Метапредметный подход в содержании образования

  • Педсоветы
  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метопредметный подход в содержании образования
Иконка файла материала Методическая разработка2.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская основная общеобразовательная школа №5»
Брединского района Челябинской области

 

 

Методическая разработка

 

Тема:

«Метапредметность. Метапредметный подход в общемировоззренческую интерпретацию содержания современного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Разживина Е.В.

                                                                                                      Учитель Английского языка

МКОУ «Брединская ООШ №5»

 

 

                                                                  2025г

 

Метапредметность

Метапредметность - это эффективная направленность обучения на общемировоззренческую интерпретацию содержания современного образования.

Это особый способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который создает целостную картину мира в сознании человека.

При метапредметном подходе школьник не столько изучает предмет, сколько получает систему знаний о общем мире. Их значимость может быть выражена в художественных образах (музыка и литература), фигурках и числах (математика). веществах (химия)  

 

2.      Значимость метапредметности.

     В соременном мире много изменений - научно-технических, социально-культурных. Конечно, образовательный процесс не мог на них не откликнуться и начал впитывать их в своей систематике. Значимо повлияла информатизацию глобальности. Поэтому, информация стала доступной, имеющая свойство мегаактивно распространяться, при этом учитывая,  что важно уметь с ней правильно работать – интерпретировать, отфильтровывать и преобразовывать.

     Массовая межкультурная коммуникация не дремлет и ждёт отработки на практике коммуникативных технологических систем.   Конечно, рынок труда ожидает профессионалов нового формата - специалистов широкого профиля профессионального формата. Появилась терминология ключевого навыка:

-Критическое мышление;

-креативность;

Коммуникация;

-Координация.  Эти умения называют Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции). Они должны дополнять Hard Skills — «жесткие» профессиональные навыки.

Задача метапредметности – это сделать человека востребованным, научить его жить и ориентироваться в современном мире.

Уровень развития личности напрямую зависит в первую очередь от метазнаний. 

Метазнания – это активные знания о знании, о его свойствах, о том, как оно устроено, и о том, как его можно получить. Хотелось рассмотреть на примере метазнания как знание, которое рождается в поле уже имеющихся знаний, но не глубоких. Личность обладающая метазнаниями, из знающей личности становится думающей личностью.

К метазнаниям свойствам относятся:

1.      базы знаний, представления об их устройстве;

  1. диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, которые находятся в отношении между собой);
  2. карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

         В результате базы метапредметного подхода к современному обучению у ребенка формируются метаумения.

Метоумения –это общеучебные, междисциплинарные познавательные навыки и умения: теоретическое мышление;

1.      качества мышления.

2.      регулятивные умения;

  1. навыки переработки информации;
  2. критическое мышление;
  3. творческое мышление;

1.      Отличие метапредметности от межпредметности.

Метапредметность  - это обращение  к первооснове (начальной версии) предмета. 

Межпредметность преобразовалась в образовательную систему. Примеру этому можетпослужить, учитель Английского обычно рассказывает не только о содержательной красоте текста, но и обращается к историческим фактам, которые помогают понять историю иностранного языка. Если же подойти к Английскому языку метапредметно, то, кроме истории, к уроку можно добавить посещение художественного музея и просмотр художественного фильма поизучаемой теме. Именно с таких позиций и должны преподаваться все школьные предметы.

Зачастую, отдельные метапредметы тоже существуют («Числа», «Знак», «Задача», «Буквы»), но их проходят только в отдельно специализированных школьных заведениях.

Метапредметный подход не может существовать без функциональной грамотности, т.к её задачей является формирование изучения разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Функциональная грамотность – это  способность решать различные жизненные ситуации. Метапредметные результаты тоже нацелены именно на это. В этом и переплетаются смысл этих слов.

2.      Метапредметность в современном школьном образовании.

При внесениии метапредметных результатов в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), перед учителями образовалась задача их получать. К метапредметным результатам в том числе относятся:

1.      рефлексия (самооценка, самоконтроль, самонаблюдение,) в процессе коммуникации.

  1. умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её и преобразовывать;
  2. способствовать прогнозированию своё поведение и результаты, анализировать и корректировать, умение выделять главную ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логическое понимание.

