ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
лагеря дневного пребывания
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Тема: «Мы дети твои, Россия!»
Возраст участников: 6–13 лет
Сроки реализации – 2 июня – 24 июня 2025г
2025
I. Общие положения
Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания МОБУ «СОШ № 13» (далее - Программа) разработана:
1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ[1]
2. На основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025[2].
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020- ФЗ «Об образовании в РФ»
5. Концепцией патриотического воспитания граждан РФ.
6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Лагеря с дневным пребыванием»
7. Приказ Минпросвещения РФ от 17 марта 2025г. № 209
8. Уставом МОУ «СОШ №13».
Данная Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления.
9. Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России[3].
10. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
11. Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной работы являются два основных подхода: системно - деятельностный и аксиологический.
Системно - деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.
Представленная программа - это модифицированная программа. При её составлении учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха.
12. Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II. Целевой раздел Программы
13. Целью Программы является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул с привлечением учреждений дополнительного образования. Формирование патриотизма и гражданской идентичности у детей.
14. Задачи Программы:
- Cпособствовать формированию ответственного отношения к истории родной страны, к ее культурному наследию, к обычаям и традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
- Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
- Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
- Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.
- Развитие интереса к истории Отечества.
- Развитие инициативы и сознательной дисциплины, коллективизма, волевых качеств: смелости, находчивости, выносливости.
9. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. С наступлением их перед родителями встает вопрос, как организовать отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. Сегодня это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая лагерь, дети не отрываются от семьи, находятся под контролем педагогов, своевременно накормлены, заняты интересными делами. Ребенок общается с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания. Детская тематическая площадка с дневным пребыванием детей и подростков - это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.
Основным направлением программы на смену является гражданско-патриотическое воспитание. Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Программа универсальна, так как ориентирована для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период летних каникул и представляет собой одну смену.
За период смены в лагере с детьми проводится коллективная и индивидуальная, оздоровительная и воспитательная работы, направленные на укрепление физического, психического и нравственного здоровья школьников.
Ежегодно для учащихся организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 13» в период летних каникул. Основной состав лагеря - это учащиеся школы в возрасте от 6 до 13 лет и будущие первоклассники. При комплектовании особое внимание уделяется детям участников Специальной Военной Операции, из малообеспеченных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, спортивный зал, стадион, библиотека.
Как показали предыдущие смены, лагерь важен и для самих ребят. Именно в нем они получают навыки творческого общения в коллективе, здесь им помогают раскрыть свои возможности, поверить в свои силы. А учителя, которые на время лагеря становятся воспитателями, имеют прекрасную возможность понаблюдать за своим воспитанниками во внеурочное время. Педагоги могут совершенствовать своё мастерство как воспитатели, реализовывать свои самые смелые воспитательные замыслы.
9.1. Актуальность
В современных условиях важно воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к истории и культуре России.
Актуальность данной программы - в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа реализуется через игры соревновательного характера, интеллектуальные игры, игры на развитие сотрудничества, мастер – классы и тренинги. Игры и мастер - классы способны пробудить детскую любознательность, творческую активность, реализовать все детские затеи. Именно поэтому программа работает под девизом «Главное - вместе, главное - дружно, главное - сердцем, горящим в груди, к новым вершинам мы будем идти!».
Основным содержанием программы является тематический день - это день, в который заложена какая-нибудь идея (затея), и ей будут подчинены все мероприятия этого дня. Программа «Мы дети твои, Россия!» - ребенок мера всех ценностей. Основу программы составляет ориентация всех мероприятий проводимых в лагеря на личность ребенка и предоставление детям возможности творить и импровизировать.
9.2. Новизна
Новизна и оригинальность программы образовательного компонента заключается в гармоничном сочетании физкультурно - оздоровительной, художественно - творческой, трудовой, экологической, краеведческой деятельности обучающихся. Каникулы - это время путешествий.
К сожалению, не все дети могут все лето провести на море или выехать за пределы родного посёлка, города или России.
