно поддерживать дисциплину в классе. Некоторые ученики часто нарушали правила поведения, отвлекались сами и мешали другим.

Я испытывала трудности в общении с родителями. Не всегда удавалось установить конструктивный диалог и привлечь их к участию в образовательном процессе.

Мне не хватало времени на индивидуальную работу с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

 

•   Результаты учеников:

Успеваемость в классе была ниже среднего уровня. Количество учеников, успевающих на «отлично» и «хорошо», было 20 процентов, а количество учеников, имеющих «удовлетворительные» оценки, составляло 80 процентов.

Результаты контрольных работ по русскому языку и математике показывали, что у многих учеников есть пробелы в знаниях по базовым темам.

Многие ученики испытывали трудности в выполнении самостоятельных работ и не умели эффективно организовывать свое учебное время.

Наблюдалась низкая мотивация к учебе у части учеников. Они не проявляли интереса к предмету, не выполняли домашние задания и не участвовали в работе на уроке.

 

•   Самооценка работы:

Я оценивала свою работу как частично удовлетворительную. Я понимала, что мне необходимо совершенствовать свои методические навыки, улучшать организацию учебного процесса и устанавливать более тесный контакт с родителями.

Я чувствовала, что не в полной мере реализую свой потенциал и не могу обеспечить каждому ученику возможность для успешного обучения.

Меня беспокоило, что многие ученики испытывают трудности с переходом в среднюю школу, и я хотела бы сделать все возможное, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям обучения.

 

Анализ причин сложностей с переходом в 5 класс (с моей точки зрения):

- недостаточная сформированность базовых навыков: я предполагаю, что у некоторых учеников недостаточно сформированы базовые навыки чтения, письма и счета, что может затруднить их обучение в средней школе.

- неготовность к самостоятельному обучению: многие ученики привыкли к тому, что в начальной школе учитель оказывает им большую поддержку и контролирует каждый их шаг. Они не умеют самостоятельно организовывать свое учебное время, планировать работу и оценивать свои результаты.

- психологическая неготовность к переходу: переход в среднюю школу – это важный этап в жизни ребенка. Ученики могут испытывать страх перед новым, неуверенность в своих силах и трудности в адаптации к новым условиям обучения.

- увеличение объема и сложности учебного материала: в средней школе объем и сложность учебного материала значительно возрастают. Ученики могут испытывать трудности в усвоении новой информации и выполнении сложных заданий.

- смена учителей и требований: в средней школе ученики сталкиваются с разными учителями, каждый из которых предъявляет свои требования к знаниям, умениям и навыкам. Это может вызвать стресс и дезориентацию у некоторых учеников.

 

Я надеялась, что участие в программе наставничества поможет мне решить эти проблемы и подготовить моих учеников к успешному переходу в среднюю школу.

 

3. Участие в программе наставничества.

 

В период реализации программы наставничества моя педагогическая деятельность претерпела существенные изменения, направленные на повышение качества подготовки учащихся к переходу в среднюю школу. Программа включала в себя разнообразные мероприятия и формы работы, которые помогли мне расширить свой профессиональный кругозор, освоить новые методики и приемы обучения, а также лучше понять требования, предъявляемые к ученикам в 5 классе.

 

1) Посещение уроков наставника Н.Г.Медведевой

Я регулярно посещала уроки наставника Натальи Григорьевны Медведевой, обращая особое внимание на используемые методы и приемы обучения, организацию работы на уроке, взаимодействие с учащимися и создание мотивационной среды.

После каждого посещения мы с наставником подробно анализировали урок, обсуждали сильные и слабые стороны, а также возможности для улучшения. Эти обсуждения были очень полезными, так как позволяли мне увидеть свою работу со стороны и получить ценные советы.

 

2) Совместное планирование уроков с наставником

Мы с наставником совместно разрабатывали планы уроков, учитывая индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и потребности. Наставник помогал мне выбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения, а также адаптировать учебный материал к различным уровням подготовки учащихся. Мы также вместе разрабатывали задания для самостоятельной работы, контрольные работы и другие виды оценивания.

 

3) Проведение открытых уроков и их анализ

Я провела несколько открытых уроков, которые посещали наставник и другие учителя школы. После каждого урока мы подробно анализировали его, обсуждали сильные и слабые стороны, а также возможности для улучшения.

Эта практика была очень полезной, так как позволяла мне получить обратную связь от коллег и увидеть свою работу с разных точек зрения.

 

4) Участие в семинарах и вебинарах

Я приняла участие в нескольких семинарах и вебинарах, посвященных вопросам подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, использования современных образовательных технологий и организации проектной деятельности. Эти мероприятия позволили мне расширить свой профессиональный кругозор, познакомиться с новыми тенденциями в образовании и получить практические рекомендации по улучшению своей работы.

