Современные подходы формирования функциональной грамотности младших школьников

  • Педсоветы
  • docx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опыт.docx

«Современные подходы  формирования функциональной грамотности младших школьников»

Функциональная грамотность — это способность человека эффективно использовать свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях. Она включает в себя не только базовые навыки чтения, письма и арифметики, но и умение анализировать, интерпретировать информацию, решать проблемы, работать в команде и принимать осознанные решения. Функциональная грамотность охватывает широкий спектр областей, включая культурную, математическую, цифровую и медийную грамотность.

Ключевыми аспектами функциональной грамотности являются:

1. Умение применять знания и навыки в условиях реальной жизни.

2. Включает в себя различные области: от чтения и письма до цифровых технологий.

3. Критическое мышление: способность анализировать информацию, сравнивать различные точки зрения и делать выводы.

В современном обществе функциональная грамотность имеет огромное значение по нескольким причинам.  С развитием технологий и глобализацией изменяются требования к образованию и навыкам. Люди должны быть способны быстро адаптироваться к новым условиям, анализировать информацию и принимать осознанные решения. Функциональная грамотность способствует повышению качества жизни, так как позволяет людям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, принимать участие в социальных и экономических процессах, а также самостоятельно решать повседневные задачи.  В условиях глобальной экономики функционально грамотные граждане становятся важным ресурсом для страны. Они способны к инновациям, также легко осваивают новые технологии и профессиональные навыки, что способствует развитию экономики.  Функциональная грамотность помогает людям осознанно участвовать в гражданской жизни, понимать и анализировать социальные проблемы, принимать активное участие в их решении. Обладание функциональной грамотностью способствует личностному росту, развитию критического мышления и способности к саморефлексии, что важно для формирования полноценной личности.

Таким образом, функциональная грамотность является основополагающим элементом образования, который обеспечивает подготовку учащихся к жизни в сложном и динамичном мире, способствует их личностному и профессиональному развитию.

Формирование функциональной грамотности в современном образовательном процессе предполагает использование различных подходов, которые удовлетворяют потребности учащихся и требования современного общества. Рассмотрим некоторые из актуальных подходов к формированию функциональной грамотности:

1. Компетентностный подход.

   Этот подход акцентирует внимание на развитии конкретных компетенций, необходимых для успешного функционирования в жизни. Важно не просто передавать знания, а развивать умения применять их на практике. Компетенции могут включать аналитическое мышление, креативность, коммуникацию и другие навыки.

2. Интеграция предметов.

    Формирование функциональной грамотности требует интеграции различных предметных областей. Например, проектные работы могут сочетать элементы науки, математики и искусства, что позволяет учащимся применять знания более гибко и в различных контекстах.

3. Проектная деятельность.

    Проекты дают возможность учащимся работать над реальными задачами, что помогает развивать навыки критического мышления, сотрудничества и решения проблем. Участие в проектной деятельности способствует формированию практической функциональной грамотности.

4. Использование цифровых технологий.

   Современные технологии предоставляют широкий спектр инструментов для обучения и развития функциональной грамотности. Использование онлайн-ресурсов, интерактивных платформ и образовательных приложений помогает учащимся овладеть информационными и цифровыми навыками.

5. Подход, ориентированный на learner-centered (ученик в центре процесса).

    Такой подход предполагает активное участие учащихся в образовательном процессе. Учащиеся имеют возможность выбирать темы, методы работы и способы оценки, что способствует их мотивации и ответственности за собственное обучение.

6. Проблемное обучение.

    Проблемное обучение основано на изучении реальных проблем и ситуаций. Учащиеся учатся анализировать ситуации, вырабатывать решения и критически оценивать свои действия, что является основой функциональной грамотности.

7. Социальное обучение.

   Формирование функциональной грамотности неразрывно связано с социализацией. Работа в группах, взаимодействие с сверстниками и педагогами способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

8. Рефлексивный подход.

    Рефлексия помогает учащимся осознавать свои действия, анализировать результаты и стремиться к саморазвитию. Ученики учатся ставить себе цели и оценивать свой прогресс, что важно для формирования функциональной грамотности.

9. Межкультурная грамотность.

   В условиях глобализации важно развивать способность понимать и уважать культурные различия. Формирование межкультурной грамотности помогает учащимся адаптироваться к многообразию мировых культур и эффективнее взаимодействовать с представителями различных сообществ.

Эти подходы  способствуют формированию функциональной грамотности и подготовке учеников к вызовам современного мира.

      Практические методы и средства формирования функциональной грамотности:

   - Игровые технологии

     - Ролевые игры и деловые игры.

     - Использование настольных и цифровых игр.

   - Проблемные ситуации и критическое мышление

     - Разработка ситуационных задач.

     - Как учить анализировать и делать выводы.

   - Работа в группах и совместное обучение

     - Влияние группы на развитие навыков.

     - Примеры групповых мероприятий.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

          Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

        Надеюсь, что представленный мной  материал вызовет интерес  и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

          За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

                    Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

1.          Постановку цели чтения: знакомство  с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

2.          Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений

Несплошные тексты (с визуальными изображениями).

3.          Просмотр заголовка текста.

4.          Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

       Наиболее распространенные приемы:

       «Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

1.          Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

2.          Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия),  смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

        «Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

1.          Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

2.          После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

       «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например,  Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).

       «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1.          Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

2.          Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

3.          Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

           Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

     1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

     2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.  Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

        Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

         «Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

       «Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

       «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

     «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

     «Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

    «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

    «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1:

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и

(Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

     - Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

     - Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

     - Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

     - Почему мальчик бросился в воду?

