Домашнее задание как элемент педагогического дизайна в условиях обучения в кадетской школе-интернате

  • Исследовательские работы
  • Педсоветы
  • docx
  • 02.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Домашнее задание как элемент педагогического дизайна в условиях обучения в кадетской школе.docx

Домашнее задание как элемент педагогического дизайна в условиях обучения в кадетской школе-интернате

 

Педагогический дизайн — это систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества обучения. [5]

Задача педагогического дизайнера — спроектировать содержание всего учебного курса, основываясь на методических принципах и подходах. Он решает, какой учебный контент войдёт в курс, какой у этого контента будет уровень сложности, в каком порядке учебные темы будут следовать друг за другом и в каком формате их подать (видеоуроки или тексты, синхронные занятия или асинхронные).

Цель педагогического дизайна — обеспечить эффективный процесс обучения, максимальное усвоение материала и его дальнейший перенос в область практики. [5]

Процесс педагогического дизайна можно представить как цикл, состоящий из нескольких этапов: [6]

1.         Анализ потребностей. На первом этапе дизайнеры изучают аудиторию, для которой разрабатывается программа, её потребности, цели и существующие знания. Также на этом этапе определяются ожидаемые результаты обучения. [6]

2.         Проектирование. На основе анализа потребностей дизайнеры разрабатывают учебную программу, определяют методы обучения и оценки, а также выбирают необходимые ресурсы и технологии. 3

3.         Разработка. На этом этапе создаются учебные материалы, такие как модули курсов, презентации, видео и интерактивные упражнения. [6]

4.         Реализация. Программа внедряется и реализуется в образовательной среде. Обучающиеся получают доступ к материалам и начинают процесс обучения. [6]

5.         Оценка. После реализации программы проводится оценка её эффективности. Дизайнеры анализируют, были ли достигнуты цели обучения, и собирают обратную связь от обучающихся. На основе этой информации программа может быть улучшена и адаптирована для будущих итераций. [6]

Никакая программа не решит проблемы, связанные с хаотичными, бессистемными, не до конца осмысленными действиями. Любой дизайн, в том числе и педагогический, конечной целью имеет результат, а не процессы его достижения. [5]

В самом общем виде технология педагогического дизайна выглядит предельно просто: понять, что и с какой целью должны усвоить учащиеся, а затем найти подходящий формат для передачи требуемых знаний. [4]

Личные предпочтения преподавателя не могут быть здесь решающим критерием. Курс разрабатывается для обучающихся, а не для педагога, поэтому потребности аудитории – превыше всего.  [1]

Ни среднестатистический учитель, ни такой же родитель не сможет представить себе успешного обучающего процесса без домашнего задания. [3]

В педагогике домашнее задание имеет следующие функции:

·         Отработка пройденного на уроке материала

·         Новый материал (раньше новый материал давали не так часто «на дом», сегодня же подобное происходит всё чаще).

·         Углубление знаний по пройденной теме.

·         Стимуляция усваивания нового материала для отстающих учеников.

Современный образовательный стандарт уводит учителя с кафедры и меняет роль ментора на сопровождающего. И у современного домашнего задания есть все эти три названные цели. В условиях современности в обыкновенном классе учатся разноуровневые дети. Ситуация обострилась после закрытия спецучреждений для отстающих детей с целью социализации последних. Работая по старой системе, учитель вынужден делать всегда сложные и всегда проигрышные решения: тянуть к среднему уровню отстающих или работать на усложнение материала для «обгоняющих» программу. И в первом и во втором случае учитель вынужден жертвовать результатами первых или вторых.

Домашнее задание может помочь учителю в решении этих проблем. По объёму оно может быть небольшим, и включать в себя один-два раздела пройденного материала, либо обширным, и включать в себя целый блок изученного материала. В последнем случае на выполнение домашнего задания может отводиться как месяц и четверть, так и весь учебный год, повторюсь, в зависимости от сложности и объёма задания. Результатом выполнения в этих случаях всегда будет какая-то проектная деятельность. По форме выполнения домашнее задание может быть письменным, устным, проектным, индивидуальным или групповым (под группой следует понимать, как два человека, так и весь класс). В любом случае, при обозначении домашнего задания необходимо чётко формулировать цели (итоговый результат), критерии оценивания, также должна присутствовать вариативность, а также в каждом домашнем задании необходимо предлагать творческий вариант. Творческое задание не может быть обязательным, оно всегда выполняется по желанию и не может быть оценено отрицательно, так как этот вид задания при добросовестном исполнении даёт возможность отстающим ученикам проявить себя. При ненадлежащем старании творческое задание также не оценивается отрицательно, недостатки выполнения проговариваются индивидуально с учащимся. Творческое задание имеет целью перенесение изученного материала из уже наработанной плоскости в плоскость смежную. Примером может являться иллюстрация стихотворного или прозаического произведения, сочинения стихотворения с использованием алгебраических, физических или химических формул.

