«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Оценка 5

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
28.02.2018
«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребёнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Пища помогает ребёнку расти. Еда даёт ему необходимую энергию. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов.
Мухаметова Л. А. конкурсная работа.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2»  г. Нурлат Республики Татарстан «Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»     Автор ­ составитель: Учитель начальных классов  высшей квалификационной категории  Мухаметова Л. А. Описание системы работы в рамках второй части программы «Две недели в лагере здоровья»       Тема   питания   детей   всегда   была  актуальной:   известно,   что   фундамент   здоровья человека   закладывается   в   детском   возрасте,   а,   следовательно,   здоровые   интересы   и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот   период.   В   этом   же   возрасте   закладываются   и   основы   здорового   образа   жизни. Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является   важным   условием   хорошей   успеваемости   ребёнка   в   школе.   Обычно,   дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Пища помогает ребёнку расти. Еда даёт ему необходимую энергию. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов.      Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что дети начали приносить жвачки, сухарики, чупа­чупсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. Вопрос о правильном питании встал очень остро. В соответствии с Разделом 6 п. 25 Программы развития МАОУ «СОШ № 2» г. Нурлат на 2016­2017   гг.   был     утвержден   проект   «Формирование   навыков   здорового   питания   у обучающихся 1­ 4 классов на основе системно­деятельностного подхода» (приказ № 254 от 27 августа 2016 года). Мы в своей работе обратились к курсу «Разговор о правильном питании» второй части программы «Две недели в лагере здоровья»,  так как главная цель этой программы ­ сформировать у младших школьников основы рационального питания.   «Разговор   о   правильном   питании»   реализуется   через  инновационный Программа   образовательный   проект «Здоровое питание – основа процветания», основой которого стало формирование не только у детей, но и у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания.               Младший школьный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В этом  возрасте закладываются начальные ключевые навыки, главным из которых является познавательный.  Инновационный образовательный проект «Здоровое питание   –   основа   воспитания»     способствует   формированию   познавательных   навыков учеников начальной школы на основе системно­деятельностного подхода. Цель  настоящего   проекта   –   формирование   у   детей   4   класса  навыков   здорового питания   в   результате   освоения   ими   знаний   о   здоровой   сбалансированной   пище   и применения их на практике,  ­   формирование   познавательных   навыков   в   ходе   реализации   системно­ деятельностного подхода.  При реализации цели  в работе учитывается:   Целенаправленность и  системность ­ работа  по реализации программы проходит в  системе.   Мотивированность  ­  возможность  реализации  собственных  возможностей.  Учет     особенностей   –  знакомство   с   программой     возрастных     должно осуществляться  на  доступном   уровне детского восприятия,  деятельность должна быть  посильной,  интересной  и  полезной.  Творческая  среда ­ создание  творческой  атмосферы,  поддержание   интереса     к изучаемой теме.  Психологический  комфорт ­ поощрение  творческих  проявлений, успешность.   Сотрудничество   с   родителями   ­  умение   поддержать   ребенка   в   выполнении различных видов заданий, в реализации практической  и творческой деятельности. Задачи проекта: 1) Определение объема и содержания знаний, подлежащих освоению; составление   разработка   инструмента календарно­тематического   планирования   занятий;   измерения сформированности познавательных  навыков у обучающихся; 2) Организация работы по освоению обучающимися программы проекта на основе системно­деятельностного подхода.  3) Измерение знаний и навыков, выводы по реализации проекта Образовательные задачи: • Развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье; • Расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила;   • Развитие   навыков   правильного   питания   как   составной   части   здорового   образа жизни; Воспитательные задачи: • Развитие   представления   о   социокультурных   аспектах   питания,   его   связи   с культурой и историей народа; • Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Развивающие задачи: • Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности. • Развитие самостоятельности, самоконтроля. • Развитие коммуникативности. • Развитие творческих способностей. Ожидаемый результат   ­ полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; ­   дети   смогут   оценивать   свой   рацион   и   режим   питания   с   точки   зрения   соответствия требованиям здорового образа жизни; ­ дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания; ­ здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы. Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017. План реализации проекта: Задачи Мероприятия 1) Определение объема и содержания  знаний, подлежащих освоению;  ­ изучение рекомендованной  литературы и источников по  составление календарно­тематического  планирования занятий; разработка  теме; ­ обсуждение перечня тем для  Срок исполнения Сентябрь  2016 инструмента измерения  сформированности познавательных   навыков у обучающихся 2)  Организация работы по освоению  обучающимися программы проекта 3) Измерение знаний и навыков, выводы по реализации проекта изучения с педиатром; ­ опрос родителей обучающихся ­ включение занятий по проекту в расписание обучающихся; Октябрь  2016 – ­ предварительная подготовка  экскурсий на предприятия; апрель  2017 ­ подготовка стенда для  размещения информации о ходе реализации проекта ­ осуществление итогового  контроля; ­ опрос родителей по  результатам проекта Май 2017 I этап – организационный. Содержание проекта Подбор   наглядных   и   дидактических   материалов:   фото­   и   видеосюжеты, тематические   картинки,  репродукции   картин   по   теме,  плакаты.  Подбор   литературы   и предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме,  сказки. Подготовка материалов   для   организации   творческой   и   познавательно­исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек­малышек по теме проекта, атрибуты для сюжетно­ролевых игр «Кухня», «Магазин», «Столовая», «Пекарня», схемы ­ модели приготовления блюд, сервировки столов. II этап – основной В ходе реализации проекта «Здоровое питание­основа процветания», используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер,  обеспечивающий   непосредственное   участие   детей   в   работе   по   программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие   способности.   Наиболее   распространенными   при   этом   являются   игровые методики ­ ролевые, ситуационные, образно­ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, участие в научно­практической конференции, дискуссионные формы. Организация и проведение занятий по образовательным областям. № Тема программы Количество 1. Давайте познакомимся: занятия 2 a) кухня народов России; b) национальная   татарская, 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9.  русская, чувашская  кухни  Из чего состоит пища Где и как готовят пищу Что   нужно   есть   в   разное время года Блюда из зерна и Молоко     молочные продукты.  «Кто   живет   в молочной стране». Что   можно   приготовить   из рыбы Оздоровительно­досуговая деятельность Решение поисковой задачи: 2 1 1 1 2 2 практикум ы 1 1 1 1 1 2 1 Сроки реализ ации Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь  Февраль­ март Апрель В   течение года  «Как быстро взбить яйцо», «Ты что­то уронил на скатерть», «Что ты делаешь, когда тебе не вкусно», «Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, котлета и т.д)». Детское экспериментирование:  «Вкусный опыт», «Самый сочный» (2­3 фрукта, овоща), «Посадка лука», «Что внутри» (2­3 фрукта, овоща), «Вкусовые  зоны  языка», «Как  получить растительную краску  из овощей», «Фруктовый салат», «Приготовим винегрет», «Посадим огород». Экскурсии и целевые прогулки: Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия на кухню школьной столовой. Экскурсия в магазин «Продукты питания». Прогулка на школьный огород. Составление описательных рассказов по схемам­моделям:  «Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей», «Как мы кормили Хрюшу   и   Степашку»,   «Встречаем   гостей»,     «Может   ли   Новогодний   стол   навредить нашему организму?», «Мы отправились в поход». Использование компьютерных  презентаций: «Вкусные продукты из молока»,  «Что мы едим в разное время года», «Овощи и фрукты», «Для каждого продукта своя посуда». Чтение художественной литературы, рассматривание  иллюстраций: «Продукты питания», «Овощи и фрукты», «К нам гости пришли», Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Огурцы», Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон». Использование словесных, дидактических игр:   «Укрась блюдо»,   «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Семья», «Супермаркет», «Бистро». Активное   участие   родителей,   специалистов   в   различных   видах     деятельности   в рамках реализации проекта: ­творческое задание  (совместно с родителями)  «Самый вкусный  бутерброд из полезных продуктов»; ­выставка совместного творчества «Осенние фантазии  из овощей»; ­родительский практикум на тему «Здоровое питание школьников», ­ круглый стол «Обучение школьников правилам поведения за столом»; ­участие родителей в досугах, развлечениях; ­анкетирование родителей и педагогов; ­педагогический час «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться». Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта. ­ стендовые консультации. ­ оформление рекламного проспекта «Меню выходного дня» ­ информация о рациональном питании (меню на каждый день). III этап ­ заключительный ­диагностика,   анкетирование,   подведение   итогов   работы   с   детьми   и   родителями   по проблеме ­   семейные  презентации   творческих   работ:   коллаж;   книжки­самоделки;   ширма «витамины», буклеты. Основные направления деятельности по формированию у учащихся познавательных навыков на основе системно­деятельностного подхода 1. Систематическая работа по программе «Разговор о правильном питании» позволяет формировать познавательные навыки:   умение работать с информацией (поиск информации для   выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы   и   подобных источников,  осуществление  фиксации выборочной  информации, построение  сообщения в письменной   и   устной   форме,   смысловое   восприятие   художественных   и   познавательных текстов,   осуществление   операций     сравнения   и   классификации).   «Рабочая   тетрадь   для школьников»,  которая входит в комплект  программы «Разговор о правильном питании», обеспечивает формирование  информационной компетентности школьника. 2.         Изучение   тем   программы   путем   интегрирования   с  уроками      русского   языка, окружающего   мира,   литературного   чтения,   математики,     изобразительного   искусства, технологии,   внеклассных мероприятий, классных часов.  На уроке русского языка проводилась  словарная работа,   темы   были   включены   мной   в   цикл    музыки.   Многие   работа с текстом и предложениями, в которых затрагиваются вопросы здорового питания. Богатейший материал учебника «Литературное   чтение»   Л. Ф. Климановой   является основой для обсуждения  и проведения  творческих работ. Так же создание сборников стихотворений,   загадок,   потешек,   внеклассное   чтение,   подготовка   докладов, сообщений   по   теме   и   т.д.  На   уроках   математики   привлекается   материал   тетради «Разговор о правильном питании» для обучения порядковому счёту,  решение задач по подсчету калорийности продуктов.  3.   На   занятиях   использованы   такие   методы   обучения,   как:   проектный   метод, фронтальный   метод;   групповой   метод;   практический   метод;   познавательная   игра; ситуационный   метод;   игровой   метод;   соревновательный   метод;  исследовательский, объяснительно­иллюстративный, поисковый  и другие системно­деятельностные   методы обучения.         Благодаря данной системе работы, дети максимально вовлечены в поисковую работу и проектную   деятельность,   о   чём   свидетельствуют   рисунки,   плакаты,   рефераты, презентации самих участников занятий.           Групповая работа  на занятии необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы детей весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы,   так   и   в   формировании   положительных   нравственных   качеств   личности. Групповая   работа   —   это   важная   форма   организации   деятельности,   позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят. А взаимодействие между командами способствует формированию познавательных навыков, так как значительно расширяется поток информации. 4.  Организация   занятий   по   программе   включает   различные   формы:   экскурсии, наблюдение,   сюжетно­ролевые   игры,   игры   по   правилам,   мини­проекты,  праздник   зерна, рыбных блюд, творческие домашние задания,  совместная работа с родителями,  конкурсы рисунков,   плакатов   и   рассказов   на   тему   правильного   питания,   родительские   собрания, круглые столы.             Таким образом, систему работы  по формированию познавательных навыков на основе системно­деятельностного подхода мы видим на модели: Кружок Классные часы Интеграция в предметные области      Работа с родителями Содержание программы Внеклассная работа Внешкольная деятельность Поисково­исследовательская и проектная Системная модель реализации проекта «Здоровое питание­основа процветания» деятельность школьников Участие родителей в реализации инновационного образовательного проекта.      В   процессе   реализации   программы   «Разговор   о   правильном   питании»  посредством проекта   «Здоровое   питание   –   основа   процветания»   нужно   помнить   ещё   об   одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогами  Опыт работы   –   непременное   условие   эффективности   решения   поставленных   задач.  работы показал, что реализация программы является значимым в выстраивании работы детского и   родительского   коллектива в направлении здоровьесбережения. Программа существенно   меняет   отношение   детей   к   собственному   здоровью,   способствует образованию   родителей   в   области   детского   питания,   гигиены   питания.     Программа «Разговор   о   правильном   питании»   демонстрирует   принципиально   новый   подход   в организации процесса воспитания детей здоровому образу жизни не только в школе, но и в семье.        Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по курсу о правильном питании,  было   проведено   родительское   собрание   на   тему   “В   чём   секрет   правильного питания?”.   Родители   получили   всю   информацию   о   программе,   о   необходимости соблюдения режима питания, как одного из способов профилактики заболеваний органов пищеварительного   тракта,   приняли   активное   участие   в   обсуждении   вопроса   по организации горячего питания в школе. Проблема отказа питаться в школьной столовой, замена полноценного завтрака булочкой или пирожком встаёт перед каждым родителем, если он  целенаправленно не формирует у  ребёнка культуру питания. Занятия по данной программе   помогают   им   вырастить   здорового   ребёнка,   который   способен   делать осознанный   выбор   полезных   продуктов.   