     - Определим порядок событий в сказке.  Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________ Запрет

______________________ Появление героя

______________________ Испытание

______________________ Спасение, помощь

  Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

     Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

     - Как вы будете работать? (Прочитаем  первую часть сказки. Найдём название  события, которое в этой части описано.)

     - В каком порядке развиваются события в сказке?

     1. Появление героя.

     2. Запрет.

     3. Испытание.

     4. Спасение, помощь.

       «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость. и т.д.)

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

1.        Смысловая  беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы  послетекстовой деятельности:

      «Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

      «Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

      «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки.

- Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки?   Какой он?

 

Что может делать?

 

Что не может делать?

 

О чём мечтал?

 

Кому и как помог?

 

Кем был спасён?

 

Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку.

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию  «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

 Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

      «Создание диафильма» На  уроках  литературного чтения предлагаю   ученикам иллюстрирование   изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

        «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

1.     Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

2.     У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

 

Приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка.

 Они позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

 Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы можно использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе задается вопрос детям, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).

- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Или, например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

Прием "Отсроченная отгадка".

Это еще один способ «вхождения» в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Прием «проблемная ситуация».

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково, и называются «омофонами».

Прием «Провокационный вопрос».

Проблемную ситуацию можно создать провокационным вопросом. Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

Прием «Метод кейсов».

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Прием «Дай себе помочь».

Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приемы, формирующие самостоятельность мышления.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе – это стихотворение для запоминания глаголов- исключений, в 3 классе – запоминание падежей и тп.

Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует применение игровых приёмов. Предлагаем вашему вниманию один из игровых приёмов по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в том, что между учениками распределяются слова одного предложения (например, Белка прыгает по веткам). 4 ученика получают по одному слову, ещё один ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроится в предложение - назвать своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх руку, ребёнок-точка- присесть, имитируя постановку точки в конце предложения. 

Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

Прием «Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.

Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.

На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.

  Прием «Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

Прием «Добавь следующее»

Хороший приём, который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Прием «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

          Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка. 

3. Приемы формирования грамотного письма.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов:

Прием «Проговаривание». Дети пишут слова, проговаривая хором, потом индивидуально.

Прием «Ошибкоопасное место».

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Прием «Лови ошибку».

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.

 Прием «Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

Прием «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.

Прием «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.

Назови, одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-…(птицы);

Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)

Раздели слова на группы:

Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк, огурец (животные и овощи

Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)

К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.

Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.

Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона. 

 

Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Компетентностные задачи по математике

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

  • регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
  • систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью

1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.

Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день взрослый кот съедает 200 граммов сухого корм.

Вопрос 1. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг.

Ответ:_________________________

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.

2.Арина пришла в кафе пообедать, у неё с собой есть 300 рублей. В кафе висит меню:

Первые блюда

Суп гороховый

45 рублей

Суп куриный

50 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

200 рублей

Варники с картофелем и луком

150 рублей

Плов

250 рублей

Напитки

Чай черный

20 рублей

Сок яблочный

40 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Арина. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

Нестандартные задачи

Основные затруднения у обучающихся вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет. Одна из важных задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики в начальных классах. В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Задачи, которые мы будем рассматривать, являются нестандартными, решение которых связано с умением правильно делать выводы. На материале рассматриваемых задач ребенок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете. Как правило, после успешного решения подобных задач дети уверенно справляются с подобными задачами.

1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.

2.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

Об углах четырехугольника.

3.В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

Восемь.

4. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

15 градусов.

5.Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Два разреза.

6.Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?

Одинаково.

7.Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?

Одна.

8.В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

Кнопка первого этажа.

9.На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве?

Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись.

10. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?

Холодильник.

Комбинаторные задачи

(задачи, связанные с выбором и расположением элементов некоторого множества в соответствии с заданными правилами)

Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников.

Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений - ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие-либо действия).

Обучающиеся знакомятся с новым методом решения задач. На таких задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Кроме того, целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специальных указаний на это».

Основная сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификацией объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям. Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.

Комбинаторные задачи направлены на формирование умения использовать разные виды графовых схем, требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.

Заключение

 В современном обществе функциональная грамотность становится не просто необходимостью, а ключевым фактором успешной социализации и интеграции детей в социум. Важно отметить, что функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность применять знания на практике, решать проблемы и принимать обоснованные решения.

Интеграция различных предметов позволяет создать более целостное представление о мире у младших школьников. Например, сочетание математики с природоведением или литературой помогает детям увидеть практическое применение знаний в реальной жизни. Это формирует у них критическое мышление и способствует развитию навыков анализа информации.
             Использование цифровых инструментов может значительно повысить интерес учащихся к учебному процессу и сделать его более интерактивным. Применение образовательных платформ, приложений для тренировки навыков чтения и письма создает условия для индивидуализации обучения, что особенно важно для младших школьников с разными уровнями подготовки.
                  Не менее важным является вовлечение родителей в процесс формирования функциональной грамотности. Создание партнерства между школой и семьей способствует лучшему пониманию детьми значимости получаемых знаний и их применения вне стен учебного заведения. Родители могут стать активными участниками образовательного процесса через совместные проекты или домашние задания.
               Формирование функциональной грамотности у младших школьников требует комплексного подхода: от внедрения инновационных методов преподавания до активного сотрудничества с родителями. Успех зависит от того, насколько эффективно мы сможем адаптировать образовательные практики к нуждам современного общества и развивать у детей навыки, которые будут востребованы в будущем. Необходимо постоянно обновлять методики преподавания с учетом современных реалий — это залог успешной подготовки нового поколения граждан нашей страны.


 

Посмотрите также