Перед воспитателями и работниками летнего пришкольного лагеря стоит непростая задача, каким образом организовать отдых детей, чтобы они смогли полноценно отдохнуть, реализовать себя в деятельности, соответствующей возрасту, полу, потребностям, модным тенденциям и притязаниям ребят, используя при этом малозатратные формы организации отдыха в условиях небольшого сельского населённого пункта. Программа составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли укрепить здоровье, получить новые знания, приобрести спортивные навыки, жизненный опыт, познакомиться с обычаями и традициями разных народов. Программа сочетает игровые, творческие и образовательные формы работы, что делает её интересной для разновозрастных групп. Новизна программы также прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества. Школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию. Организуются экскурсии в музеи и организации города. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю поселка, дома, улицы, района и т.д. Учить видеть красивое и прекрасное в нашем родном городе, посёлке. Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Малой Родины, района необходимо непрерывное образование.
Основной состав лагеря - это учащиеся школы в возрасте от 6 до 13 лет и будущие первоклассники. При комплектовании особое внимание уделяется детям участников Специальной Военной Операции, из малообеспеченных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности участников смены лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13».
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
11 — 13 лет — дети среднего школьного возраста;
10. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
10.1. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний — базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
10.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в лагере дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основным направлением программы на смену является гражданско-патриотическое воспитание. И в ходе реализации данной программы приоритеты отдаются мероприятиям гражданско - патриотической направленности.
Основные направления воспитательной работы лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» включают в себя:
- Гражданско - патриотическое.
Учитывая запросы общества в воспитании положительного отношения к воинскому долгу, взяв за основу общечеловеческое понятие о патриотизме - защите Отечества, любви к Родине, мужестве и героизме, программа расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения по целому ряду школьных предметов (история, география, экология, физкультура, ОБЖ, обществознание и психология). Работа лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию, используя следующие формы воспитанию, используя следующие формы работы.
Формы организации:
· познавательные игры;
· квесты;
· познавательные мероприятия;
· посещение музея;
· творческие мастерские.
· подготовка презентаций;
· конкурсы, викторины;
· спортивные мероприятия;
· беседы, встречи
- Духовно-нравственное.
Это направление отражает в себе нравственное и духовное воспитание детей.
Различные мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
- Историко-краеведческое.
Направлено на знакомство с историей родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Предусматривает повышение уровня краеведческих знаний детей и подростков, формирование и развитие личностных гуманистических качеств, воспитание гражданственности и патриотизма. Подразумевает организацию творческой деятельности краеведческой направленности, познавательной деятельности по изучению родного края. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.
- Спортивно-оздоровительное.
Организация оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность. Организуемая спортивно-оздоровительная деятельность - это совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на оздоровление ребенка, а с другой - на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
Основные формы организации:
1. Утренняя гимнастика (зарядка).
2. Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
3. Подвижные игры на свежем воздухе
4. Эстафеты («Веселые старты», «Зоологические забеги»).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.
- Трудовое направление.
Формы работы:
· трудовой десант;
· дежурство по отряду, по столовой, по лагерю;
· работа в отрядах.
Рекомендуемые мероприятия:
· операция «Чистая территория»;
· акция «Помощники»;
· операция «Бюро добрых дел».
- Досуговая деятельность.
· Организация обще-лагерных мероприятий (КТД, праздники, игры, конкурсы).
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.
· Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
· Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
· Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде».
12. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах: литературные беседы, интеллектуальные игры, на которых детям демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками Отечества; игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации; тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества; события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга: проведение интеллектуальных и познавательных игр; организация исследовательской и проектной деятельности; просмотр научно-популярных фильмов; дискуссионные клубы, дебаты, диспуты; мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и языков народов России, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия; тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания; проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13.В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять комплексов мероприятий:
13.1.Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Формы мероприятий:
- Торжественная церемония вноса (выноса) Государственного флага Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены, а также еженедельные церемонии вноса (выноса) Государственного флага Российской Федерации;
- Тематические дни;
- Использование в работе материалов о цивилизационном наследии России, включающих знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и реализованные масштабные проекты.
13.2.Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением исторической правды.
Форматы мероприятий:
- Проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
- Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3.Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и исторически сложившемуся государственному единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества: национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи (далее — Движение Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания могут проводиться информационные часы и акции.
