Статья «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

  • Документация
  • docx
  • 09.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.
Иконка файла материала ДОКЛАД - статья Моисеева.docx

Статья «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФОРМ  ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Слайд №2

По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые проектные технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.

Слайд №3

В соответствии с современными требованиями каждый образовательный предмет своими целями и задачами способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Постоянная целенаправленная педагогическая деятельность по внедрению современных образовательных технологий, методов и средств обучения, нацеленных на повышение качества образования, дают ощутимый результат.

Причина положительных учебных достижений кроется в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием проектных технологий на основе нейропсихологических, сурдопедагогических классических методик, создания психологического комфорта в процессе жизнедеятельности, а также в использовании современных инновационных технологий, наличие звукоусиливающей аппаратуры, постоянного ношения двух индивидуальных слуховых аппаратов, наглядного, демонстрационного, дидактического материала, билингвизма, Интернет-ресурсов.

 

 

 

Слайд №4

Стратегические документы развития образования:

1-ый документ – это Указ президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина  «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период  до 2024 г.» от 7 мая 2018 года №204;

2-ой документ – это Стратегия социально-экономического развития Муниципальное образование «Город Томск»  до 2030 года от 27 июня 2006 года N 224 (с изменениями на 01.03.2016);

3-ий документ – это Муниципальная программа «Развитие образования» на 2015 -2025 годы от 29.09.2014 № 976 (с изменениями на 30.03.2018 г.).

 

Слайд №5

В условиях реализации программ «Доступная среда», «Инклюзивное образование», перехода на обучение детей с ОВЗ по ФГОС, преподавание предметов естественно научного цикла ведётся по специальной адаптированной образовательной программе, ориентированной на формирование психологической и личностной зрелости детей с нарушениями слуха.

Все ученики (100%) школы вовлечены в предметные мероприятия: викторины, конкурсы, проекты; активно принимают участие согласно составленному педагогами тематическому плану. Мероприятия направлены на повышение интереса учащихся  к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя во внеучебное время, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует формированию личностных, метапредметных, предметных характеристик; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие вербальной информации и ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?». А самое важное – проектная деятельность расширяет словарный запас, круг общения и предоставляет возможность обучающимся плотного сотрудничества с родителями в процессе жизнедеятельности, а также социализации.

 

 

 

 

Слайд №6

 

Стоит отметить, проектная деятельность рассматривается как самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса и призвана, выполнять роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, и каждый этап направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ, даёт возможность участнику чувствовать себя полноценным членом общества. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования экологической культуры, адекватного отношения к живой природе.

Как правило, у детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений, они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях, поэтому при разработке проектов зачастую используются методы:

Ø   метод коммуникации – организованное детское взаимодействие в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности;

Ø   метод планирования – определения последовательности действий, предположительного результата;

Ø   метод исследования – наблюдения, сравнивания, обобщения;

Ø   метод анкетирования – тестирование, анализирование продуктов собственной творческой деятельности;

Ø   метод статистики – обработка полученных данных, выводы.

 

Слайд №7

Использование проектной деятельности предоставляет каждому обучающемуся с нарушениями слуха возможности проявить себя в художественно-эстетическом направлении, в соответствии с особенностями и возможностями индивидуального развития:

Ø   организационное посещение выставок с дальнейшим обсуждением;

Ø   выезды в театр юного зрителя в сопровождении родителей;

Ø   посещение музеев в сопровождении педагогов.

 

Слайд №8

 В расширении новых возможностей для каждого участника проектные технологии включают гражданско-патриотическое  и  нравственно-альтруистическое направления. Обучающиеся плотно взаимодействуют с Домом  детства и юношества «Факел» - это конкурсы, викторины, тесты, игры и др. в рамках проектной деятельности.  Также происходит сотрудничество с Благотворительным  фондом имени Алёны Петровой «Протяни руку помощи».

Слайд №9

Полноценная познавательная деятельность школьников с нарушениями слуха выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации при посещении школьной, городской, Интернет-библиотеки, а также квест-игр (по предметно-учебным направлениям, по безопасности, по ЗОЖ, по экологии).

Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у обучающихся только при условии систематического включения их в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

 

Слайд №10

 

Наиболее оптимальные условия освоения структуры целостной деятельности создаются не только в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация и др.), а также  в процессе организации дней чистоты, в процессе субботников. Исполнительная часть деятельности требует от педагога большего участия в контролирующих действиях.  Дело в том, что в исполнительной части дети постоянно осваивают или закрепляют новые способы пользования инструментами, обработки заготовок, сборки изделий, а это требует постоянного контроля и коррекции. Однако, педагогу надо вовремя «уловить» момент, когда начинается интериоризация действий ребёнка – переход их в автоматический режим от контролирующих методов к методам поощрения и активизации самостоятельной трудовой деятельности.

Общие требования к внешнему виду в процессе учебной, внеучебной и проектной деятельности. Аккуратность и опрятность: одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной; обувь должна быть чистой и безопасной; внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали.

Слайд №11

Современный родитель – кто он? Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растёт его ребёнок и предпринимать усилия для того, чтобы её менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Современный родитель понимает, что для изменения развития ребёнка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться, а помощниками в этом могут стать сурдопедагоги, классные руководители.

Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей? Наиболее эффективной формой системной работы по данному направлению являются проектные технологии, предполагающие совместную деятельность.

 Цель проектной деятельности – вовлечение родителей в педагогический образовательный процесс, жизнедеятельность обучающихся для обеспечения полноценного их развития и построение реального сотрудничества между школой и семьей.

Задачи проектной деятельности:

Ø  проанализировать  ситуацию взаимодействия педагогического коллектива и родителей, выделить проблемное поле;

Ø  повысить уровень коммуникативной компетенции педагогов по взаимодействию с родителями;

Ø  повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

Ø  использовать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор установления конструктивного общения;

Ø  педагогическое и психологическое просвещение семьи через информационные технологии.

Взаимодействия с родителями строятся на принципах:

Ø  добровольности;

Ø  сотрудничества;

Ø  конфиденциальности;

Ø  диалога.

 

Слайд №12

Особо стоит отметить саму проектную деятельность. На базе школы-интерната были организованы и проведены следующие проекты:

Долгосрочный экологический проект «Протянем птицам добрые руки!». Срок реализации: 2017/2018 год. Он способствовал повышению познавательной активности, расширению кругозора, повышению уровня экологической культуры.

Социальный проект: «Этот милый Мурлыка!». Срок реализации: 2018/2019 год. Он способствовал приобретению обучающимися опыта практико-ориентированной деятельности, повышению познавательной активности, душевного тепла, сочувствия, милосердия к «братьям нашим меньшим» и т.д.

Долгосрочный проект «Дай лапу, Друг!».  Срок реализации: 2013/2021 год. Информационно-практико-ориентированный проект оказал положительное психологическое влияние на всех активных участников.

Долгосрочный проект: «Наш горох совсем не плох, вырос на окошке, подставляй ладошки!». Срок реализации: 2021/2022 г. У детей сформировались знания и представления о росте зелёного лука в школьных условиях, они научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

Долгосрочный проект: «Курить – здоровья вредить!». Срок реализации: 2022 г. Понимание и осознание информации о том, что у курящего подростка заметно ухудшаются концентрация внимания и память, что для школьника является большим минусом. Кроме этого, снижается качество зрения, повышается риск появления глаукомы. Никотин разрушительно влияет и на состояние некоторых зон коры, в результате чего  ухудшается слух!

 

Слайд №13

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Отработка новых методов, форм, приёмов, средств и технологий проектного обучения и воспитания ведёт к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения, чему в полной мере способствует организация проектной деятельности.

Следовательно, проектно-педагогический подход позволяет на уроках и внеучебной деятельности активно действовать в нестандартных ситуациях:

Ø  во-первых, решает конкретные задачи за более короткий отрезок учебного времени;

Ø  во-вторых, обучающиеся более легко переходят к коллективному мышлению и деятельности, а специальные коррекционные методики дают возможность дифференцировать обучение;

Ø  в-третьих, процесс обучения проходит в психологическом комфорте;

Ø  в-четвёртых; обеспечивает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

 

Слайд №13

Мира вам любви и процветания!


 

Посмотрите также