Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
31.10.2017
Этикет в детском саду одновременно прост и сложен, для того чтобы детки вели себя этично их нужно научить грамотно выражать свои мысли, но чтобы это сделать придется постараться…
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, то есть привить ему определенные нормы этикета. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
Культура общения.docx
Список
литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург:
Деловая книга, 2000.
2. Аверина Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших
школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 №11 – С. 68
71
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова//
Педагогика, 1999 №4. С.7880
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.:
Просвещение, 1979. – 534с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.:
Просвещение, 1988 354с.
6. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании /
А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 6768
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании
детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. М.: Просвещение,
1975. 254с.
8. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в
условиях реализации школьной реформы: Учеб.
пособие./Е.В.Бондаревская – РостовнаДону: РГПИ, 1986
361с.
9. Варюхина С. И. Истоки Доброты. – Минск., 1987. – С. 9.
10. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с
дошкольниками и младшими школьниками. М., Владос., 1999 –
80 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для
учащихся пед. Учщ. – М.: Просвещение, 1998.
12. Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие
для воспитателей дет. сада / В.В. Гербова, Р.И. иванкова, Р.Г.
Казакова; сост. Г.М. Лямина. – Просвещение, 2004
13. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и
методики) /Под ред. Т. А. Марковой. – М.: педагогика, 1979.
14. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для
воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А.
Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. – М.:
Просвещене, 1986. 15. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для
воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И.
Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. –
М.: Просвещение, 1987.
16. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед.
интов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания
в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И.
Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.
– М.: Просвещение, 1988.
17. КлимоваФюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье.
– Минск, 1981. – С. 38.
18. Леднев В.С. Духовнонравственная культура в образовании
человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в
образовании – 2002 №6 – С. 36
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000.
20. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. –
кн. 2: Психология образования.
21. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных
способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 2636.
22. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных
способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 310.
23. Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное
воспитание, 2002, № 4, с. 714.
24. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? //
Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 7278.
25. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети:
особенности игры и психического развития. // Дошкольное
воспитание, 2003, № 10, с. 6373.
26. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети:
особенности игры и психического развития. // Дошкольное
воспитание, 2004, № 3, с. 6975.
27. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на
формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //
Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 7377. 28. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст:
формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное
воспитание, 2003, № 9, с. 6876.
29. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший
дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4.
30. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.
В.А.Сухомлинский М: Просвещение,1980. 258с.
1. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст] /
Н. С. Голицына – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2006. 80с.
2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ[Текст] / Н.
С. Голицына – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 80с.
3. Рылеева Е. В. Вместе веселее! [Текст]: Дидактические игры для развития
навыков сотрудничества у детей 46 лет / Е. В. Рылеева. – М. :Айриспресс,
2004.160с.
4. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей [Текст] / Е. Ф.
Черенкова – М. : ООО Издательство ДОМ. ХХI век, 2006. – 188с.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через
совместную деятельность.
Все правила достойного поведения
давнымдавно известны,
остановка за малым –
за умением ими пользоваться.
Б. Паскаль.
Этикет в детском саду одновременно прост и сложен, для того чтобы детки
вели себя этично их нужно научить грамотно выражать свои мысли, но чтобы
это сделать придется постараться… Наша задача воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя
комфортно в любых жизненных ситуациях, то есть привить ему определенные
нормы этикета. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как
он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы
бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями
общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения
к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу
воспитания.
Работая не один год над этой проблемой в нашем детском саду, мы стараемся
выполнять ряд основных задач воспитания норм этикета:
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия,
взаимопонимания;
способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Развивающие:
развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со
сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с
ориентацией на метод сопереживания;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей;
развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
Образовательные:
познакомить детей с азами этических норм,
учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
помочь освоить нормы этикета.
За основу своей работы мы берем три основных раздела:
культура еды,
культура быта
культура общения. Мы используем следующие методы и приемы воспитания норм этикета у
дошкольников:
Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить
чемулибо).
Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы,
беседа).
Игровые приемы (занятиеигра, игровые упражнения, игрыпутешествия,
игрысоревнования, путаница кроссворды).
Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы)
Использование театрализации (кукольного, настольного, театра
фланелеграфе, этюды, сцены).
Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни).
Музыка
Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни)
Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой
эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки).
Метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и
салфетки – наши помощники»).
На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на
ходу» нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить
пользоваться ножом, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать
отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на
аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и
упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально
организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с
правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик
и стали личностнозначимыми, мы использовали сказочных персонажей. Так,
например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили
нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их
через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетноролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры
импровизации, игрыупражнения. Например, в игреимпровизации “Встреча
гостей” дети учатся, как можно встретить гостей, поблагодарить хозяина за
проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться,
благодарить. Сюжетноролевые игры дают больше возможности для обучения
и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть,
какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры
воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной
ситуации.