13.4.Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком – государственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской литературе и русской культуре; культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России;
- проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией, направленные на развитие языковой грамотности через увлекательные форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал, в том числе сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова, отрядные события по мотивам русских народных сказок; конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах.
13.5.Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Формы мероприятий:
- Экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей; экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
-Акции, демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых коммунальных отходов, повторного использования, бережного отношения к ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
- Свод экологических правил в отряде и в целом в организации отдыха детей и их оздоровления;
- Конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику.
14.Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
- беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
- проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей;
- проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;
- разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
- мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;
- игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа; подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15. Инвариантные общие содержательные модули включают:
15.1.Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в лагере дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется посредством:
- физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;
- различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
- динамических пауз в организации образовательной деятельности и режимных моментов;
- спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.
15.2.Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная работа предполагает:
- просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей и литературно-музыкальных композиций; реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений, созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
15.3.Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом и включает в себя создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения детского и педагогического коллективов, а также на развитие индивидуальности ребёнка.
Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии творческого потенциала детей и их способностей, выявление и психологическая поддержка одаренных детей; психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов) специальной военной операции; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений. Формы психолого-педагогического сопровождения: консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
Диагностическая работа проводится в организационный, основной и заключительный периоды. Включает первичное анкетирование для выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха.
Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми. Используются разные формы и методы: игровые занятия с элементами тренинга, арттерапия и другие.
Профилактическая работа включает игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: самоуправление в лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность штабов.
15.4.2.На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей строится на принципах:
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни. При организации инклюзивного пространства создаются особые условия: организационное обеспечение (нормативно-правовая база); материально-техническое обеспечение, включая архитектурную доступность; кадровое обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления; программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми
образовательными потребностями с использованием соответствующих возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание
оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми образовательными
потребностями и их сверстников с использованием вспомогательных технических
средств коллективного и индивидуального пользования и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей,
педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный
подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых, педагогов-психологов).
15.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и осуществляется через:
- профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты, расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- организация тематических дней, в работе которых принимают участие эксперты из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где дети могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе соответствующие навыки, расширить знания о рынке труда;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах.
15.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы следующих форматов:
- программы профильных смен Движения Первых – программы для детей в возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых;
- тематический День Первых – эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой – формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;
Для младших школьников реализуется программа «Содружество Орлят России».
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
- классные встречи с успешными активистами Движения Первых — открытый диалог «путь к успеху»;
- волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей; акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие; социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;
- акции по защите животных сбор корма для приютов, изготовление кормушек для птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и доброты;
- обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
- благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к культурному наследию;
- медиа-волонтерство ведение блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков коммуникации медиа-творчества.
При реализации данного модуля используется программно-методический комплекс Движения Первых, который включает программы смен по направлениям деятельности, программы для актива, программы лагерей дневного пребывания и содержит инструктивное описание деятельности вожатых и участников смены по каждому мероприятию (сценарии, инструкции).
16. Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии в музеи города.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
16.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»; онлайн - мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях; освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
16.3. Модуль «Проектная деятельность».
Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления реализуется через формирование проектной грамотности воспитанников и проведение конкурса детских проектов.
В
процессе работы над проектом участники смены самостоятельно занимаются поиском
необходимой информации, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные
материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты,
повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного взаимодействия.
17. При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности. Уровни реализации содержания включают в себя:
При планировании и реализации содержания Программы используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1.Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все направления и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание» участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих воспитательный компонент.
17.2.Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного пространства для ребенка. События организуются, исходя из возрастных особенностей, и предполагают реализацию содержания по нескольким отрядам.
17.3.Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4.Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
-
планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование;
- предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена на создание нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую действительность (основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа).
18.Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV. Организационный раздел
19.Особенности воспитательной работы в лагере дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе общеобразовательной организации. Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные форматы.
21.Уклад лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» задает расписание деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.