Родители   активно   участвуют   в   проведении занятий по программе «Разговор о правильном питании», так как заинтересованы в том, чтобы дети получили с раннего возраста полезные навыки питания.  Выстроенная система  работы позволяет родителям:  реализовать полученные знания  в домашних условиях;  через популяризацию знаний о здоровом правильном питании  проводится обучение самих родителей, в результате чего   повышается их   готовность к изменениям в организации питания  детей, режима питания, гигиены питания.      Мы создаем  условия для включения родителей в планирование и  организацию работы по реализации программы (совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, домашние задания и др.) Особенно запомнилось родителям и детям мероприятие по теме «Кулинарные традиции народов России», выставка семейных работ «Чудо – овощи» и др.      Помимо этого, совместная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее   дело   сплачивает   её   участников,   учит   пониманию   и   сотрудничеству,   даёт возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы – семья»), а также получить новый опыт. В практику работы мы внедряем разнообразные формы: Индивидуальные и групповые  консультации Конкурсы (семейных плакатов,  блюд и  др.) Встречи со специалистами (медиками,  поварами и др.) КВН, викторины,  тренинги Формы  работы с  родителями Тематические родительские  собрания Проведение семейных  праздников Анализ   результатов   показал,   что   родители   понимают   необходимость     оказания помощи детям в усвоении содержания программы, отработке практических умений.   Оценка эффективности работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» посредством инновационного образовательного  проекта «Здоровое питание – основа процветания» Количественные   показатели:  количество   учащихся  ­   24   чел;  количество родителей учащихся – 40 чел (так как в классе есть неполные семьи) Перед началом работы по программе «Разговор о правильном питании» было проведено анонимное   анкетирование   родителей   обучающихся.   На   родительском   собрании   после завершения работы было проведено пост­анкетирование. Приняло участие  40 человек. Вопрос анкеты До После 1.Учитываете ли вы при покупке продуктов их  полезность? 2.Говорите ли вы с ребёнком о правильном питании? 3. Разрешаете ли вы ребёнку употреблять чипсы и  пепси? 4.Зависит ли рацион питания вашего ребёнка от  времени года? 5.Есть ли в вашей семье разница в питании детей и  взрослых?  6.Меняете ли вы рацион ребёнка в зависимости от  нагрузки? Да Нет 24 25 20 21 5 4 16 15 20 19 35 36 Нет Д а 34 6 40 3 37 28 12 38 2 35 5    Сравнение результатов даёт основания говорить об изменении отношения родителей к питанию   детей.   А   учащиеся     при   посещении   столовой   осознанно   стали   оценивать полезность блюда, обращая внимания не только на его внешний вид и привлекательность, но и на полезные свойства,  меньшее количество детей стали покупать выпечку, отдавая предпочтение фруктам, которые дают им с собой родители. Постоянное   взаимодействие   с   родителями,   которые     стали   не   только   активными участниками, но и инициаторами многих идей, способствовало улучшению микроклимата в семье.  Использование   предложенной   методики   вызвало   реальные   изменения   в  поведении детей в отношении собственного питания: ребята стараются соблюдать режим питания, самостоятельно контролируют  соблюдение правил гигиены, отдают  преимущество при выборе продуктов питания натуральным и  полезным для здоровья. Следование  девизу «Здоровое питание – основа процветания» и построение работы по принципу системно – деятельностного подхода привело к тому, что ребята не только приобрели навыки здорового питания, но стали активно пропагандировать его законы в своих семьях, среди своих друзей и знакомых.    Организация активной познавательной деятельности в рамках изучения программы позволила   расширить   кругозор   учащихся  по   многим   вопросам,   в   том   числе   в   части кулинарных традиций     своей   «малой»   Родины   и   представлений   о   культурном   многообразии России.  Интеграция некоторых тем программы «Две недели в лагере здоровья» в учебную деятельность позволила укрепить знания ребят  по предметам. Интерактивная   форма   проведения   занятий,  способствующая   формированию   УУД, позволила более результативно осваивать учебные знания в ходе уроков.  Анализ анкетирования детей 1. Соблюдаешь ли ты режим дня? 2. Нравится ли тебе заниматься по программе «Разговор о правильном питании? да нет   80% 60% 40% 20% 0% да нет не очень   100% 80% 60% 40% 20% 0% 3. Какие напитки ты выберешь, если захочешь 4. Сколько раз в день ты питаешься? пить? 35% 30% 25% 20% вода сок молоко компот чай, кофе мин.вода   15% 10% 5% 0% 5. Ты ешь молочные продукты? часто редко не ем   70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% один два три четыре   6. Ты ешь мясо? часто редко не ем   7. Ты ешь рыбу? 8. Ты ешь каши? часто редко не ем   80% 60% 40% 20% 0% часто редко не ем   60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%   Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, востребована. Впереди много педагогических открытий и творческих находок, но главная задача состоит   в   том,   чтобы   каждое   проведенное   занятие   приносило   детям   чувство удовлетворения, радость познания и  искреннее  желание снова открыть рабочую тетрадь «Две недели в лагере здоровья». Список используемой литературы. 