 

5) Работа с методической литературой

Наставник предоставил мне доступ к различной методической литературе, включая книги, статьи и интернет-ресурсы. Я изучала эту литературу, чтобы расширить свои знания и освоить новые методы и приемы обучения.

 

Что нового я узнала и чему научилась:

- научилась более эффективно планировать уроки, учитывая индивидуальные особенности учащихся и используя разнообразные методы и приемы обучения;

- освоила новые формы организации работы на уроке, такие как работа в группах, ролевые игры, дискуссии и проектная деятельность;

- научилась создавать мотивирующую среду на уроках, поддерживать интерес учащихся к предмету и развивать их познавательную активность;

- узнала, как использовать современные образовательные технологии для повышения эффективности обучения, такие как интерактивные доски, онлайн-платформы и образовательные приложения;

- стала лучше понимать требования ФГОС и научилась адаптировать учебный материал к этим требованиям;

- научилась устанавливать более тесный контакт с родителями и привлекать их к участию в образовательном процессе.

 

Одним из самых ценных аспектов программы наставничества было мое взаимодействие с учителями 5-го класса. Я смогла лично пообщаться с учителями: Т.В.Поткиной (учитель математики), Л.А.Кощеевой (учитель русского языка и литературы), Н.В.Щипачевой (учитель биологии) и узнать, какие требования они предъявляют к ученикам, какие знания, умения и навыки считают наиболее важными для успешного обучения в средней школе.

 

Это взаимодействие помогло мне:

- лучше понять ожидания учителей пятого класса: я узнала, какие темы и навыки, изученные в начальной школе, являются базовыми для дальнейшего обучения в средней школе. Это помогло мне уделить особое внимание формированию этих навыков у моих учеников.

- адаптировать учебную программу: я внесла некоторые коррективы в свою учебную программу, чтобы лучше подготовить учеников к требованиям средней школы.

- согласовать подходы к обучению: мы с учителями пятого класса обсудили различные подходы к обучению и договорились о единых требованиях к оформлению работ, выполнению домашних заданий и организации учебного времени.

- подготовить учеников к новым условиям обучения: я рассказала своим ученикам о том, что их ждет в средней школе, какие требования будут предъявляться к ним, и как им следует готовиться к переходу.

 

Участие в программе наставничества стало для меня очень ценным опытом. Я получила возможность расширить свой профессиональный кругозор, освоить новые методики и приемы обучения, а также лучше понять требования, предъявляемые к ученикам в 5 классе. Я уверена, что эти знания и навыки помогут мне более эффективно готовить своих учеников к переходу в среднюю школу и обеспечивать их успешное обучение.

 

 

4. Изменения в своей деятельности после участия в программе наставничества.

Участие в программе наставничества оказало глубокое и многогранное воздействие на мою педагогическую практику, что привело к существенным положительным изменениям в моей работе, отношениях с учениками и родителями, а также в результатах обучения.

 

После прохождения программы наставничества я активно внедряю в свою работу следующие методы и приемы:

·        Активные и интерактивные методы обучения: работа в группах и парах (я научилась эффективно организовывать групповую работу, распределять роли и задания, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это повысило активность учащихся на уроке и способствовало развитию их коммуникативных навыков); ролевые игры и дискуссии (я стала чаще использовать ролевые игры и дискуссии для активизации познавательного интереса учащихся, развития их критического мышления и умения выражать свою точку зрения); метод проектов (я активно использую метод проектов для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Это позволяет им применять полученные знания на практике, развивать творческие способности и формировать навыки самоорганизации).

·        Дифференцированное обучение: я научилась адаптировать учебный материал и задания к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика; использую карточки с заданиями разного уровня сложности, индивидуальные консультации и дополнительные занятия для поддержки учащихся, испытывающих трудности в обучении; для одаренных учеников предлагаю задания повышенной сложности, творческие проекты и участие в олимпиадах и конкурсах.

·        Использование современных образовательных технологий: интерактивная доска (активно использую интерактивную доску для демонстрации презентаций, выполнения интерактивных заданий и проведения игр и викторин); онлайн-платформы (использую онлайн-платформы для организации дистанционного обучения, проведения тестов и опросов, обмена информацией с учащимися и родителями); образовательные приложения (использую образовательные приложения для развития навыков чтения, письма, счета и логического мышления); геймификация (ввожу элементы игры, например, зарабатывание баллов за выполненные задания).