22.Элементами уклада являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада повседневной жизни детей, сотрудников организации в течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления (благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий).
Быт в лагере дневного пребывания устроен следующим образом:
-Туалеты для мальчиков и девочек раздельные, оборудованы кабинами с дверями.
Гардеробные оборудованы вешалками для верхней одежды детей.
Помещения для кружковых занятий и их оборудование соответствуют санитарным правилам, предъявляемым к образовательным учреждениям.
Для детей организован питьевой режим. Вода отвечает требованиям безопасности к питьевой воде. Питьевой режим организуется в следующих формах: вода промышленного производства, расфасованная в ёмкости (бутилированная), в том числе через установки с дозированным розливом воды, кипячёная вода.
Для детей составляется развлекательная программа. Всё свободное время ребята находятся под присмотром. Для них организуют игры на свежем воздухе, творческие развлечения и мастер-классы, а также культурные походы.
Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности» («ноль-ноль»), «закон территории» и другие.
23. Режим и безопасность в лагере дневного пребывания устроен следующим образом:
Распорядок дня
|
Время |
Мероприятие |
|
815 - 830 |
Сбор детей в фойе школы |
|
830 - 835 |
Выход из школы на зарядку в сопровождении педагогов. Построение |
|
835 – 840 |
Информационная пятиминутка. (Информирование детей о планах на день) |
|
840 - 900 |
Зарядка |
|
900 – 905 |
Заход в школу, переодевание под контролем педагогов. Подготовка к завтраку – гигиена рук. |
|
905 – 910 |
Время на перемещение в столовую |
|
910 – 930 |
Завтрак |
|
930 – 935 |
Время на перемещение по кабинетам |
|
935 – 1045 |
Досуговая программа. (Беседа, экскурсия, спортивные мероприятия и т.п. согласно плану каждого из отрядов) |
|
1045 – 1050 |
Подготовка к прогулке. Переодевание под контролем педагогов |
|
1050 – 1140 |
Прогулка в сопровождении педагогов |
|
1140 – 1145 |
Заход в школу, переодевание под контролем педагогов. Время на перемещение по кабинетам |
|
1145 – 1255 |
Досуговая программа. (Беседа, экскурсия, спортивные мероприятия и т.п. согласно плану каждого из отрядов) |
|
1255 – 1300 |
Подготовка к обеду – гигиена рук. Время на перемещение в столовую |
|
1300 – 1320 |
Обед |
|
1320 – 1325 |
Время на перемещение в гардероб. Переодевание под контролем педагогов. |
|
1325 – 1355 |
Прогулка в сопровождении педагогов |
|
1355 – 1400 |
Заход в школу, переодевание под контролем педагогов. Время на перемещение по кабинетам |
|
1400 - 1430 |
Рефлексия дня. Наведение порядка на рабочих местах. |
24. План реализации программы
|
Дата |
Тема дня |
План мероприятий |
|
Тема недели: Год Защитника Отечества и 80 – летие победы. Хранитель |
||
|
2 июня |
Открытие смены |
8:30 торжественная линейка с поднятием флагов 9:00 завтрак 9:30 Инструктаж по технике безопасности 10:30 Квест «Мы – одна команда» Занятие «Один на миллион» |
|
3 июня |
Год Защитника Отечества |
Беседа «Профессия – Родину защищать» Акция «Письмо солдату» Военно-спортивная эстафета 12:00-12:40 Беседа с сотрудниками МЧС Час – предупреждение (Библиотека филиал №13) «Никуда! Ни с кем! Не уходи!» Викторина «Славянское чудо – Русская речь, сегодня и сейчас - ее надо беречь» (ДК мкр. Дальний) |
|
4 июня |
80 – летие Победы |
Квест – виктория «80 – летие Победы» КТД «Диорама Победы» 10:00-11:00 Беседа с сотрудниками ГИБДД Познавательный час (Библиотека филиал №13) «Правила Дорожные – друзья надёжные» |
|
5 июня |
Хранители истории |
Квест «Дорога Победы» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 9:30-10:20 Квест от Движения Первых |
|
6 июня |
Карта профессий |
