Е.А. Любимова, педагог-организатор
МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»
Управление инновационной и исследовательской деятельностью в организации дополнительного образования детей
Скорость изменений в мире и в обществе с каждым поколением растёт. Наши дети не могут представить, как жить без телефона, а мы не можем представить, какие профессии им придётся осваивать в будущем. Вероятно, эти профессии ещё даже не существуют.
Чтобы эффективно подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, надо решать задачи, с которыми прежняя система образования даже не сталкивалась. Поэтому подход к образованию во всём мире меняется, и российское образование также затрагивают эти изменения.
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года определены национальные задачи повышения конкурентоспособности российского образования. Это, прежде всего, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве). Именно эта задача определяет запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся. В частности, расширение участия детей в программах естественнонаучной направленности в условиях обновления содержания и технологий, обеспечение формирования естественнонаучной грамотности у российских школьников.
Современное общество постоянно и стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной и культурной. В качестве одной из важнейших задач современного образования выступает достижение такого уровня образования детей, который был бы достаточным для самостоятельного, творческого решения задач теоретического и прикладного характера. В условиях быстро меняющейся социально-экономической обстановки современному обществу необходимы специалисты компетентные, конкурентоспособные. Умение нестандартно мыслить, находить разнообразные пути решения поставленной задачи, дисциплинированность, самоорганизация, трудолюбие, ответственность – вот необходимые качества личности специалиста в любой сфере деятельности. Формирование этих качеств начинается еще со школьной скамьи. Одна из задач педагога состоит именно в воспитании личности, способной на творческий поиск, отвечающей высоким требованиям.
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Именно поэтому дополнительное образование осознается сейчас не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса самосовершенствования современного человека. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям.
В настоящее время развитие образовательного учреждения не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационную деятельность. Инновационная деятельность в конкретном образовательном учреждении — это деятельность, в первую очередь, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях повышения качества образования и организации учебного процесса. Ключ к успеху учреждения дополнительного образования в современных условиях заключается в регулярных и успешных новациях, которые могут и должны быть реализованы. Нововведения в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.
Так что же такое инновация?
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов, в нашей стране – в последнее двадцатилетие XX века.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Таким образом, педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства.
Организация инновационной деятельности в различных сферах нашей жизни обусловлена необходимостью создавать комфортные условия, решать проблемы, соответствовать постоянному росту уровня интеллекта населения.
Образовательные нововведения заключаются, прежде всего, во всестороннем развитии и воспитании личности согласно общественным запросам, что является первостепенной задачей, стоящей перед педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Виды педагогических инноваций:
✓ Идеологические инновации – это обновление сознания, веяниями времени; являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
✓ Внутрипредметные инновации – это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение новых технологий, создание авторских методических разработок).
✓ Общеметодические инновации – это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т. д.).
✓ Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Чтобы быть конкурентноспособным, успешно развиваться, образовательное учреждение должно активно участвовать в инновационной деятельности. Для этого необходимо грамотно выстроить управление инновационной деятельностью учреждения.
Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы.
Эффективная организация управления инновационной деятельностью требует:
✓ объективной и детальной разработки целей и стратегий образовательного учреждения;
✓ учета относительного значения управленческих функций (принцип равновесия);
✓ специализации (разделение труда);
✓ координации (кооперация);
✓ организационного контроля (самоконтроль).
Важнейшими требованиями функционирования и развития системы управления инновационной деятельностью являются:
• обеспечение восприимчивости к педагогическим инновациям коллектива и администрации УДО детей;
• включение в инновационную деятельность педагогических кадров путем активизации их творческой деятельности;
• децентрализация управления посредством делегирования части полномочий педагогическим кадрам;
• активизация сотрудничества с социальными партнерами с целью удовлетворения их требований к деятельности УДО детей.