Помимо теоретического усвоения материала, хорошим вариантом фиксации пройденной темы может быть применение знаний на практике. В этом случае ученик, вооружившись теорией, полученной на уроке, пробует отыскать, проанализировать и переработать полученную в реальном мире информацию. И снова, результатом может вступить сообщение, доклад или любая иная проектная деятельность. [3]

Несмотря на положительную роль самостоятельной домашней работы учащихся, не утихают споры о целесообразности выполнения домашних заданий в условиях обучения детей в кадетской школе-интернате. Принесет ли совместное выполнение заданий на занятиях по самостоятельной подготовке ту же пользу, которая приписывается домашней работе учащихся?

Для того чтобы на практике понять роль домашнего задания в жизни обучающихся, мы решили провести эксперимент: договорились с учителями одного из пятых классов, чтобы им в течение недели не задавалось домашнее задание. При этом занятия по самостоятельной подготовке не отменяли, а ребятам предложили провести это время так, как они считают нужным.

Что же получилось в результате?

Некоторые ответственные учащиеся все равно выполняли задания, аналогичные тем, что решали на уроке «для тренировки». Они же показали лучшие результаты на проверочной работе по математике в конце экспериментальной недели.

Те ученики, которым математика давалась с трудом, без регулярного выполнения заданий почувствовали еще большие затруднения и просили несколько раз пояснять одни и те же моменты.

Были ученики, которые во время занятий по самоподготовке с удовольствием читали книги, но это единицы (2 человека). Остальные беседовали, рисовали и даже дремали.

По окончании недели ребята отметили, что без домашнего задания конечно здорово, но скучновато, нужно думать, чем себя занять.

А вот остаться на выходные без заданий любят все! Пользуясь этим, на субботние уроки математики часто предлагаю сразу весь список заданий и говорю детям, что если не будем отвлекаться и успеем выполнить всё, то на дом ничего не будет задано. В результате дети с энтузиазмом работают, успевая выполнить не только основные, но и дополнительные задания. Урок проходит более организованно, потому что некогда развлекаться - у нас есть цель! При этом каждый, кто не получил домашнего задания, очень собой гордится: он сам добился такого результата!

Конечно остаются несколько человек, кто не смог решить все задачи, но таких обычно немного. Им нужно будет еще раз поработать с заданиями дома, возможно с помощью родителей. И это тоже хорошо - они смогут лучше усвоить материал.

Подобный гибкий подход к использованию домашнего задания в условиях школы-интерната считаю более оправданным. В этом случае домашнее задание реально становится элементом педагогического дизайна, позволяем нам стимулировать ученика к получению новых знаний, давая ему ощущение уверенности в своих силах.

Таким образом, на сегодняшний день домашнее задание все еще является неотъемлемой частью учебного процесса, однако, не стоит относиться к нему, как к чему-то статическому, всё вокруг меняется, и эта часть образования не может оставаться неизменной. [3]

 

Литература

1) Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели - Молодой ученый -  5 декабря 2020

2) Усманова С.Ф., ХолинаН.Н. «О роли домашнего задания в учебном процессе» - Интерактивная наука - 2020 - №2 (48)

3) Каргополов, И. С. Домашнее задание / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52616/ (дата обращения: 02.06.2025).

4) Педагогический дизайн: как изменились способы восприятия информации и что с этим делать учителям? URL: https://4brain.ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-kak-izmenilis-sposoby-vospriyatiya-informacii-i-chto-s-etim-delat-uchitelyam/

5) Педагогический дизайн - Словарь-справочник по корпоративному обучению  - СберУниверситет URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/lab/glossary/910/

6) Принципы педдизайна для повышения качества обучения. URL: https://svetak.ru/blog/pedagogicheskiy-dizayn-chto-eto


 

Посмотрите также