 

Благодаря новым методам и приемам обучения, а также более глубокому пониманию индивидуальных особенностей каждого ученика, мои отношения с ними значительно улучшились: я стала более внимательной и чуткой к потребностям и проблемам учеников; научилась создавать атмосферу доверия и взаимоуважения в классе; стала более эффективно мотивировать учащихся к учебе и поддерживать их интерес к предмету; ученики стали более активно участвовать в работе на уроке, не бояться задавать вопросы и высказывать свое мнение; повысилась посещаемость уроков и снизилось количество нарушений дисциплины.

 

Изменились отношения с родителями: я стала более активно взаимодействовать с родителями, информировать их об успехах и трудностях их детей, а также привлекать к участию в образовательном процессе; регулярно провожу родительские собрания и индивидуальные консультации; использую онлайн-платформы и электронную почту для обмена информацией с родителями; организую совместные мероприятия для учеников и родителей, такие как экскурсии, праздники и конкурсы; родители стали более активно поддерживать своих детей в учебе и помогать им выполнять домашние задания; улучшился климат в классе.

 

После моего участия в программе наставничества наблюдается значительное улучшение результатов моих учеников:

- средний балл по русскому языку повысился с [укажите начальный балл] до [укажите конечный балл];

- средний балл по математике повысился с [укажите начальный балл] до [укажите конечный балл];

- количество учеников, успевающих на «отлично» и «хорошо», увеличилось на [укажите количество или процент];

- количество учеников, имеющих «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки, уменьшилось на [укажите количество или процент];

- повысился уровень самостоятельности учеников.

 

Эти результаты подтверждают эффективность программы наставничества и свидетельствуют о том, что я смогла не только повысить свой профессиональный уровень, но и создать более благоприятные условия для обучения и развития моих учеников. Я уверена, что полученные знания и навыки помогут мне и в дальнейшем успешно работать с детьми и готовить их к переходу в среднюю школу.

 

5. Выводы и планы на будущее.

 

В целом, я оцениваю программу наставничества как исключительно эффективную для моего профессионального развития. Она оказала значительное положительное влияние на мои навыки, знания, уверенность и мотивацию, а также на результаты обучения моих учеников.

 

Благодаря участию в программе наставничества мне удалось успешно решить следующие проблемы и достичь поставленных целей:

- преодоление методических затруднений: я смогла значительно расширить свой арсенал методических приемов и освоить новые формы организации работы на уроке, такие как работа в группах, ролевые игры и метод проектов. Это помогло мне сделать уроки более интересными, эффективными и адаптированными к индивидуальным особенностям учащихся.

- улучшение управления классом: я научилась создавать в классе атмосферу доверия, уважения и сотрудничества, что позволило снизить количество нарушений дисциплины и повысить активность учащихся на уроках.

- повышение мотивации учащихся: я освоила новые способы мотивации учащихся к учебе, такие как использование игровых элементов, индивидуальный подход и связь обучения с реальной жизнью. Это привело к повышению интереса учащихся к предмету и улучшению их результатов.

- улучшение взаимодействия с родителями: я научилась строить конструктивный диалог с родителями, информировать их об успехах и трудностях их детей и привлекать к участию в образовательном процессе. Это способствовало созданию более благоприятной образовательной среды в классе.

- повышение успеваемости учащихся: благодаря всем вышеперечисленным факторам, мне удалось значительно повысить успеваемость моих учеников по русскому языку и математике. Количество учеников, успевающих на «отлично» и «хорошо», увеличилось, а количество учеников, имеющих «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» отметки, уменьшилось.

- развитие навыков работы с современными технологиями: я успешно начала использовать интерактивную доску, онлайн-платформы и образовательные приложения, что повысило интерес к обучению и сделало уроки более наглядными и эффективными.

 

Факторы, способствовавшие успеху:

ü профессионализм и опыт наставника: Н.Г.Медведева была очень опытным и квалифицированным учителем, которая щедро делилась своими знаниями и навыками, оказывала постоянную поддержку и мотивацию;

ü индивидуальный подход к моим потребностям: программа наставничества была построена с учетом моих индивидуальных потребностей и проблем, что позволило мне получить максимальную пользу от участия в ней;

ü систематическая работа и регулярная обратная связь: регулярные встречи с наставником, посещение уроков, совместное планирование и анализ результатов помогли мне постоянно совершенствовать свою педагогическую практику.

