Обобщение опыта работы учителя информатики по теме самообразования: «Формирование и развитие ИКТ- компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»

  • Педсоветы
  • docx
  • 02.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщение опыта работы учителя информатики Бабаевой Гульназ Эмиржановны по теме самообразования: «Формирование и развитие ИКТ- компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Иконка файла материала доклад для педсовета.docx

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы  учителя информатики
Бабаевой Гульназ Эмиржановны

 по теме самообразования:

«Формирование и развитие ИКТ- компетентности учащихся

 на уроках и во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных информационных технологий.

Учителем информатики я работаю 15 лет и, рассматривая различные представления об информатике, можно сказать, что информатика — это естественно-научная дисциплина о закономерностях про­текания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

В инфор­матике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ- компетентность. Компетентность можно сформировать только на практике, поэтому большее внимание стараюсь уделять практической направленности учебных материалов.

Перечислю составляющие ИКТ–компетентности:

  • набирать текст в среде текстового редактора, выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;
  • сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
  • строить изображения в среде графического редактора;
  • создавать БД в среде СУБД;           вносить изменения в БД в среде СУБД;
  • организовывать сортировку и поиск информации в БД в среде СУБД;
  • создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора; редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора;
  • работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д;
  • обеспечить компьютерную безопасность (антивирусные программы), интернет-безопасность;
  • знать и выполнять закон о правовой охране программного обеспечения;
  • нести личную ответственность за поведение в сети Интернет.

В течение трех последних лет работаю над темой «Формирование и развитие ИКТ - компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» используя метапредметный  потенциал информатики.

Наряду с традиционной мною выбраны следующие образовательные технологии обучения как средства формирования ключевых компетенций школьников:

Игровая технология

·                    На основе использования ИКТ технологий,

·                    С осуществлением дифференцированного подхода

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

 К  надпредментым умениям, которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

1)      использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;

2)      уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;

3)      использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);

4)      уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

Использование мультимедийных презентаций в процессе преподавания позволяет интегрировать знания и умения учащихся из различных предметных областей на практике осуществлять исследовательскую деятельность учащихся, используя полученные результаты в последующих разработках учащихся. Этот материал позволяет реализовывать учебный материал более полно. Использование банка электронных разработок в образовательном процессе имеет ряд достоинств:

  • значительное увеличение подаваемого за урок объема материала, охватывающего различные разделы учебных курсов;
  • улучшение наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
  • ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
  • проявление большего интереса учащихся к предмету.

Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний.

 

На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие простейшие приемы как:

Усвоение новых знаний и способов действий

Приём «Знакомая незнакомка»

Учащиеся при изучении новой компьютерной программы до изучения её особенностей находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.

Например, находятся команды сохранения, открытия, печати документов; команды копирования, перемещения, вставки объектов и т.д.

Приём «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности. Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд. Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример: алгоритм выравнивания текста в программе Microsoft Office Word 2007

1 способ:

Что? – выровнять текст

Где? – панель инструментов

Как? – алгоритм:

1) выделить текст,

2) вкладка Главная – поле Абзац – выбрать одну из кнопок

2 способ:

Что? – выровнять текст.

Где? – диалоговое окно

Как? – алгоритм:

1) выделить текст,

2) вкладка Главная – поле Абзац – кнопка открытия диалогового окна

3) диалоговое окно Абзац - вкладка Отступы и интервалы – Выравнивание.

3 способ:

Что? – выровнять текст

Где? – клавиатура

Как? – алгоритм:

1) выделить текст,

2) сочетания клавиш (CTRL+L выравнивание по левому краю, CTRL+R выравнивание по правому краю, CTRL+E выравнивание по центру, CTRL+J выравнивание по ширине).

Приём «Я не могу всё знать»

Если ученик предлагает неизвестные учителю способы работы, то это только приветствуется и поощряется.

Приём «Зачем мне это надо?»

Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.

Приём «Он ничего не умеет»

Когда ученики дома пытаются создать какой-то электронный документ, часто им не удаётся достигнуть желаемого результата и появляется реплика: «Компьютер ничего не умеет». Изучение новой темы начинается с имитации домашней ошибки.

Пример: при изучении темы «Параметры страницы» в программе Microsoft Office Word приводится пример напечатанного реферата, в котором переход на следующую страницу осуществляется неоднократным нажатием на клавишу Enter. В режиме отключения непечатаемых знаков учитель пытается добавить или удалить фрагменты текста, увеличить или уменьшить размер шрифта, результатом является закономерное смещение текста на другие страницы. Выявляется проблема – переход на другую страницу должен быть произведён каким-то другим способом. Начинается изучение самой темы.

Метод «Обучающая практическая работа»

Учащиеся изучают новый материал за компьютером, слушая объяснения учителя. Объяснение продолжается только после выполнения задания каждым учеником. Допускается помощь «соседа». Основной принцип – «Не задерживай остальных». Ученик учится слушать и слышать, ориентироваться в элементах программы на экране монитора, развивает внимание, способность к взаимопомощи.

Пример: изучение окна программы Microsoft Office Excel 2007

Задания: открыть программу; найти заголовок последнего столбца; выделить ячейку С10; выделить диапазон ячеек с ячейки А4 по ячейку С8 (сколько ячеек выделено?); выделить столбец В; выделить столбцы D, E и F; выделить 1-ю, 4-ю и 5-ю строки; увеличить ширину столбца G; перейти на Лист2; выделить всю таблицу; увеличить высоту всех строк и т.д.