Беседа «Что значит быть мастером? Выбор профессий» Профессиональный тест Игра «Мое дело» День русского языка Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Своя игра» (ДК мкр. Дальний) |
|
Тема недели: Волонтёрство и добровольчество |
||
|
9 июня |
Мы в кадре |
8:30 торжественная линейка с поднятием флагов Инструктажи по безопасности вне лагеря 10:30 Выезд на экскурсию в музей пожарной охраны (1 группа) заявка+ список Тренинг «Мои соцсети» Мастер-класс по созданию мультфильмов Конкурсная программа «Лучший видеоролик» 350 лет со дня рождения Петра I |
|
10 июня |
Я в ответе |
Беседа «Добрые дела – это просто» Тренинг «Добрые дела. С чего начать?» КТД «Доброе дело смены» Интерактивная игра (Библиотека филиал №13) «Огонь ошибок не прощает!» Познавательная беседа «Кто такие волонтеры?» «Мы за доброе дело» участие во Всероссийских акциях (ДК мкр. Дальний) |
|
11 июня |
Стать экологом |
10:30 Выезд на экскурсию в музей пожарной охраны (2 группа) заявка+ список Беседа «Экология и я» Уборка территории лагеря Фотоквест Экокруиз (Библиотека филиал №13) «Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке» |
|
Тема недели: Культура и искусство. Спорт и ЗОЖ |
||
|
16 июня |
День спорта |
8:30 торжественная линейка с поднятием флагов Беседа «Движение – это жизнь! Спорт и туризм» Составление схемы ЗОЖ Веселые старты Игротека (Библиотека филиал №13) «Любимые игры школьного двора» |
|
17 июня |
Наш дом - Земля |
Информационная презентация «Вторичная переработка» 11:00 Выезд на экскурсию на станцию юных натуралистов (1 группа) заявка+ список |
|
18 июня |
Великие ученые |
11:00 Выезд на экскурсию в Планетарий (1 группа) заявка+ список Дебаты в отряде «Наука и мифы» Турнир по математике Беседа с сотрудниками ОПДН |
|
19 июня |
Настоящее искусство |
11:00 Выезд на экскурсию в Планетарий (2 группа) заявка+ список Викторина «Искусство России» Концерт «Весь мир театр» Литературное путешествие (Библиотека филиал №13) «За котом ученым в сказку русскую войдем» |
|
20 июня |
22 июня - День памяти и скорби |
11:00 Выезд на экскурсию на станцию юных натуралистов (2 группа) заявка+ список Презентация «22 июня – день памяти и скорби» Мастер класс по изготовлению поделки |
|
Тема недели: Туризм |
||
|
23 июня |
Мы идем в поход |
8:30 торжественная линейка с поднятием флагов Настольная игра «Добраться из дома в лагерь» Просмотр и обсуждение фильма Игра по станциям «Сокровища лагеря» |
|
24 июня |
Завершение смены |
Беседа «Планируем летний отдых» Игр на прощание Игра по станциям «Мы вместе» Спортивное развлечение «На спортивной волне» (ДК мкр. Дальний) |
Безопасность в лагере дневного пребывания обеспечивается следующими мерами:
Контроль за состоянием спортивных снарядов и оборудования. Они должны быть исправны и надёжно закреплены, соответствовать росту и возрасту детей.
Ограждение движущихся спортивных приспособлений и углублений на площадках.
Обучение детей безопасному пользованию спортивным оборудованием.
Создание безопасных зон на площадках для подвижных игр. В них не должны размещаться кустарники, деревья и их корни над поверхностью земли, пни, скамейки, люди и другие объекты.
Исключение оставления детьми территории лагеря без ответственных лиц, посещения ими территории основной застройки — зоны хозяйственного и технического назначения, технические помещения.
Недопущение привлечения детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой, опасностью для жизни, опасным в эпидемиологическом отношении, уборке мест общего пользования.
Организация медицинского обслуживания. В лагере имеется медицинский кабинет.
Элементом уклада, на котором строится вся деятельность лагеря является корпоративная культура. Элементами корпоративной культуры лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» являются:
- Миссия лагеря и её понимание сотрудниками.