Сущность и основная функция управления инновационной деятельностью заключается в создании развивающего пространства, которое способно обеспечить непрерывное профессиональное развитие человека. В его основу положены следующие основные направления управленческой деятельности, необходимые для развития коллектива:
✓ обеспечение целенаправленной деятельности коллектива (организация деятельности по сближению общих и индивидуальных целей);
✓ определение стратегий деятельности для осуществления целей коллектива;
✓ четкое разграничение функций в коллективе;
✓ кооперация и специализация деятельности;
✓ непрерывное повышение профессиональной компетентности коллектива (создание условий для овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями);
✓ постоянная оценка деятельности членов коллектива, установления соответствия ее уровня социокультурным нормам.
Инвариантный алгоритм управленческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей состоит из трех взаимосвязанных действий:
1. Исследование развивающегося пространства (способностей системы «коллектив – человек», ее функционирования, определения основных противоречий, проблем).
2. Проектирование изменений развивающего пространства (программа разрешения противоречий в новой ситуации).
3. Организация коллективно-индивидуальной деятельности в проблемной ситуации.
С этих позиций в основу теоретической модели управления положены следующие основополагающие принципы развивающего управления:
- признание непрерывного развития коллектива основной целью управленческопедагогической деятельности;
- признание уникальности, неповторимости человека, его прав на саморазвитие (свободу и творчество);
- гибкое сочетание централизации и децентрализации в управлении (приоритет зависит от конкретной проблемной ситуации);
- направленность управления «снизу – вверх»;
- ротация кадров (в целях максимального использования новых способностей
человека);
- достижение консенсуса в коллективной деятельности; - нравственное и экономическое поощрение инициативы.
Инновационная деятельность во многом зависит от совместной творческой деятельности и осознанной педагогической позиции по отношению к эксперименту. Представляется важным включение сотрудников учреждения в коллективную диалоготворческую деятельность; оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Моделирование процесса формирования готовности персонала к инновационной деятельности включает следующие стадии:
• диагностическую, на которой происходит определение фактического, наличного уровня сформированности готовности персонала;
• установочно-ориентационную, где раскрывается значимость формирования соответствующих знаний, умений и качеств, ставятся цели и задачи соответствующей подготовки. На этой стадии педагоги знакомятся с перспективами развития учреждения, происходит их первичное самоопределение относительно участия в инновационной деятельности;
• деятельностно-формирующую, на которой происходит включение педагогов в инновационную деятельность через комплекс организационно-педагогических условий.
Основными признаками уровня сформированности готовности персонала являются:
- способность к стратегическому и тактическому целеполаганию (на основе проблемно-ориентированного анализа и определения потребностей потребителей);
- способность обеспечивать соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения условиями и средствами;
- способность к рефлексии, оценке, коррекции и самокоррекции.
Оценка эффективности управления инновационными процессами осуществлялась на основе анализа, позволяющего выявить:
• соответствие деятельности УДО потребностям детей, родителей и социальных партнеров, что выражено совокупностью показателей;
• уровень готовности педагогов к инновационной деятельности и степень их участия в ней.
Помимо разработки инновационных планов и стратегий учреждения, инновационная деятельность учреждения проникает непосредственно в деятельность педагогов.
Перейдем к понятию «технология». Само слово происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Образовательная технология – это система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Если мы говорим об обновлении содержания образования, внедрение чего-то нового, то этот процесс затрагивает и технологии.
Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении, т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундаментом для развития новых технологий.
Инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
✓ усвоением максимального объема знаний;
✓ максимальной творческой активностью;
✓ широким спектром практических навыков и умений.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Инновационные образовательные технологии базируются на трех основных компонентах:
✓ современное, грамотно выстроенное содержание, фундамент которого составляют компетенции в профессиональной деятельности, отвечающие текущим реалиям предпринимательской деятельности. Содержание включает в свой состав разнообразные мультимедийные материалы, передающиеся благодаря современным средствам связи;
✓ применение современных, инновационных методов в обучении (такие методы должны быть ориентированы на развитие компетенций будущей профессии, привлечение обучающихся к активному познанию и практической деятельности, проявлению инициативности в процессе познания; исключается пассивное усвоение учебных программ);
✓ наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе (она должна основываться на информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентах, которые помогают применять новые формы и методы обучения, в частности дистанционное обучение).
Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности обучающихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении образовательных программ.
