Упражнение «Давайте с вами познакомимся!»
Каждому участнику необходимо представиться не обычным способом.
На первую букву своей фамилии, имени и отчества назовите качества, которые
могут кратко охарактеризовать Вас.
(прилагательными)
Упражнение «Самое существенное в моем характере, жизни»
Задумайтесь о том, что в Вас, в вашем характере, в Вашей жизни, в работе является самым важным, самым существенным.
А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения в стихотворной форме, то есть строкой из песни/стихотворения (которую Вы только что вспомнили).
1. Я дома ….
2. Я на работе ….
3. Я в кругу друзей ….
1. Каждый имеет право на образование.
2.
Гарантируются
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
4. Основное общее образование ОБЯЗАТЕЛЬНО. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание
своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 33. Обучающиеся
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/8a2ef3d550b182b12707927d61572a4cb473aa03/
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование
может быть получено в форме самообразования.
4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
п.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогамипсихологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
п.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная
помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
…
п.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогамипсихологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ И
КОМПЕНСИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
ОКАЗЫВАЕТСЯ детям на основании ЗАЯВЛЕНИЯ ИЛИ СОГЛАСИЯ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ
(законных представителей).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
1. Обучающиеся ОБЯЗАНЫ:
1) добросовестно ОСВАИВАТЬ образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе ПОСЕЩАТЬ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ или индивидуальным учебным планом УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ИМЕЮТ ПРАВО:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психологопедагогических) обучающихся, ДАВАТЬ СОГЛАСИЕ на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, ОТКАЗАТЬСЯ от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
п.16.10. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/292982436afc3413d758f4d74cdea52b45c517a9/
п.5.2.2. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ОБЯЗАНЫ:
1) ОБЕСПЕЧИТЬ получение детьми общего образования;
2) СОБЛЮДАТЬ правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
1.
Образовательные
отношения изменяются в случае ИЗМЕНЕНИЯ
УСЛОВИЙ получения обучающимся образования по конкретной
основной или дополнительной образовательной программе,
повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
…
3)
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных
занятий и
продолжительности каникул;
…
1. Педагогические работники ОБЯЗАНЫ:
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, СОБЛЮДАТЬ специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
82.4. …
В
структуру АООП НОО ОБЯЗАТЕЛЬНО включается
программа коррекционной работы, направленная на осуществление
индивидуально-ориентированной психологопедагогической помощи слабовидящим
обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию
негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих
обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности.
85.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ предметные области и
учебные предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП
НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ по программе коррекционной
работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося (пункт
3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
88.4. Коррекционно-развивающая область
88.4.7. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы направлена на:
а) выявление особых образовательных потребностей
обучающихся;
б) РЕАЛИЗАЦИЮ курсов коррекционноразвивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности
89. Федеральные учебные планы.
89.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса, включает: … коррекционно-развивающую область,
коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на
результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в
развитии.
п.п. 89.1.2.1. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: социально-бытовую ориентировку, предметнопространственную ориентировку, развитие зрительного восприятия, развитие коммуникативной деятельности, ритмику, которые являются
п. 89. Федеральные учебные планы.
п.п. 89.1.2.1. …
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционнообразовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1023Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5
часовпрограммы начального общего образования для обучающихся с в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется ограниченными возможностями здоровья»
приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-
п. 89. Федеральные учебные планы.
п.п.
89.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области).
Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
5.1)
97.5. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
…
получение
начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития;
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы
XLIX. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1)
97.5. Особые образовательные потребности обучающихся с
ТНР
…
гибкое
варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования
соответствующих методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
98. Содержательный раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) соответствует ФОП ООО.
98.1. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной
98.2. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения ФАОП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика
нарушений чтения и письма; развитие
сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных
ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному
100. Федеральный учебный план
Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16
Санитарноэпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
100. Федеральный учебный план
В федеральном учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося.
В
рамках внеурочной деятельности выделяется ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ТНР должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Программа коррекционной работы является НЕОТЪЕМЛЕМЫМ СТРУКТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ адаптированной основной образовательной программы образовательной организации. Программа коррекционной работы разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и соответствует требованиям, предъявляемым в ФОП НОО.
Структура
программы коррекционной работы включает
инвариантные коррекционно-развивающие курсы "Индивидуальные
и подгрупповые логопедические занятия", "Развитие речи",
"Логоритмика", "Произношение" и возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию
первичных и вторичных дефектов.
https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1023/federalnaia-
adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo/liii/103/103.6/
103.6.2.1.2. Для реализации программы коррекционной работы в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.
Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ТНР обеспечивается
специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным
педагогом, учителем-логопедом),
регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной
организации, а также ее уставом. Реализуется ПРЕИМУЩЕСТВЕННО во внеурочной
деятельности.
Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная
работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при
освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке
педагогический работник может поставить и решить коррекционно-развивающие
задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала
этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
103.6.2.1.4. Программа коррекционной работы включает реализацию коррекционно-развивающего курса
"Индивидуальные
и подгрупповые логопедические занятия" и предусматривает возможность
проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий со специалистами
(учительлогопед, педагог-психолог, инструкторы адаптивной или лечебной
физической культуры (далее - ЛФК) и другие педагогические работники,
реализующие АООП НОО) по индивидуально ориентированным или групповым
коррекционным программам при наличии
заключения ПМПК о необходимости их организации.
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной или подгрупповой форме.
103.6.2.1.4.
…
Необходимость проведения дополнительных коррекционноразвивающих занятий также может возникнуть в следующих случаях: необходимость дополнительно психолого-педагогического
сопровождения
после длительной болезни или медицинской реабилитации, низкая динамика
формирования речеязыковых и коммуникативных компетенций или их распад,
обусловленные наличием органической патологии, зачисление обучающегося с ТНР в
течение учебного года, недостаточная активность когнитивно-познавательной
деятельности, и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе,
индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
Федеральный учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Федеральный
учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
104.1. Федеральным учебным планом определен перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования.
104.5.
Коррекционно-развивающая область является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
частью
внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные
курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи",
"Произношение". В структуру коррекционноразвивающей области
включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции
речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих
способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с
одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных
занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические
занятия с 2 - 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений
подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
104.7.
Часы
коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество
часов на коррекционнообразовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося.
104.8. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
145. Определение и назначение федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР.
145.1.
ФАОП
НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант
конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
145.2.
Федеральная
адаптированная образовательная программа является учебно-методической
документацией (федеральные учебные планы, федеральный календарный учебный
график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей ЕДИНЫЕ для Российской Федерации базовые
объем и содержание образования обучающихся с ЗПР,
получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения
образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития
данной группы обучающихся.
146. Структура ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.
146.2.
Содержательный
раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов:
федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования УУД; программу коррекционной работы; программу воспитания.
152. Программа коррекционной работы
152.1. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
152.10.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог,
социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно
наличие специалистов в штате организации. При необходимости Программу
коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной
организации (центрах психологопедагогической, медицинской и социальной помощи,
ПМПК и других).
152. Программа коррекционной работы
152.11.
Программа коррекционной работы может предусматривать
вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться
могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых
образовательных потребностей.
п.
154. Обязательные предметные области и учебные предметы
соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во
внеурочную область федерального учебного плана включаются
коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5
часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
п. 155. …
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
пп. 157.3. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным программам, при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ условии создания
специальных условий получения образования, адекватных
образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
пп. 157.3. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ непрерывности коррекционноразвивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и другими
обучающимися; психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
п. 162. Программа коррекционной работы
пп. 162.1. Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы ДОЛЖНА
ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
пп. 162.1. …
осуществление индивидуально-ориентированного психологопедагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК); разработку и реализацию индивидуальных
учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий
для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
…
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
п. 163. Курсы коррекционно-развивающей области
Содержание
коррекционно-развивающей области представлено следующими ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие
занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или)
индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или)
индивидуальные занятия).
пп. 163.1. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные)". Логопедические занятия пп. 163.2. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Психокоррекционные занятия пп. 163.3. Коррекционный курс "Ритмика"
п. 165. Федеральные учебные планы пп. 165.1. …
В
федеральном учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих
в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с
учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
пп. 165.2.2. …
Коррекционно-развивающая
область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ частью внеурочной
деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
пп.165.2.2. …
Время,
отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим
образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических
требований).
п.165. Федеральные учебные планы пп.165.2.3. …
Часы
коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся.
п.165. Федеральные учебные планы пп.165.2.3. …
Количество
часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые
занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ
п.28. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115программ.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего,
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ
п.39. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебновосстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего,
4.1.
Содержание и формы деятельности учителялогопеда (учителей-логопедов)
по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.
4.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь НЕЗАВИСИМО от формы получения образования и формы обучения.
4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1)
для
учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) не менее трех логопедических
занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и не
менее одного-двух
4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
2)
для
учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и
индивидуальных занятий) не менее двух логопедических
занятий в неделю;
4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
3)
для
учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
п.3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для
детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более
15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти
лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
4.4.
Продолжительность логопедических занятий определяется
в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: в 1
(дополнительном) - 1 классах - групповое
занятие - 35 - 40 мин., индивидуальное - 20 - 40 мин., во 2 - 11 (12) классах - групповое занятие - 40 - 45 мин., индивидуальное - 20 - 45 мин.
п. 3.6 Предельная наполняемость
групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;
2)
для
воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не
более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
4.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6 - 8 человек;
2)
для
учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6 - 8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ОО.
2.4.
Логопедическая помощь осуществляется на основании ЛИЧНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ родителей (законных
представителей) И (ИЛИ) СОГЛАСИЯ родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к
Положению).
https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-06082020-n-r-75-ob-
образовательную деятельность
Приложение № 3 к Примерному Положению об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.