- Чувство причастности к лагерю, понимание своего места и роли в нём.
- Сформированные ценности лагеря как уникальной организации.
- Правила и нормы поведения внутри лагеря
- Трудовой этикет и стиль взаимоотношений с детьми и их родителями (законными представителями).
- Внешние атрибуты и символы (эмблема лагеря, гимн или девиз и другие).
- Внешний вид сотрудников.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей и их оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации, и государственной политикой в области воспитания, используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества. Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе обсуждения с коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому пространству относятся информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые архитектурные формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» подразделяются на:
торжественные (по поводу символических событий из жизни организации отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак) и другое;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся (традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка, либо могут представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни организации: «тайный знак» ритуал приветствия для участников смены или игровой ситуации в организации отдыха детей и их оздоровления и другое.
25. Этапы реализации Программы:
25.1. Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
· разработка программы;
· подготовка школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· подготовка методического материала;
· отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
· проведение психодиагностической работы.
25.2. Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
· формирование отрядов;
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
25.3. Основной этап смены:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
25.4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.
25.6.Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13» осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной кампании для сезонного.
26. Критерии эффективности
- Анкетирование детей (уровень удовлетворённости).
- Наблюдение за активностью участников.
- Анализ творческих работ.
- Анкетирование родителей
26. С целью повышения успешности реализации программы организовано партнерское взаимодействие с организациями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Привлечение воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках данной Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и другие);
- проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, тематических событий, отдельных мероприятий и акций;
- совместную реализацию социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых детьми, педагогами с организациями-партнерами акций благотворительного, экологического, патриотического, трудового и иных направлений деятельности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума и позитивное воздействие на социальное окружение.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки организации отдыха и оздоровления детей и способствует более эффективной реализации Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у детей.
27. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом - родителями (законными представителями) детей предусматривает следующие форматы:
- информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей) до начала смены в организации отдыха детей и их оздоровления об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах, которые понадобятся ребенку с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях и мессенджерах;
- проведение тематических собраний, на которых родитель (родители) или законный представитель (законные представители) могут получать советы по вопросам воспитания, консультации специалистов психолого-педагогической службы организации отдыха детей и их оздоровления;
- информирование о событиях, которые родитель (родители) или законный представитель (законные представители) может посещать в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с локальными документами данной организации, нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, планами и содержанием программной деятельности, утвержденными в организации формами взаимодействия родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей) и детей;
- размещение информационных стендов для родителей (законных представителей) как правило около входной группы с информацией, полезной для родителей или законных представителей федерального, регионального и общелагерного уровня;
- при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и так далее, осуществляется целевое взаимодействие с их родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями).
28. Кадровое обеспечение реализации Программы лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13», направленное на достижение высоких стандартов качества и эффективности в области воспитательной работы с детьми, включает систему отбора, форму трудоустройства, количество необходимого педагогического персонала; распределение функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением и реализацией воспитательной деятельности с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием организации, расстановку кадров; вопросы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания и образования; систему мотивации и поддержки педагогических работников; систему методического обеспечения деятельности педагогического состава; систему наставничества и преемственности в трудовом коллектив организации отдыха детей и их оздоровления.
29.Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены.
На основе Федеральной программы воспитательной работы создается программа воспитательной работы для лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ № 13», после чего формируется календарный план с учетом регионального компонента и соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип организации, длительность и тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные модули с опорой на универсальный для каждой организации отдыха детей и их оздоровления календарный план.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию содержания программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические материалы.
При организации обучения кадрового состава содержание Программы интегрируется в план подготовки, позволяя специалистам организации отдыха детей и их оздоровления получить опыт реализации Программы на практике. В рамках реализации содержания Программы ежесменно рекомендуется формирование системы аналитической деятельности, включающей планерные встречи всего кадрового состава.
