Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

  • Документация
  • pptx
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Иконка файла материала августовский пед совет.pptx

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Введение

Инклюзивная форма обучения.
Количество обучающихся детей-инвалидов, ОВЗ 2025-2026 уч.г.
Коррекционные классы
Особенности сдачи ГИА для обучающихся с ОВЗ
Подготовка рабочих программ, КТП для детей с ОВЗ
Лист отслеживания динами развития обучающихся с ОВЗ
План мероприятий по реализации ИПРА
Домашнее обучение (подготовка документации)

!

Введение

Задача образования:
Создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с его особенностями, возможностями и способностями. Внедрение инклюзивной формы обучения.

Психологи подчеркивают, что:
Образовательная интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению.

Необходимо переосмысление отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения.

!

Интеграция детей с ОВЗ

Включение детей с ОВЗ в учебную среду требует:

значительных изменений в организации процесса обучения;
обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода его обучения.

ЗПР (7, 7.1., 7.2)- - человек
НОДА -- человек
РАС – - человек
ТНР (5.1, 5.2) – - человек
УО (ИН) – - человек
СИПР – - человек
Слабовидящие – - человека
Инвалиды – - человек
Итого – - человека.

Количество детей инвалидов, ОВЗ

Всего 3 класса коррекции:
1К – - обучающихся с ЗПР вариант 7.2; (Кл. руководитель)
1К (доп.) – - обучающихся с ЗПР вариант 7.2; (Кл. руководитель)
2К – - обучающихся с ЗПР вариант 7.2. (Кл. руководитель)

Коррекционные классы

1. Проведение собраний с родителями (законными представителями) учеников с ОВЗ 9-х классов о порядке предоставления ПМПК для ГИА
Ознакомление под роспись с приказом «Об организации обучения по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающегося с задержкой психического развития»
Оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
Характеристика от классного руководителя.
2. Врачебное заключение
3. ПМПК (ЗАКЛЮЧЕНИЕ о создании условий при проведении ГИА)

Подготовка к ГИА Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Подготовка рабочих программ и КТП

Подготовка рабочих программ и КТП

Подготовка рабочих программ и КТП

Подготовка рабочих программ и КТП

Подготовка рабочих программ и КТП

Подготовка рабочих программ и КТП


Лист отслеживания динамики развития обучающегося.


Лист отслеживания динамики развития обучающегося.


Лист отслеживания динамики развития обучающегося.

Лист отслеживания динамики развития обучающегося.

План мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида

План мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида

Домашнее обучение

1 класс- - обучающихся
2 класс – - обучающихся ( из них 2 инклюзивная форма обучения)
3 класс – - обучающихся



Структура сопровождения

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

ПМПк является структурным подразделением, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.

Обеспечение сопровождения

Специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК:

Текущие и этапные результаты адаптации;
Динамика развития и личностного роста обучающихся;
Формирование навыков образовательной деятельности;
Освоение общеобразовательных программ;
Показатели функционального состояния здоровья.

Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

!

Технология ППС

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

Постановка проблемы;
Коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения;
ППС конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;
Рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта.

Основные направления ППС

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

Педагогическая и психологическая диагностика отклонений и выявление потребностей;
Индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно-развивающая работа;
Создание специальной коррекционно-развивающей среды;
Разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ;
Психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям;
Научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения.

Сроки ППС

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально. Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

Разрабатываются индивидуальные учебные планы и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных федеральных программ и ФГОС.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

!

Условия организации обучения

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

1

2

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений.

3

Особые потребности обучающихся с ОВЗ

Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

Начинать специальное обучение сразу же после выявления нарушения развития;
Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы;
Использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
Индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы школы.

Принципы и правила работы

Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе:

Индивидуальный подход к каждому ученику.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Сопровождение ребёнка преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и формы учебного и воспитательного взаимодействия.

!

Нормативная база

12.09.2023 Департаментом образования администрации МО город Краснодар был издан приказ № 1754 «Об утверждении форм документов по организации деятельности психолого-педагогического консилиума общеобразовательной организации».

Согласно этому приказу нашей образовательной организацией было разработано Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк).

Ежегодно на 1 сентября издается приказ о работе ППк, куда входит план работы на учебный год и создание психолого-педагогического консилиума.

Порядок работы ППк

При зачислении в школу ребенка с ОВЗ, происходит обследование обучающегося всеми специалистами консилиума по инициативе родителей или сотрудников школы.

По данным обследования каждый специалист составляет заключение и разрабатывает рекомендации.

1

2

На заседании ППк обсуждаются результаты обследования обучающегося каждым специалистом и выносится коллегиальное заключение ППк.

3

Рекомендации ППк

Рекомендации ППк конкретизируют и дополняют рекомендации ПМПК и могут включать:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося на постоянной основе;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательной организации.

Рекомендации ППк

Рекомендации ППк на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения:

дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня;
предоставление дополнительных перерывов для приёма пищи, лекарств;
снижение объёма задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательной организации.

Рекомендации ППк

Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося

Рекомендации ППк

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся также реализуются на основании заключения письменного договора о сотрудничестве ППк ОО с родителями (законными представителями) и письменного согласия родителей (законных представителей).

Документация ППк

В карту развития обучающегося вкладываются:

Решение кейс-ситуаций

Спасибо за внимание!

Посмотрите также