1. М.М. Безруких «Две недели в лагере здоровья» (рабочая тетрадь). 2. В.М. Галяпина, И.Молдик, С.Лысенко  «35  классных часов». 3.Д.   В.   Григорьев,П.В.Степанов   «Методические   рекомендации   по   внеурочной деятельности по ФГОС 2». 4. Е. В. Езушина . Азбука правильного питания. ­ Волгоград: Учитель, 2008. 5.  Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся Учиться и Действовать». 6. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина Школа докторов природы. — М.: ВАКО, 2004. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нурлат   Республики Татарстан Приложение 1                                   Учитель высшей квалификационной категории                                                              Мухаметова Л. А. Тема: Интеллектуальная игра «Олимпиада здоровья» Форма: внеклассное занятие. Цель:  Усвоить   навыки   здорового   питания;   повторить   основы   правильного   питания, гигиенические   требования   к   нему;   развивать   познавательные   навыки,   логическое мышление; воспитывать чувство коллективизма, соревновательный дух. Задачи:  Образовательная:  – активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся.  – развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной Воспитательные: цели;   –   активизировать   познавательную   инициативу   обучающихся   и   формировать   их социальную компетентность.  Развивающие:   –   содействовать   установлению   в   сознании   ребенка   устойчивых   связей   между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;  – формировать и развивать учебно­организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);  – развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться. Планируемые результаты обучения: Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные   режиме   дня, питании, адекватного общения. Извлечение   необходимой информации   из   беседы, рассказа.   Выработка Стремление совершенствованию   к Сформировать у школьников   определенный   своих умений; Формирование познавательных мотивов обучающихся; объем знаний, представлений   о   здоровом   результаты Регулятивные Планирование   собственной оценка деятельности, качества и уровня усвоения.   Познавательные алгоритма действий. Коммуникативные Учебное   сотрудничество: умение распределять договариваться, работу,     оценивать   свой   вклад   в результат общей   деятельности. Продолжительность: 45 минут. Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, листы А4 (4 шт.), маркеры (4 шт.), лепестки цветов для каждой группы. Ход занятия: Деятельность учителя Ход занятия Организующие фразы Оценка   своего   настроения   в   начале занятия (при помощи светофора). Деятельность учащихся Внимательность   по отношению   друг   к   другу, уважение, умение   слушать   и ­   Что   будет   способствовать слышать улучшению   настроения   к   концу нашего занятия? Этапы занятия, задачи, УУД 1.Самоопределение   к деятельности (орг.   момент) Задача:   настроить обучающихся на занятие Личностные: УУД:  самоопределение; ориентация на успешную деятельность Коммуникативные: планирование   учебного с сотрудничества   учителем   и сверстниками 2   Выход   на   тему занятия, постановка   Самое ценное у человека­ это  жизнь, а самое ценное в жизни ­ это  здоровье. Здоровье­ это жизнь с ее  радостями, тревогами, творческим  задач УУД: Коммуникативные планирование   учебного с сотрудничества   учителем сверстниками   и Познавательные: логические­анализ объектов   с   целью общих выделения   признаков; Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование; Формулировка темы занятия  Упражнение «Я…»   Задача: особенности осознать своего   здоровья Читает 1 ученик   «Человеку нужно  есть, взлетом, это фундамент счастья.  Конечно, одного здоровья для   Чтобы встать и  чтобы сесть. счастья мало, но без здоровья  настоящего счастья быть не может.  Чтобы прыгать,  кувыркаться,  Песни петь, дружить, смеяться,  Чтоб расти и  развиваться  И при этом не  болеть, Нужно правильно  питаться  С   самых   юных   лет уметь. ­ Как вы думаете, о чём мы будем ­ Сегодня на занятии мы будем обсуждать, что   такое   здоровье, здоровый образ жизни и здоровое питание. говорить? Задача: осознать индивидуальные особенности своего здоровья. ­   Сейчас   все   по   кругу   продолжите фразы:  ­   Я   считаю   себя   здоровым,   потому что ... ­ Я буду еще здоровее, если я … На занятиях мы даем знания по формированию культуры питания, а  на таких играх, как сегодня у нас  есть возможность показать свои  знания, применяя их на практике. Девиз игры:  Есть у нас шестерка слуг, Проворных и удалых, И все, что вижу я вокруг,  Все узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их «Как» и «Почему»,   «Кто», «Что», «Когда» и «Где». 3.Работа по теме ­ Сегодня на занятии мы разделимся Ребята   по   очереди УУД:  контроль, Регулятивные:   оценка, коррекция; Познавательные:   умение осознанно и произвольно речевое строить   высказывание, рефлексия   способов   и условий действия; Коммуникативные: управление   поведением с вами на 3 команды, чтобы работа получилась более плодотворной. достают     картинка   с силуэтами   (фруктов, ­   Я   пройдусь   между   рядами   с мешочком   –   ваша   задача   достать одну   картинку   и   по   силуэту определить изображение. овощей, соответствии   ягод),     в с которыми формируется команды.   