Особенности коррекционной работы в группе продленного дня

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • docx
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности коррекционной работы в группе продленного дня.docx

Коррекционная работа в группе продленного дня в коррекционной школе должна строиться с учетом того, что у детей с нарушением интеллекта не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что они с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Коррекционно-развивающий и воспитанный процесс внеурочной деятельности в рамках ГПД предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого. Создание коррекционно-развивающей среды в школе в целом направлено на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать учеников с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира.

Многочисленные исследования показали, что школьники с интеллектуальными нарушениями характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

Также воспитателю в своей коррекционной работе необходимо учитывать, что детям с нарушением интеллекта свойственно снижение внимания. Исследования психологов выявили у большинства детей неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

При планировании коррекционно-воспитательной работы также следует учесть, что у этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением интеллекта включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в специальном обучении "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- в специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

Коррекционно-развивающая работа в группе продленного дня со школьниками с интеллектуальными особенностями должна обеспечивать:

- выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- оказание индивидуальной помощи в освоении обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы;

- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формирования представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Основными направлениями в коррекционной работе в группе продленного дня являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи, развитие двигательной сферы.

В целях достижения максимального педагогического эффекта у детей с нарушением интеллекта в группе продленного дня необходимо учитывать ряд рекомендаций:

- отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводимых с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей. Необходимо включать в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений;

- предлагая задание, учитывать, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету;

- ставить вопросы четко, кратко, для того чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопить их с ответом, дать время на обдумывание;

- привлечение в различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития обучающихся;

- для того чтобы избежать быстрого переутомления, целесообразно переключать школьников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий;

- при смене видов деятельности или задания необходимо убедиться, что ребенок вас понял;

- рационально использовавть разнообразный наглядный материал в соответствии с домашними заданиями. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания занятий;

- использование для каждого ребенка необходимых ему наглядных опор (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает);

- поддерживать и поощрять любое проявление детской любознательности и инициативы;

- использовать разнообразные педагогические меры по отношению к ученику: интересы детей с интеллектуальными особенностями, как правило, имеют узкую направленность, малоустойчивы; найти нужную меру воздействия удается не всегда сразу - одна и та же мера нередко теряет силу в связи с адаптацией ученика к ней;

- нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и внутреннюю обратную связь в учении. Обратная связь нужна не только воспитателю (контроль и регуляция), но и ученику (самоконтроль и саморегуляция);

- оценивать успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению;

- учитывать и не нарушать этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем - по словесной инструкции при ее последовательном изложении;

- проявлять особый педагогический такт в работе с детьми с нарушением интеллекта: необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой;

- использовать индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощрять ребенка, если он справился с заданием, и не допускать никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали;

- не оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ученика и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии;

- для детей с нарушениями интеллекта оценивание учебных действий, выполненных заданий чрезвычайно важно, так как позволяет им ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности;

- давать дополнительную практику при выполнении заданий;

- адаптировать задания так, чтобы они соответствовали уровню ребенка с ОВЗ, разбивать задание на короткие отрезки и учебные задачи, просить других учеников помогать;

- не замечать нежелательных действий, если ребенок делает это с целью привлечь внимание;

- хвалить и уделять внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад 

VIIVIII вида № 135»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности коррекционно-развивающей работы в группе продленного дня в условиях коррекционной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель ГПД

Трифонова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск, 2025 г.


 

Скачано с www.znanio.ru