В современной педагогике выделяют следующие инновационные технологии:
✓ здоровьесберегающие (направлены на укрепление здоровья и приобщения к принципам ЗОЖ; представлены такими формами, как спортивные мероприятия, динамические паузы, гимнастика, прогулки и походы, закаливание);
✓ проектной деятельности (реализуются педагогом совместно с ребенком; проектная деятельность направлена на решение проблемы, в процессе обучающийся получает ответы на поставленные вопросы; по своей форме проекты бывают индивидуальными, подгрупповыми и групповыми, а также краткосрочными и долгосрочными проектами, которые реализуют в течение учебного года);
✓ исследовательской деятельности (помогают педагогам сформировать у ребенка исследовательский тип мышления, любознательность и стремление к получению новых знаний; это экспериментальная деятельность, в которой ребенок является активным участником; в процессе работы он может наблюдать за процессом и результатом своей деятельности);
✓ информационно-коммуникационные (технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения, один из них – визуальная составляющая уроков; чаще всего ребенок получает новые знания во время прохождения увлекательной игры или просмотра обучающего мультфильма; ИКТ способствуют развитию логического мышления, быстрой обработке новой информации);
✓ личностно-ориентированные (главная цель – создание доброжелательных отношений между педагогом и ребенком, основанных на взаимном уважении и соблюдении принципа гуманности; в этом подходе в процессе обучения личность занимает центральное место; приоритетная форма работы – индивидуальная; даже работая в группах, педагог старается реализовать индивидуальный подход к обучению);
✓ составление портфолио обучающегося и педагога (это собрание личных достижений в различных видах деятельности ученика или педагога; у портфолио есть несколько важных функций: диагностическая, содержательная, рейтинговая);
✓ игровые (в процессе игры происходит не только развитие личностных качеств, коммуникационных навыков, но и обучение; педагог самостоятельно выбирает упражнения для реализации игровой технологии, главное требование – она должна соответствовать возрасту ребенка и решать образовательные, коррекционные и воспитательные цели);
✓ ТРИЗ (инновационная технология основана на творческом подходе, способствующем всестороннему развитию ребенка; главное – это постепенное внедрение элементов ТРИЗ, потому что обучающийся должен усвоить основные положения этой технологии; творческие занятия — основные формы работы для реализации ТРИЗ);
✓ дистанционное обучение (особенность дистанционного обучения – это самостоятельный поиск информации обучающимися; главная задача педагога – это
мотивация детей к самостоятельному изучению и анализу учебного материала); ✓ технология проблемного обучения; ✓ разноуровневое обучение.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения ребенка. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую постановку целей и способов их достижения.
Признаки:
✓ технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
✓ технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
✓ функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
✓ поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым педагогом и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;
✓ органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:
✓ выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу;
✓ в условиях дополнительного образования важно ответить не только на вопрос «чему учить?», но и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
✓ учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.
Рассмотрим более подробно такую педагогическую технологию, как исследовательская деятельность и управление ею.
Важность включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский,
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, А.В. Леонтович А.В. Обухов и др.).
По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановку проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала;
- анализ;
- обобщение; - выводы.
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы обучающийся начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На занятии необходимо создавать проблемные ситуации, где ребенок проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
В результате применения исследовательского метода обучения обучающиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умеют выходить из них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.
Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.
Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебноисследовательской деятельности и собственно исследовательской.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Собственно исследовательская же деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся и при выборе тематики, и при обработке собранного материала, и при выборе методик.
Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.
Проявить свое «Я», показать свое творчество – очень важно для ребенка. «И неважно, каким творчеством занимается ребенок, – подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности».
Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
Работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках школьных научных обществ, их обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится одной из важных задач дополнительного образования, которая решается на основе интеграции учреждений дополнительного и общего образования. И это не случайно, исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: развитие исследовательской компетентности, творческого потенциала учащихся и их учебной мотивации, преодоление недисциплинированности части учеников, профессиональное самоопределение школьников и др.
Исследовательская деятельность рассматривается как эффективная образовательная технология, комплексно развивающая универсальные учебные действия, исследовательские компетенции, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности школьников в определённой предметной области, на развитие их способностей, но и на получение результата, имеющего значимость для других.