 

В дальнейшем я планирую:

•  продолжать совершенствовать свои методические навыки: я планирую изучать новые методики и приемы обучения, посещать семинары и вебинары, а также обмениваться опытом с коллегами;

•  активно использовать современные образовательные технологии: я планирую продолжать внедрять в свою работу новые технологии, такие как интерактивные доски, онлайн-платформы и образовательные приложения;

•  углублять свои знания в области психологии и педагогики: я планирую изучать литературу по психологии и педагогике, чтобы лучше понимать потребности и особенности своих учеников;

•  развивать свои лидерские качества: я планирую участвовать в различных проектах и мероприятиях, направленных на развитие лидерских качеств, чтобы в дальнейшем стать наставником для молодых учителей;

• продолжать работать над повышением вовлеченности родителей в образовательный процесс: я планирую создать более тесное партнерство с родителями, вовлекать их в совместные проекты и мероприятия, а также предоставлять им своевременную и полезную информацию об успехах и трудностях их детей.

 

Я благодарна за возможность участия в программе наставничества, которая стала важным этапом в моем профессиональном развитии и помогла мне стать более уверенным, компетентным и эффективным учителем. Я уверена, что полученные знания и навыки помогут мне и в дальнейшем успешно работать с детьми и готовить их к успешному будущему.

 

 

Подпись: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Отзыв Наставника о работе Наставляемого

 

1. Общие сведения.

 

Наставник: Медведева Наталья Григорьевна

Наставляемый: Варлакова Наталья Андреевна

 

Я, Медведева Наталья Григшорьевна, являлась наставником учителя начальных классов, Варлаковой Натальи Андреевны, в рамках программы наставничества, направленной на повышение качества подготовки учащихся к переходу в среднюю школу. Настоящий отзыв представляет собой оценку деятельности Н.А.Варлаковой в период реализации программы.

 

2. Оценка профессиональных качеств Наставляемого.

 

Изначально Н.А.Варлакова  демонстрировала достаточный уровень знаний в области преподаваемых предметов, однако испытывала определенные трудности в применении этих знаний на практике. Её методические навыки требовали совершенствования, особенно в части планирования уроков, использования активных методов обучения, организации дифференцированной работы и оценивания результатов. Умение работать с учениками и родителями также нуждалось в развитии, особенно в части установления контакта, мотивации и разрешения конфликтов.

В ходе программы наставничества Наталья Андреевна проявила большую заинтересованность в повышении своего профессионального уровня и активно применяла новые знания и технологии, полученные в ходе обучения. Она посещала мои уроки, совместно со мной разрабатывала планы уроков, проводила открытые уроки и принимала участие в семинарах и вебинарах.

Н.А.Варлакова успешно освоила многие новые методы и приемы обучения, такие как работа в группах, ролевые игры, метод проектов, использование интерактивных досок и онлайн-платформ. Она научилась адаптировать учебный материал к индивидуальным особенностям учащихся, создавать мотивирующую среду на уроках и эффективно взаимодействовать с родителями.

Особо хочу отметить усилия наставляемого учителя по развитию у учеников навыков, необходимых для успешного перехода в пятый класс. Она уделяла большое внимание формированию навыков самостоятельной работы, организации учебного времени, работы с информацией и решения проблем. Также она проводила специальные занятия, направленные на ознакомление учащихся с особенностями обучения в средней школе.

 

3. Оценка результатов работы Наставляемого.

 

В результате реализации программы наставничества наблюдаются значительные положительные изменения в результатах учащихся Н.А.Варлаковой. Успеваемость по русскому языку и математике повысилась, количество учеников, имеющих «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки, уменьшилось. Также улучшились навыки самостоятельной работы, организации учебного времени и решения проблем.

Наталья Андреевна стала более уверенно справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения. Она научилась анализировать причины проблем и разрабатывать эффективные стратегии их решения.

Отношение Н.А.Варлаковой к своей работе стало более осознанным и ответственным. Она проявляет инициативу, творчество и стремление к постоянному совершенствованию. Её мотивация к профессиональному росту значительно возросла.

 

4. Рекомендации.

 

Для дальнейшего профессионального развития Наталье Андреевне Варлаковой рекомендую:

- продолжать изучать новые методики и приемы обучения, посещать семинары и вебинары, обмениваться опытом с коллегами;

- углублять свои знания в области психологии и педагогики, особенно в вопросах работы с учащимися, имеющими трудности в обучении;

- активно использовать современные образовательные технологии для повышения эффективности обучения;

- повышать свой уровень коммуникативной компетентности, особенно в части установления контакта с родителями и разрешения конфликтных ситуаций;

- развивать свои лидерские качества и участвовать в различных проектах и мероприятиях, направленных на совершенствование образовательного процесса;

- включить в план повышения квалификации курсы по инклюзивному образованию для повышения компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

 

Я уверена, что Варлакова Наталья Андреевна обладает большим потенциалом и сможет добиться еще больших успехов в своей профессиональной деятельности. Желаю ей дальнейших творческих достижений и удовлетворения от работы с детьми.

 

 

Подпись: _________________

 


 

Посмотрите также