30.Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
Материально - техническое:
|
№ |
Помещение |
Применение |
|
1 |
Кабинеты |
Комната отдыха, рекреация начальных классов |
|
2 |
Спортивный зал |
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) |
|
3 |
ФОКОТ |
Проведение обще-лагерных игр на воздухе |
|
4 |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры-путешествия |
|
5 |
Школьная библиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря |
|
6 |
Школьная столовая |
Завтрак, обед |
|
7 |
Кабинет |
Творческая мастерская |
Кадровое:
- Начальник лагеря.
- Воспитатели.
Методическое:
- Сценарии мероприятий.
- Флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации.
- Оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные уголки (стенды).
- Презентации, видеоматериалы.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Настольные игры, наличие канцелярских принадлежностей
- Спортивное и настольно-игровое оборудование.
- Аудиоматериалы и видеотехника
- Призы и награды для стимулирования.
31.Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ».
2. Федеральная программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления
3. Методические пособия по организации лагеря.
32. Приложения
1. Образцы анкет.
2. Сценарии ключевых мероприятий.
Приложение 1.
Анкета на входе
1.Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2.Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится:
а) петь,
б) танцевать,
в) рисовать,
г) смотреть телевизор,
д) играть,
е) заниматься спортом
ж) что-то ещё?
3.Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
4.Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
5.Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере?
6.Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
7.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
8.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Приложение 2.
Анкета на выходе
1. Чему ты научился в лагере: а) делать из бумаги оригами
б) рисовать
в) играть в шашки
г) шахматы
д) чему-то другому, назови?
2. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
3.Ты пойдёшь на следующий год в лагерь?
4.Если не пойдёшь, то почему?
5.Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
6.Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
7.Понравилось ли тебе, как кормили и готовили в лагере?
8.Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
9.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
10.Кто твой друг среди ребят?
11.Что особенно понравилось в лагере:
а) спортивные мероприятия,
б) эстафеты,
в) праздники,
г) экскурсии.
Приложение 3.
Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией работы лагеря с дневным пребыванием детей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени Вашей удовлетворенности лагерем с дневным пребыванием детей (далее – ЛДПД), проведенным в июне 2025 года в муниципальном учреждении.
|
I |
Удовлетворены ли Вы? |
Да |
Частично |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
1 |
организацией отдыха Вашего ребенка |
|
|
|
|
|
2 |
организацией питания в ЛДПД |
|
|
|
|
|
3 |
учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка в ЛДПД |
|
|
|
|
|
4 |
предоставленной возможностью проявить способности и умения вашему ребенку в ЛДПД |
|
|
|
|
|
5 |
организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий |
|
|
|
|
|
6 |
участием ребенка в мероприятиях |
|
|
|
|
|
7 |
организацией работы кружков и секций |
|
|
|
|
|
8 |
оснащенностью настольными играми |
|
|
|
|
|
9 |
обеспечением безопасности детей |
|
|
|
|
|
10 |
уровнем эффекта оздоровления за период пребывания Вашего ребенка в лагере с дневным пребыванием детей в июле |
|
|
|
|
|
II |
ЛДПД какого учреждения посещали, указать наименование школы/спортшколы |
|
|||
|
III |
посещал ли Ваш ребенок детский оздоровительный лагерь школы ранее |
|
|||
|
IV |
находится ли Ваша семья в трудной жизненной ситуации, если да, то в какой |
|
|||
|
V |
считаете ли Вы необходимым включить в программу дополнительно мероприятия, проводимые сторонними организациями |
|
|
|
|
Благодарим Вас за ответы и содействие в решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей!
Приложение 4.
Готовые идеи к проведению «Дня России»:
1. Конкурс рисунков мелками на асфальте «Это символ России».
Если нет возможности провести конкурс именно на асфальте, можно провести конкурс рисунков просто на бумаге (красками, карандашами, фломастерами). Затем можно из полученных рисунков организовать выставку.
Конкурс лучше провести на время – минут 20.
Задача ребят изобразить любой символ России. Брать во внимание не только государственные символы России (герб, флаг, гимн), можно использовать символы животного, растительного мира, достопримечательностей, промысла...
Лучших участников по мнению ведущего (учителя, воспитателя, вожатого) наградить значками.
2. Конкурс фактов о России «А Знали ли Вы, что...».
Разделиться по парам.
Конкурс также лучше провести на время – минут 5-7.