3 Итак, у нас есть 3 команды.  ­   Прежде   чем   приступим   к   работе, вспомним правила работы в группе. Дети высказываются партнёра, умение высказывать своё мнение     по обсуждаемому вопросу,   соотносить   его с мнением товарищей. 1 задание 1 задание:  ­Первое   задание   для   команд: придумать название,   соответствующее   теме   нашего занятия,   девиз   и   эмблему,   выбрать Команды   выполняют 1 задание. Работа   в   группах, выступление «Представление команд» капитана Игра состоит из 6 геймов. За каждый правильный ответ  команда получает 2 балла, за  частичный­ 1 балл, за неправильный­ 0 баллов. 1 ГЕЙМ: Задание: «Кто больше?» «Человек и его здоровье» Команды   по   очереди отвечают на вопросы. Самый сложный «компьютер»  1.Мозг человека на земле  Едят ли люди железо?  2 задание «Кто больше?» 1. 2. 2.   Да,   это минеральное вещество,   которое находится в мясных и рыбных   продуктах,   листовом яблоках, салате, изюме 3. Малая физическая подвижность, нерациональное питание, 3. Назовите причины (факторы),  разрушающие наше здоровье 4. Из какого ядовитого растения  готовят лекарство, которое  употребляют при лечении  заболеваний сердца. Его используют  и при приготовлении духов. Про  него написано много стихов и песен.  5. Основные источники витамина С  6. Назовите хотя бы одно комнатное  лекарственное растение  и назовите  его целебные свойства.  несоблюдение правил гигиены, личной   постоянное   нервное напряжение,   вредные привычки 4. Ландыш 5. Черная смородина,   облепиха, зеленый лук, лимоны, щавель,   шиповник, хрен, апельсины 6.   Алое:   при   хрон. гастрите, язве   желудка, туберкулезе,   при лечении ран, нарывов, ожогов;   каланхое: при   ранах,   язвах, пролежнях,   экземах,   кожной насморке,   сыпи, для профилактики гриппа 2 ГЕЙМ:  «Тайны вкуса» Команды   выполняют задание 3 задание «Тайны вкуса» У каждой команды есть светофор  «Здоровой пищи», благодаря ему мы  сможем узнать тайну вашего вкуса:   если еда, о которой мы будем  говорить, полезная, здоровая­ то  загорается зеленый свет; ­ если полезная, но в небольшом  количестве ­ желтый цвет; ­ если вредная ­ красный цвет; Зеленый цвет: 1.) сырые овощи, фрукты; 2.) черный хлеб; 3.) каши; 4.) натуральные соки; Желтый цвет: 1.) бутерброд с небольшим  количеством жирной ветчины; 2.) орехи и семечки; 3.) 4.) зеленый салат с майонезом; йогурт, сливки, сыр, творог; Красный цвет: 1.) 2.) большущий кусок торта; вкусная, жирная жареная  свинина; 3.) копченая и соленая рыба; 4.) крепкий чай, кофе; Стряхиваем воду с пальцев одновременно. Исходное   положение   в ­   руки   согнуты   локтях ладонью вниз,   свисают. кисти   Движением предплечья Физминутка Музыкальная зарисовка Чтобы не пришлось вам говорить:  «О вкусах мы не спорим»,  Чтобы вырасти здоровым,  энергичным и толковым, Мы совет сейчас дадим вам. несколько раз сбрасываем   кисти     вниз (перед упражнением полезно предложить   детям крепко сжать кисти в кулак,   чтобы   яснее чувствовалась разница напряженном     в и расслабленном состоянии мышц) Песня «Это вредная  еда» Стой, дружок,  остановись! Стой, стой, стой! От пищи жирной  воздержись. Ой, ой, ой! Ты запомни навсегда­ Это вредная еда. Да, да, да!           Припев:   Пищей сладкою,  шоколадкою Ты не увлекайся. Очень острого и  соленого Ой, остерегайся! Только овощи и  фрукты­ Вот полезные  продукты. Очень вкусные  продукты. Да, да, да! Сахар сладкий­ это  твой  белый враг. Вкус обманчив наш  порой. Так, так, так! Ты запомни навсегда­ Это вредная еда, Да, да, да! Припев: В   течение   3   минут определяют ингредиенты,   минуты   2 – 4 Задание: «Ты ­ мне, я­ тебе» 3 ГЕЙМ: «Ты ­ мне, я­ тебе»  каждой команде приготовить салат. представление ответов, обсуждение. Условия гейма: команда определяет  компоненты салата, приготовленного другой командой,  и его питательную ценность. 5   задание   «Расшифруй 1 команда: «Овощной» ребус» 2 команда: «Фруктовый» 3 команда: «Морепродукты» 4 ГЕЙМ  Задание: «Расшифруй ребус» 1. В здоровом теле ­  здоровый дух. 2. Солнце, воздух и  вода ­ наши лучшие  друзья. 3. Укрепляй свое  тело физкультурой. 6 задание «Дальше, дальше, дальше…» 5 ГЕЙМ: «Дальше, дальше,  дальше…» Капитан каждой команды  определит область знаний, в которой  его команда должна за минуту дать  максимальное количество  правильных ответов на поставленный вопрос.  «Зеленая аптека» ­Огурец 1.) Какой овощ на 95% состоит из  воды, его соком протирают лицо для  удаления угрей и пигментных пятен? 2.) Самая крупная ягода в  ­арбуз растительном мире, самое лучшее  мочегонное средство?  3.) Без какого  растения  путешественники не обходились в  дороге при лечении ран?  4.) Какое дерево называют  «деревом здоровья»?  ­подорожник ­ сосна 5.) Трава, используемая для  ­мята полоскания рта,  добавляют для  аромата в чай?  ­фитотерапия 6.) Лечение травами называется…  7.) Цветки этого дерева  ­липа используют при простуде.  8.) Растение, вобравшее в себя всю  ­полынь горечь людскую на земле, поэтому  его листья в утешение делают  человека здоровым.  9.) Листья какого растения наряду  ­крапива со щавелем используют в пищу, а  также как лекарственное средство  для остановки кровотечения  10.) Этот плод растет на колючих  кустах с прекрасными цветами и  ­шиповник славится большим запасом витамина С?  11.) Кустарник с ягодами оранжево­ ­облепиха желтого цвета, масло из которых  является ценнейшим средством для  заживления кожи после ожогов?  