ДОКЛАД
на методическое объединение учителей-логопедов
Тема: «Использование традиционных и инновационных логопедических технологий в коррекционной работе с детьми с ТМНР»
Ставрополь, 2022 г.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, в содержание, в методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Инновационные технологии в логопедической практике
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие);
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В логопедической практике чаще всего используются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие, психо-коррекционные технологии или арт-терапевтические, технологии сенсорной интеграции, аппаратные технологии, информационно - коммуникативные, дистанционно образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе: различные виды массажа; различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; артикуляционная, мимическая гимнастика; ЛФК; гимнастика для глаз; упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; упражнения на релаксацию; Cу-джок терапия; логоритмика.
Психо-коррекционные или арт-терапевтические технологии включают в себя:
· музыкотерапию применяют у детей для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
· изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми.
· кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
· сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
· мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
· песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребёнок прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Технология сенсорной интеграции направленна на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Информационная технология обучения предполагает использование специальных программных и технических средств (кино-, аудио -, видео - средств, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
В последнее время встал вопрос об использовании в работе логопеда дистанционно образовательных технологий. Но надо понимать, что занятия в таком формате подходят не всем детям. У ребенка должно быть хорошее произвольное внимание, он должен воспринимать плоскостные изображения, дома должна быть достаточная развивающая среда (игры, игрушки, пособия), родитель должен обладать определенными педагогическими приемами, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие. Не обходимо помнить, что сложно проводить занятия дистанционно с детьми, у которых есть нарушения эмоционально – волевой сферы, и с детьми с ТМНР.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется не только использованием традиционных или инновационных технологий, но и четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, личностно-ориентированным подходом к каждому ребёнку, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, специалистов и родителей.
Список использованных источников:
1. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1989.
2. Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1990.
3. Немов Р.С. «Психология», М.,1995.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.-под ред. Л. В. Лопатиной СПб.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
5. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/08/26/rabota-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-onr
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/09/22/statya-rabota-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-onr-traditsii-i
7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/
8. https://www.logopedprofi.ru/bak
9. https://fortis-med.ru/bos-terapiya-v-logopedii/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.