Метод «Учебная лабораторная работа»

Новая тема изучается в форме лабораторной работы. Учащимся выдаются тексты лабораторной работы, в которых идёт объяснение нового материала с конкретными примерами и указаны возможные изменения в условиях заданий по рассматриваемой теме. По каждой части объяснения предлагаются задания репродуктивного и проблемно-поискового характера. Учитель перед выполнением работы акцентирует внимание на ключевых моментах, показывает место расположения необходимых кнопок и команд, может рассмотреть несколько разобранных в работе задач. В результате ученики вначале воспроизводят предложенные алгоритмы, а далее приступают к самостоятельной работе. Учитель выступает в роли консультанта.

Закрепление знаний и способов действий.

Обобщение и систематизация знаний

Приём «Доделай работу»

Учителем предлагается задание, которое состоит из двух частей. Первая часть требует полного воспроизведения предложенного образца, вторая часть – творческая: дополнить предложенный образец своими объектами.

Пример: при изучении компьютерной графики точно воспроизвести графическое изображение (допустим, паровоз), а потом придумать и изобразить фон к рисунку.

Приём «Исправь мои ошибки»

Ученику предлагается электронный документ с ошибками и выдаётся бумажный вариант документа без ошибок. Требуется привести электронный документ к безошибочному варианту.

Приём «Конструктор»

Учащимся в объяснении определяются способы получения отдельных результатов на отвлечённых примерах. Задание – найти аналогичные элементы в своей задаче и «собрать» решение в одно целое.

Пример: в электронных таблицах рассматриваются «минизадачи» - перевод метров в километры, определение максимальной массы товара. Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу «Цены товаров даны в долларах. Определить цену товаров в рублях и найти максимальную цену товара».

Метод «Учебная практическая работа»

Учащимся предлагается к выполнению практическое задание. Перед выполнением работы под руководством учителя разрабатывается алгоритм выполнения работы.

Метод «Минипроект»

Метод может применяться при повторении, обобщении и систематизации учебного материала. Определяется тема проекта. Определяется общий перечень вопросов, которые должны быть реализованы в ходе проекта. Обязательно – дальнейшая защита своих работ.

Пример: при повторении темы «Устройство компьютера» определяется тема («Процессор», «Оперативная память», «Видеокарта», «Долговременная память», «Монитор», «Принтеры», «Клавиатура» и т.д), задача - составить презентацию по своей теме по общему, предложенному учителем, плану ответа, поиск информации осуществляется в сети Интернет. При выполнении работы повторяются темы «Устройство компьютера», «Мультимедийные презентации», «Поиск информации в сети Интернет», «Обработка информации, найденной в сети Интернет». При защите работ происходит обобщение и систематизация темы «Устройство компьютера».

Форма «Урок – соревнование»

В основу таких уроков положена скорость выполнения работы. Оценивается работа по двум критериям – качество выполненной работы (оценка выставляется индивидуально каждому ученику за ту часть работы, которую он успел выполнить), объём выполненной работы (оценивается по одному из двух вариантов – сравнение с объёмами, предложенными учителем, или высоким баллом оцениваются самые «быстрые» ученики по отношению к остальным). Например, при изучении клавиатуры: детям предлагается текст, который нужно набрать в течении определенного времени, при оценивании учитывается скорость и безошибочный набор.

Контроль знаний, умений и навыков

Согласно технологии программированного обучения:

-        каждый учебный «шаг» завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

-        при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

-        при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

-        каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

-        результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

На практике применяются следующие методы контроля (системы последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса):

Устный контроль:

-        рассказ ученика;

-        ответы на вопросы;

-        защита работы учеником;

-        устная рефлексия разными методами;

-        чтение схем, диаграмм, полученных результатов и т.п.;

-        комментирование практических действий и т.д.

Письменный контроль:

-        письменные самостоятельные работы при проверке домашнего задания «Пять вопросов» (работа состоит из пяти заданий, предполагающих краткие, лаконичные ответы; вопросы носят репродуктивный или творческий характер, продолжительность работы - 5-10 минут);

-        контрольные работы разных видов;

Практический контроль:

-        практические работы;

-        лабораторные работы;

-        результаты поисковой деятельности.

Тестовый контроль:

-        тесты;

-        Используются электронные тесты для обобщения и закрепления изученного материала. Удобство работы заключается в следующем:

·         программа самостоятельно раздает тесты учащимся.

·         вопросы теста появляются случайным образом, поэтому учащиеся не имеют возможности списывать друг у друга, достаточно учителю составить 1 вариант теста.

·         тест может работать в двух режимах: обучающем и контролирующем.

·         существует 7 видов заданий: одиночный выбор ответов, множественный выбор ответов, указание порядка, сопоставление, ручной ввод числа, ручной ввод текста, часть изображения.

·         Как только учащийся закончил тестирование, я, а также и ученики получают очень подробную информацию о его результатах и сразу получают оценку за работу.

Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их обработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок.

Перечисленные формы, методы и приёмы являются перечнем дидактических единиц, применяемых на уроках, и они наиболее чётко работают над формированием надпредметных умений в создании алгоритмов деятельности любой поставленной задачи.


 

Посмотрите также