Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
11.04.2018
Критическое мышление. Этот термин все чаще на слуху. Нам говорят, что необходимо формировать этот тип мышления у младших школьников. Вот только инструментов не предлагают. Я предлагаю использовать "дебаты". В этой статье мы немного разберемся с теорией, вспомним о "дискуссии" и ее формах. Рассмотрим суть о основные элементы дебатов.Дебаты.
Статья.docx
Формирование критического мышления младших школьников.
Форма – «дебаты».
Как часто мы говорим, что наши дети не могут принять решение, и, что
важно, правильное. Как же достичь этого? Выход есть! Необходимо
применять в общении с ребенком метод «критического мышления». Вы
спросите: «А как это? Мы впервые слышим об этом». А на самом деле,
дорогие коллеги и родители, вы пользуетесь этим методом ежедневно, но,
возможно не всегда сами это понимаете.
Давайте немного разберемся с теорией…
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений,
которая используется для анализа вещей и событий с формулированием
обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки,
интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к
ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением
подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление
докритическое.
Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит
под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Развитие критического мышления позволяет решать следующие задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения
и активного восприятия учебного материала; стимулирование
самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск
механизмов самообразования и самоорганизации.
информационной грамотности: развития способности
к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией
любой сложности; формирование умения ориентироваться в источниках
информации, пользоваться разными стратегиями, адекватно понимать
прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности,
«отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания,
делать выводы и обобщения.
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков
и ответственности за знание. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии. С этими
формами работы дети хорошо знакомы, их необходимо только несколько
изменить.
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какоголибо вопроса.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,
доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на
стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной
информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность
переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения
проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии
способствует развитию диалогичности общения, становлению
самостоятельности мышления.
Дискуссия в целом, включает в себя различные виды речевой и
мыслительной деятельности, способствует формированию способности
критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и
находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования, а,
следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала. Во
время дискуссии учащиеся осваивают нормы рационального речевого
общения, формируется ответственное отношение к речи.
Дискуссия обычно понимается как обсуждение спорного вопроса,
основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно
законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания.
Дискуссия является формой совместной деятельности и направлена на
принятия решений в группе посредством обсуждения какоголибо вопроса
или проблемы. В дискуссии всегда присутствует противопоставление мнений,
она характеризуется своей целенаправленностью и стремлением к
компромиссу. Она рассматривается, как созидательная деятельность и
направлена на выявление истины и положительный результат. Существуют разные формы дискуссий: диспут, дебаты, полемика, спор. Так
как данный материал посвящен дебатам, то на них и остановимся.
Использование дебатов в образовательном процессе.
Дебаты могут быть использованы в образовательном процессе как при
проведении отдельных уроков и внеурочных занятий, так и как целостный
курс, формирующий общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки
школьников. Темы для дебатов может формулировать учитель, выбирая
наиболее актуальные для учащихся проблемы.
С помощью дебатов можно организовать исследовательскую деятельность
учащихся. Сам раунд дебатов может стать удачной формой защиты
ученических проектов.
Формальные дебаты
Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотические дебаты,
происходящие в повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с темы,
предоставляющей собой краткую формулировку темы дебатов. Каждая
команда (утверждающая и отрицающая) пытается убедить нейтрального
судью. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и
опровергают аргументы своих оппонентов.
Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил,
обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Нужно не
просто выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны,
сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить
судью в своем превосходстве.
Цели дебатов:
Обучение учащихся парламентским методам ведения дискуссии.
Обучение правилам грамотного принятия управленческих решений.
Приобщение школьников к обсуждению социальных, нравственных проблем
общества.
Суть и основные элементы дебатов
Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши
аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается
желаемый результат, могут быть сложными.
Содержание и правила дебатов.
Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую
форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов
заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и
контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри
(судью) в своей правоте.
Основное назначение дебатов — обучение приёмам дискуссии, развитие
интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск
истины и достижение консенсуса.
В дебатах участвуют две команды из трёх человек — спикеров. Спикеры
обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту
команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) — его
опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис,
приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре,
развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам,
опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны.
Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные
аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.
Так как мы говорим об использовании этой формы в младшей школе (34
класс), то структура несколько упрощена, хотя придерживается основной.
Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в
группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших
качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение,
поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку
зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем
эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом
зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно
формировать группы с учётом поставленных целей и задач.
^ Учитель и его роль
в организации дебатов на уроке Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от
осознания учителем возможности и целесообразности их применения при
изучении той или иной темы или проблемы.
Вопервых, не всякая тема может стать предметом дискуссии;
Вовторых, учитель должен грамотно сформулировать тему и оказать помощь
учащимся при подготовке к дебатам.
и для выявления ошибок у противника. Полученная в ходе перекрёстных
вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих
спикеров.
Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них
многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные,
а главное, продуктивные, полезные вопросы — одно из важнейших умений
участников дебатов
Дебаты имеет целью развить критическое мышление учащихся,
толерантность, умение отстаивать собственную точку зрения, вести
дискуссию, формируют навыки работы в группе, взаимодействия
участников интеллектуальной деятельности, позволяют приобщить
младшеклассников к обсуждению важнейших социальных,
экономических, экологических и других проблем современного общества,
тем самым позволяя сформировать гражданскую позицию и развить
социальную активность учащихся.
Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Формирование критического мышления младших школьников. Форма – «дебаты».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.