Школьники обучаются основным действиям и мыслительным операциям: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация. В процессе исследования формируется культура мышления, навыки выбора действий и принятия решений, дискуссионная культура. Эти качества важны для личной самореализации индивида, эмоционального и личностного развития школьника. Знания и умения, приобретенные школьниками в ходе учебно-исследовательской деятельности, служат основой для реализации проектов и научных исследований при обучении в ВУЗах и техникумах.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от педагога, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
✓ гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
✓ наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, новые нетрадиционные формы занятий и видов деятельности.
Основные функции, которые исследование имеет в образовательном процессе:
✓ путь повышения эффективности усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, освоения образовательных программ и достижения соответствующих образовательных стандартов;
✓ инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок обучающихся.
При этом педагогу образовательного учреждения важно понимать:
✓ Что дает исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
✓ Как изменяется роль педагога и обучающегося в учебном процессе?
✓ Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
✓ Как оценивается успешность работы обучающегося в исследовательской деятельности?
✓ Как разработать программу по развитию исследовательской деятельности?
✓ Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного исследования, серии исследований, в конце цикла обучения?
Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие главные (в каждом конкретном случае педагог может использовать и самостоятельно разработанные формы):
• Дидактической единицей исследовательской деятельности отправным пунктом является исследовательское задание, в котором задаются нормы исследовательской деятельности.
• Проблемное ведение занятий по программам (представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, доклады обучающихся).
• Проведение походов и экскурсий как самостоятельных форм исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
Самое решающее звено этой новации — педагог. Меняется роль педагога и не только в исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть, и нетрадиционных) источников. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебное исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
✓ проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
✓ целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
✓ самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
✓ представление результатов своей деятельности и хода работы;
✓ презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
✓ поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
✓ практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
✓ выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
✓ проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с устоявшемся в науке подходом:
✓ определение целей исследовательской деятельности (поначалу определяется педагогом);
✓ выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
✓ формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
✓ уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Цель исследования — это представление о результатах изучения объекта, которое отражает механизмы и способы решения исследуемой проблемы. Ожидаемые результаты могут быть теоретическими (идея, подход, тенденции, классификация и др.) и практическими (программа, технические средства, книга и др.) Формулировка цели отражает направленность исследования.
Движение к цели и к результату планируется по этапам и описывается в задачах исследования.
Задачи – это промежуточные цели, которые необходимо достичь исследователю для реализации общей цели. Достижение цели требует решения серии взаимосвязанных задач.
Каждая исследовательская задача может быть решена только при условии соответствующего метода исследования. Совокупность методов и приемов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретации полученных результатов, образуют методику исследования.
Выбор исследовательской методики полностью обусловлен целевой направленностью исследовательской деятельности учащегося. Очень важно формировать у обучающихся представления о специфике доступных их возрасту методов и методик исследования в разных науках.
Методы исследования – это способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели.
Методы исследования подразделяются на теоретические, эмпирические и вспомогательные.
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, метод моделирования.
Эмпирические методы: наблюдение, исследовательская беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент, опытная работа.
Вспомогательные методы: статистический и математический (интерпретации результатов исследования).
В педагогической практике распространено деление методов исследования на количественные и качественные.
Количественные методы позволяют обработать полученные в процессе исследования данные количественно и оформить в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Качественные методы позволяют понять уникальное человеческое поведение и причины, которые его вызвали. Качественные исследования сосредоточены на изучении смысла, выявления своеобразия поведения. Они фокусируются на проявлении реальной жизни.
Примеры качественных исследований:
✓ качественный анализ текста (смыслы извлекаются на основе анализа документов),
✓ феноменография (описание феномена на основе анализа суждений человека, его представлений, взглядов, мыслей и т.п.),
✓ нарративный анализ (нарратив — это повествование, цель исследования достигается на основе выслушивания и анализа повествования людей)
✓ этнографическое исследования (изучение быта, культуры разных народов на основе анализа смыслов артефактов и др.) и другие методы.
Задачи исследования формулируются после определения цели и гипотезы исследования.
Наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы. Руководителю исследовательской работы важно знать, что гипотеза исследования — это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства. Гипотеза выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы. Чаще всего функция гипотезы — объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов. Для того чтобы быть обоснованной гипотеза должна соответствовать определённым условиям.
Первым условием является логическая и теоретическая обоснованность, соответствие гипотезы фактическому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам и теориям.
Второе условие — эмпирическая проверяемость гипотезы. В принципе гипотеза должна допускать возможность и своего подтверждения, и опровержения.
Третьим условием состоятельности гипотезы является её информативность. Предполагается, чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально сформулирована, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.
Четвертое условие — гипотеза должна предсказывать развитие событий в том процессе, который она описывает.
По функциональному предназначению гипотезы подразделяются на:
✓ объяснительные;
✓ предсказательные;
✓ объяснительно-предсказательные.
Первые служат для объяснения фактов или явлений; функция вторых — предсказание законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов, явлений и процессов; третьи сочетают в себе обе функции.
Гипотеза — это главная идея решения. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
Научная гипотеза должна отвечать следующим основным требованиям:
✓ она не должна содержать понятий, которые не уточнены;
✓ гипотеза должна быть проверяема при помощи стандартных методик.
Основная модель для формулирования гипотезы включает следующие слова: «если..., то...». Имеется в виду вот что: если мы хотим получить какой-либо эффект, результат, что-то изменить, обеспечить режим развития или, напротив, стабилизировать, то мы должны создать те или иные условия, сделать то-то и то-то, используя при этом такието средства, инструменты или применяя те или иные приёмы и способы.
По своему содержанию гипотезы делятся на: ✓ гипотезы информационного характера; ✓ гипотезы инструментального характера.
Если в проекте планируется что-либо изменить, оптимизировать, улучшить, то потребуется гипотеза инструментального характера.
В научной литературе предлагаются шаблоны для формулирования гипотезы:
✓ Что-то влияет на что-то в том случае, если...
✓ Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
✓ Что-то будет успешным, если...
✓ Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо другого.
Исследовательская деятельность осуществляется с учетом программы исследования. Программа исследования — это научный документ, который содержит методологическую, методическую и процедурную основу исследования.
Методологическая функция программы заключается в определении научной проблемы; целей и задач исследования; фиксировании исходного представления об объекте.
Методическая функция состоит в разработке общего логического плана исследования, на основе которого осуществляется его цикл: теория-факты-теория; показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения ролей между участниками исследования. Структура программы:
1. методологический раздел состоит из следующих элементов:
• формулировка проблемы, цели, задач исследования
• определения объекта и предмета исследования
• интерпретация основных понятий
• предварительный системный анализ объекта исследования
2. методико-процедурный раздел состоит из следующих элементов:
• план исследования
• основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Разработка программы исследования требует практические половину интеллектуальных затрат исследователя. При составлении программы решается проблема выбора объекта и предмета исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблемы достоверности информации и интерпретации данных.
Программа включает в себя план исследования, который может быть в текстовым, графическим и смешанным. План должен быть четким и кратким, содержать временные сроки.
Полученные в ходе исследования результаты подвергаются анализу, оценке и интерпретации. Анализ выявляет роль объективных и субъективных факторов, повлиявших на ход исследования. Оценка проводится на основании выбранных критериев и направлена на прояснение теоретической и практической значимости, степени новизны полученных результатов. Интерпретация позволяет объяснить смысл полученных выводов.
Специфика учебно-исследовательской деятельности в образовательном упреждении определяет многообразие форм её организации.
Формы организации исследовательской деятельности:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм»;
• учебный эксперимент (основные этапы: планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ результатов, формулирование выводов);
• домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях и (или) в учреждениях дополнительного образования:
• исследовательская практика;
• учебные экспедиции;
• походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
• участие учащихся в работе ученического научно-исследовательского общества; • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.
Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (главы);
• заключение;
• список использованной литературы;
• приложения (при необходимости).
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы обучающийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирования материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование – недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, желание углубленно работать с учащимися по разным проблемам.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребёнком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.