     То есть это такая «цепочка», которая позволяет ребенку соединить все источники познания, осознать собственные действия, проанализировать, отреагировать итог.

Проблема в том, что метапредметный подход подразумевает такую переорганизацию образования, которая бы позволила транслировать не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования.  А для этого учитель–предметник должен не только очень хорошо знать свой предмет, но и уметь «заглядывать» в соседние уроки. И тогда он сможет «пересобрать» учебный материал в русле метапредметности. Например, изучая на уроке обществоведения понятие «государство», сможет показать, как это понятие рассматривали разные деятели – политики, философы и поэты.  И уже на основании различий в концепциях, например, Ленина, Платона и Мандельштама, выделить общее. И таким образом сформулировать вместе с учениками понятие «государство».

Но если сам учитель не готов меняться и выходить за рамкисвоей пирамиды, то он не сможет применять данный подход.

Главная проблема – не всем учащим понятные требования ФГОС. Для эффективного внедрения в школьную программу выпущена специальная методичка, котроая идёт как первая помощь для 1-5классов. Но 1 сентября 2022 года в силу вступят обновленные стандарты. В первую очередь новый стандарт фокусируется на практических навыках детей.  Ученики должны понимать и представлять  как связаны между собой предметы и чем они полезны в реальной жизни.

3.Метапредметность в дополнительном образовании

    На мой взгляд педагогам проще использовать метапредметный подход не во время урока, а во внеурочной деятельности. Конференции, , круглые столы, экспедиции и олимпиады  позволяют совершить «метапредметный разворот» ясно и для педагога и  ученика. Потому что на этой территории педагогу легче реализовать себя в новой роли.

    Система дополнительного образования тоже старается работать по новым методикам, хотя напрямую никто не требует от них метапредметных результатов. Но если школа для ребенка обязательна, то кружки и секции он выбирает, ориентируясь уже на свой личный запрос.

   Система дополнительного образования активнее, чем школа, практикует игровые, мультимедийные и креативные технологии, тренинги и коучинг, коллективные способы обучения. Ребенок быстрее осваивает что-то новое и потом с удовольствием пользуется этими навыками.  Хороший оборот набирает популярные проектнаые и учебно-исследовательские деятельности. И в ситуации активного интереса со стороны ребенка и небольшой заполненности аудитории педагогу легче провести его по пути от создания рядового сообщения до полноценного научного исследования.

В наше время современным ученикам приходится учиться планировать свое время, чтобы успевать и уроки учить, и оставить время на личные дела. А работа в среде, оторванной от основной школы, с пересечением ребят разных возрастов хорошо сказывается на развитии «гибких навыков», необходимых для развития и самоопределения:

  1. навыки управления;
  2. self-менеджмента: этот навык помогает эффективно контролировать свое состояние, временные процессы;
  3. коммуникативные навыки - умение слушать, убеждать и аргументировать, проводить презентации, быть нацеленным на результат);
  4. навыки эффективного мышления: креативное и системное мышление, структурное мышление и логическое мышление.

  Хорошие результаты в формировании метапредметных компетенций показывают лагеря с определённой тематикой  и профильные смены в детских ученических центрах. Считаю, чтоученик, оторванный от обычной привычной среды, охотнее включается в игру по метапредметным правилам. К тому же, в лагере обычно даже не самые коммуникабельные дети все-таки включаются в общее дело и развивают свои коммуникативные навыки. А проектный принцип построения работы в любом случае дают метапредметные результаты.

   Еще один эффективный рабочий инструмент, который приносит хорошие результаты – «Навигатор лидера». Эта та специальная рабочая тетрадь, которую заполняют дети, помогает им сформулировать собственные  цели и затем их достижения.

Нужно отметить, что, на вершине угла стоит серьёзная проектная грантовая  деятельность. Высокие результаты показывает проектная работа с привлечением экспертов, сотрудников производства – людей, которые могут интересно рассказать о своей работе К тому же это позволяет практиковать «опережающее обучение».

   Подводя итог своей методичекой разработки, я сделала вывод, что метапредметный подход не может существовать без функциональной грамотности, т.к её задачей является формирование изучения разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.


 

Посмотрите также