12.) Эта ягода растет на болоте, морс из нее готовят при  простудных  заболеваниях?  ­клюква 13.) Корни этого растения  употребляют как успокаивающее  средство, еще его называют  «кошачьей травой»?  ­валериана ­лук 14.) Этот овощ слезы вызывает и при простуде помогает       «Человек и его здоровье» 1.) 2.) Опора человека  Скрытый период  инфекционного заболевания  3.) Магазин, в котором  продают лекарства.  4.) Хранитель тепла тела  (скелет) (инкубационный) (аптека) (печень) (рот) (иммунитет) 5.) 6.) Домик для языка и зубов Невосприимчивость к  (кожа) (нет) инфекции  7.)Орган осязания  10. Может ли человек жить без  пищи?  (да) (да, но умеренный) 11.) Можно ли тренировать органы  чувств?  12.) Полезен ли загар?  (инфекция) 13.) Заболевание большого  количества людей одной из  инфекционных болезней   14.) Какие минеральные вещества  необходимы для наших зубов? 15.) Какое влияние оказывает на  организм утренняя зарядка? 16.) Чего «боятся» уши?  (кальций, фтор) (укрепляющее) (громкого звука) (сердце) (2) 17.) Орган, качающий кровь  (чтобы не белеть) 18.) Сколько раз надо чистить зубы?  19.) Для чего делают прививки?  20.) Что значит рационально  питаться?  (полноценно, учитывая   возраст, употребляя   в   пищу витамины) «Витаминные вопросы» ­ морковь 1. Какой овощ очень полезен для  ­ картофель зрения? ­сладкий красный   2. Какой овощ называют вторым  хлебом? 3. В каком овоще больше всего  витамина С? 4. Какое название ещё имеет  помидор? 5. Этот овощ в зеленых стручках,  перец ­ томат ­горох любимое детское лакомство на  дачной грядке ­ тыква 6. Один из самых крупных овощей ­ картофель 7. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!» 8. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – иди ищи. 9. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. 10. Я длинный и зеленый, вкусный и  соленый. 11. Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а  откусишь сладко. 12. Синий мундир, желтая  подкладка, а в середине сладко.   5 ГЕЙМ: «Темная лошадка» ­ капуста ­ морковь ­ огурец ­ яблоко ­слива Обсуждение   книг, чем   они   могут   быть полезны. задание   «Цветок 7   здоровья» ­ Угадайте, что за «темная лошадка»  пришла к нам в гости? Представление  книг о здоровье:  «Здоровье на тарелке» 6 ГЕЙМ:  «Цветок здоровья» Составление   цветка, подготовка   к   защите Итоги игры ­   Каждая   команда   составляет   свой цветок   здоровья.     У   вас   на   партах   командное работы, выступление лежат лепестки для будущих цветов и название цветка. 1 команда – «Правила питания». 2 команда – «Режим дня». 3   команда   –   «Здоровый   образ жизни». ­ К тому же каждой команде нужно будет   рассказать   о   составляющих данного   цветка,   почему   цветок   так назван.   На   задание   дается   8­10 минут. ­ Дорогие друзья, дружными  аплодисментами поблагодари наших  знатоков. Конечно же, вы понимаете, что каждый человек несет личную      ответственность за свое здоровье.  Помните высказывание Н. М.  Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны  собственные усилия, постоянные и  значительные. Заменить их нельзя  ничем». Читает ученик Здоровье­ это  здорово, все знают. И потому все дети  изучают Науку, как здоровье сохранить,  Что делать, чтоб  себе не навредить. Целебные напитки  пить похвально,  Питайтесь все  всегда рационально. И чистоту в жилище сохраняйте, Законы гигиены  выполняйте. Зеленая аптека­  путь к здоровью. Природа лечит нас  своей любовью. Пусть пропадут  болезни без возврата. Здоровье­ это  здорово, ребята.  4.Рефлексия деятельности (итог занятия) УУД: Коммуникативные: умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия;  Личностные: смыслообразование ­ Сейчас подумайте каждый, оцените свою   работу   и   итоги   по   цветным   поднимите   карандаш символам, соответствующего цвета. Зелёный жёлтый «Я   понял   материал   и   справился   со всеми заданиями» «Мне не все понятно, в моей работе  есть ошибки, мне нужна помощь» «Не могу самостоятельно двигаться  дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно  требуется помощь!» красный  Источники: 1. Газета «Первое сентября» Аукцион «Правильное питание» – М., № 16, 2003 2. Журнал «Начальная школа» наше здоровье: витамины – М., № 1, 2009 3.   Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков  здоровья: 1­4 класс. ­ М.: ВАКО, 2013.­288 с. ­ (Мастерская учителя) Приложение 2 Отзыв ответственного за организацию горячего питания по МАОУ «СОШ № 2»  г. Нурлат Республики Татарстан Ибрагимовой Г. Г. О системе работы по программе «Разговор о правильном питании»  в 4 «А» классе МАОУ «СОШ №2» г. Нурлат Республики Татарстан.        Воспитание у детей культуры питания ­ задача сложная. Так как же   выработать у детей потребность питаться правильно?  Поэтому в нашей школе реализуется  программа «Разговор   о   правильном   питании»,   так   как   она   позволяет   формировать   у   детей сознательное   отношение   к   своему   здоровью,   осваивать   навыки   правильного   питания, формировать   представления   о   правилах   этикета,   пробуждать   интерес   к   народным традициям. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни. В 4 «А» классе программа «Разговор о правильном питании» реализуется в рамках внеклассной   воспитательной     работы     через     инновационный   образовательный   проект «Здоровое   питание   –   основа   процветания».   В   процессе   реализации   проекта   создаётся такая   здоровьесберегающая   среда,   которая   продуктивно   сказывается   на   физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.      При проведении  мероприятий  учитель 4 «А» класса Мухаметова Л. А. осуществляет формирование и развитие у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья.             Прописная истина, что молочные  продукты содержат кальций, способствующий созданию скелета человека. Детям он просто необходим для роста. Как убедить ребёнка употреблять   в   пищу   молочные   изделия?   Это   и   было   красной   нитью   в   мероприятии «Молоко и молочные продукты.  Кто живет в молочной стране».  Дети с удовольствием занимались   исследовательской   работой,   узнавали   новое,   применяли   свои   знания   на практике.      Информирование детей о народных традициях, связанных с питанием проводилось  в виде  игры «Из чего  варят  каши и как  сделать  кашу вкусной?»,  что позволило  детям погрузиться в историю, узнать рецепты приготовления каш, которые варили в старину, а также   провести   исследования   о   пользе   каш   для   человека.   Организационные   формы интегрированных   уроков   различны:   это   урок­встреча   «Все   профессии   важны»,   урок­ сказка   «Волшебная   страна   здоровья»,   урок­практикум   «Из   чего   состоит   наша   пища», урок­блиц­турнир   «Витаминный   стол»,   урок­практикум   «Из   чего   варят   каши   и   как сделать кашу вкусной», урок­исследование «Где и как готовят пищу».  Дети младшего школьного   возраста   очень   любят   играть.   На   игровых   технологиях   построены   многие занятия по программе «Разговор о правильном питании».         Освоение детьми практических навыков рационального питания осуществляется на практикуме «Из чего состоит наша пища?», в ходе которого были обобщены знания о составе   пищи,   выявить,   в   каких   продуктах   содержится   большое   количество   белков, жиров, углеводов и витаминов, определить полезные продукты для ребёнка. Мухаметова Л. А.   свои занятия по программе «Разговор о правильном питании» старается   сделать   яркими,   интересными,   запоминающимися   детям.   Можно   отметить хорошую   организацию   занятий,   Родителями осуществляется контроль за питанием детей.   Для чего был организован родительский   высокую   активность   родителей. рейд   в   школьную   столовую,   где   родителями   проверялась   организация   питания   детей, санитарное   состояние   столовых   помещений,   разнообразие   меню,   порционные   нормы. Родители были удовлетворены работой школьной столовой.      В процессе работы над реализацией программы «Разговор о правильном питании» части   «Две   недели   в   лагере   здоровья»   хорошо   себя   зарекомендовало   «обучение   в сотрудничестве», т.к. работа в группах помогает проявиться лидерам, есть возможность распределить обязанности по интересам, узнать что­то новое от других детей. Ребятам понравилось   совместно   составлять   меню   сказочного   героя,   сочинять   и   инсценировать рекламу полезных продуктов, помогать Золушке разбирать крупу, придумывать сказку о грибах и ягодах.                                                                                                                      В   целях   обобщения   и   систематизации   знаний   дети   совместно   с   родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.   В   ходе   реализации   программы   повысился   эмоциональный   настрой   у   ребят   на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Дети могут объяснить:  какие продукты полезные  и почему; что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным; в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью; какую пищу можно найти в лесу; что и как приготовить из рыбы; как правильно накрыть стол; как правильно вести себя за столом.  Как показывают опросы родителей, программа «Разговор о правильном питании» часть « Две недели в лагере здоровья» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки   и   привычки   в   области   рационального   питания,   готовность   выполнять   правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа " Две недели в лагере здоровья" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными. В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (78%), каши (84%), фрукты, овощи и соки (96%).  Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит   их   к   числу   опасных   продуктов.   Увеличилось   количество   детей,   ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.  Выставки, экскурсии, праздники, внедрённые в среду обучения детей, вовлекающие их   во   всевозможные   интересные   игры,       не   только   формируют   представление   о рациональном   и   правильном   питании,     но   и   делают   атмосферу   мероприятий   уютно­ домашней, сближают взрослых и ребят.  Ответственный за организацию горячего питания,  заместитель директора МАОУ «СОШ № 2»  Ибрагимовой Г. Г.

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта  «Здоровое питание – основа процветания»  в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018