С целью закрепления навыков и умений мы используем иллюстрации,
фотографии, мультфильмы, диафильмы, которые в доступной и образной
форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным
временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна.
Очень нравится детям альбом с фотографиями, раскрывающими содержание
навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображённых на
снимках в различных ситуациях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без
использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок
видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ,
переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче
его чувства и представления о действительности.
Читая сказку К. Чуковского “Мойдодыр” дети переживали за мальчика, на
которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным и
неумытым. Были прочитаны сказки А. Барто, “Девочкарёвушка”, “Девочка
чумазая”, К.Чуковского “Федорино горе” и другие. После чтения сказок,
рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем
вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести,
и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный
театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для
подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой
идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную
деятельность оказывает позитивное влияние на детей.
Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных
воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения
позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков,
отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения
и этикета. Наблюдая за детьми можно определить, насколько типичен для
ребёнка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем,
небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место
игрушки и т. п.), что позволит вовремя скорректировать работу и заметить всё
то новое, чем овладел воспитанник.
Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года
проводим анкетирование родителей, с помощью которого выясняем знания
родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, даем
необходимые консультации, делаем папкипередвижки, рассказываем о том,
какими навыками этикета могут овладеть их дети.
Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога.
Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в
процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже
является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Речь
взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные
проявления должны стать образцом для детей.
Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у ребенка
навыки культурного общения и этикета не только со взрослыми, но и со
своими сверстниками.
Вежливость не рождается сама собой, её воспитывают с раннего возраста в
семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый
– дарил окружающим искреннюю улыбку. И мы верим, что сегодняшние
воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго,
человеческого, вырастут настоящими людьми. Учить детей правилам
поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией.
«Современный этикет и навыки культурного поведения».
Дошкольное детство важнейший период в нравственном становлении
личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является
воспитание культуры поведения.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет
жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка
могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к
окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании
всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте,
оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей:
замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать
посредством собственной изобразительной деятельности их сущность,
выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать
художественные произведения. Художественноэстетическое воспитание,
осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста,
позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в
дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка.
Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в
детском саду, художественноэстетическое воспитание развивает не какоето
отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у
ребёнка дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к
сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими,
легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям
взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков
воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.
Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня,
укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений
ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной
опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды
(поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с
культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на
улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, учебных
занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма
обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Перед педагогом стоит основная цель научить детей общаться и строить
отношения в обществе, основываясь на нормы и правила этикета.
Для достижения основной цели мы определили следующие задачи работы с
детьми: 1.Обогатить и расширить знания детей об этикете (социальная
компетентность).
2.Сформировать положительное отношение к правилам этикета.
3.Развивать способность использовать в жизни усвоенные правила этикета
(социальное экспериментирование); способствовать развитию женственности
у девочек и мужественности у мальчиков.
4.Прививать интерес к своему краю (через формирование интереса к
литературным произведениям своих земляков).
Обучение каждому правилу этикета мы проводим в определенной
последовательности:
знание правила этикета;
осознание его разумности и необходимости;
умение применять его практически;
эмоциональное переживание от его выполнения.
Воспитатель постоянно формирует у детей этикетное поведение, т.е.
правильное, нравственное, эстетическое, используя для этого различные
организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты в
реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Для этого необходимо соблюдать ряд условий:
позитивный настрой ребенка;
пример взрослых;
связь с семьей.
Формируя культуру поведения, мы применяем методы, которые способствуют
осуществлению ребенком правильных поведенческих действий (приучение,
упражнение, провокационные ситуации), методы, которые активизируют
позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных
поступков (пример для подражания, поощрение), а также словесные методы
(рассказ, разъяснение, беседа).
На занятиях по этикету дети учатся вежливо, уважительно общаться с
помощью игр во врача, учителя, воспитателя, экскурсовода, и даже президента. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли,
осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также
нравственных установок. Дошкольники научатся правильно вести себя во
многих ситуациях в транспорте, в магазине, в театре, в метро, в музее, на
улице и дома, чтобы родители не волновались об их безопасности. Дети
узнают, как знакомиться с людьми, поддерживать беседу и разрешать
конфликтные ситуации. Весёлые стихи и рисунки помогут ребёнку
разобраться, почему нужно вести себя так, а не иначе, объяснят и
проиллюстрируют любое правило поведения на доступных детям примерах.
Ситуация за ситуацией, слово за словом – и для ребенка постепенно станет
привычной атмосфера такта, вежливости и дружелюбия.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.