За это время ребятам предлагается вспомнить или найти в сети Интернет, или в книгах (тогда заранее для ребят подготовить книги, например, по окружающему миру или географии) интересный факт о России (например, в России находится самый высокий активный вулкан на Евразийском материке – Ключевская Сопка; в нашей стране находится самое глубокое озеро на планете – Байкал...). А затем рассказать этот факт остальным ребятам.Всех участников наградить значками.
3. Конкурс стихов «Ах, Россия, моя дорогая».
Конкурс индивидуальный.
Каждому участнику предлагается за 7-9 минут составить стихотворение про Россию, в котором обязательно будут слова «Россия», «родина», «страна», «любовь», «великая». Слова могут быть другие на усмотрение ведущего. Затем стихотворение прочесть вслух с выражением остальным ребятам.
Всех участников наградить значками.
4. Конкурс «Узнай город».
Разделиться на 3-4 команды.
За 10-15 минут найти в сети Интернет, или в книгах (тогда заранее для ребят подготовить книги, например, по окружающему миру или географии) найти несколько фактов (улицы, достопримечательности, жившие знаменитости) о каком-либо городе России.
Затем каждая команде зачитывает по одному факту другим командам. Их задача – узнать город. Чтобы сказать своё предположение, надо поднять руку. Если никто не знает, продолжить называть факты о городе. Наградить значками участников тех команд, которые верно назвали город.
5. Конкурс «Верите ли вы, что в России...».
Разделиться на 2 команды.
Задача каждой команды за 10-15 минут придумать 8-10 разнообразных вопросов-утверждений про Россию (её жителей, города, природу...), чтобы ответ на него был "верим" или "не верим". Для подготовки вопросов-утверждений можно пользоваться интернетом.
Примеры вопросов-утверждений: первый человек, вышедший в открытый космос – русский; в России находится самая длинная в мире железная дорога (Транссибирская железнодорожная магистраль); Смоленск называют Северной Венецией, потому что здесь много рек, каналов и мостов ...
Затем команды по очереди зачитывают свои вопросы-утверждения другим командам. После обсуждения та команда, которая знает верный ответ, поднимает руку. Если ответ "не верим", токоманда должна обосновать его.Ведущий следит за ответами команд. Та команда, которая дала больше верных ответов, получает значки.
Игра «Блиц – турнир».
Что означают цвета Российского флага? Белый цвет олицетворяет свободу, синий – Богородицу (покровительницы России), красный – державность (смелость, великодушие).
Когда отмечается День Государственного флага России? (22 августа)
Где находится самый большой флаг и каковы его размеры? (над Кремлем, 3 на 4 метра)
Кто автор слов первого гимна России? ( слова — Василия Андреевича Жуковского, музыка Алексея Федоровича Львова. 18 декабря 1833 года был впервые исполнен Гимн Российской Империи «Боже, Царя храни).
Игра «Собери пословицу».
Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Человек без Родины…(что соловей без песни).
Родина — мать, …(умей за нее постоять).
Для Родины своей… (жизни не жалей). Жить — …(Родине служить).
Родной свой край… (люби и знай, делами прославляй). Какие пословицы о Родине вы ещё знаете?
Мы бережём свою Родину – мать за неё готовы жизнь отдать. Одна у человека мать, одна у него Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился
Москва – царство, а наша деревня – рай. С родной земли умри – не сходи.
Чужая сторона – дремучий лес.
Кто Родине изменяет, того народ презирает. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Молодцы, ребята! Знание своего родного языка, традиций – это тоже проявление патриотизма.
Беседа
Что означает для каждого из вас слово Родина? (выступления детей)
Гордитесь ли вы своей страной?
Как вы понимаете слова Сенеки: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя». ( выступления детей)
Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?
Скачано с www.znanio.ru
[1]http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280047?ysclid=m98ot2k3mj173695274 Федеральный закон от 28.12.2024 №543 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (об обязательном наличие сайта и Программы воспитательной работы)
[2]http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503310005?ysclid=m99fsnuip5730462319 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы» (Зарегистрирован 31.03.2025 № 81693)
[3]http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.