Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Оценка 5

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Оценка 5
Домашнее обучение
doc
труд
Детсад
19.01.2019
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания. Любая деятельность человека имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие педагоги рассматривают умственные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи и отношения и др.
Формирование у дошкольников умения устанавливать ПСС.doc
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно­следственные связи, используя технологию ТРИЗ. Из опыта работы Яновой Т.В. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает  для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его  психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению  проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту  поступления в первый класс ребенок должен быть интеллектуально развит и  должен уметь: видеть проблему и ставить вопросы;  доказывать;  делать выводы;  высказывать предположения и строить планы по их проверке. Актуальность   данной   темы   в   современное   время   очевидна. Интеллектуальное   развитие   ребенка  —  одна   из   основных   задач   педагогов, родителей.   Владение   способами   и   средствами   познания   дает   ребенку возможность адекватно отражать, осознавать информационное пространство   Интеллектуально­ современного   мира   и   ориентироваться   в   нем. познавательное действие совершается как во внешней, практической форме, так и в форме внутреннего умственного действия. Ведущие педагоги считают интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного развития   человека,   фактором   повышения   качества   знаний,   развития   их познавательной   самостоятельности,   активности   и   общих   умственных способностей.   Овладение   интеллектуальными   умениями   способствует преодолению   учебной   нагрузки   в   школе   за   счет   гибкости   мышления. Необходима   целенаправленная   работа   по   формированию   у   дошкольников основных   (базовых)   мыслительных   (интеллектуальных)   умений,   которые лежат   в   основе   процесса   познания.   Любая   деятельность   человека   имеет определенную   структуру:   потребность,   мотив,   цель,   средства   (действия   и операции),   результат.   В   интеллектуальной   деятельности   многие   педагоги рассматривают   синтез, классификацию, причинно­следственные связи и отношения и др.  умственные   действия:  анализ,   сравнение, Причинно­следственная связь  – связь между явлениями, при котором одно   явление,   является   причиной,   при   наличии   определенных   условий порождает другое явление – следствие. Рассуждение  ­ вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других Умозаключение  ­   вид   рассуждения,   в   котором   из   уже   известных суждений   по   правилам   формальной   логики   выводятся   еще   не   известные суждения Доказательство  –   прием   умственной   деятельности,   состоящий   в обосновании   определенного   положения   путем   приведения   суждений, истинность которых несомненна Задачи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно прогнозировать   возможные   изменения   в   состоянии   объектов,   явлений, событий и их причины, умения моделировать причинно­следственные связи между   объектами,   можно   с   полным   основанием   назвать   важнейшей   в подготовке к школе, особенно в работе с детьми коррекционной группы. Цель работы: развитие творческой и мыслительной активности,  формирование у дошкольников умения устанавливать причинно­следственные связи, используя методы и приёмы технологии ТРИЗ. Формирование   у   ребенка   мыслительных   операций   причинно­ следственного   характера   необходимо   начинать   с   2­2,5   лет.   Процесс   этот сложный.   Нельзя   ожидать   положительного   результата,   если   игровые упражнения   проводятся   от   случая   к   случаю.   Для   формирования   умение устанавливать причинно­следственные связи объектов и явлений необходим системный подход. Работу по формированию у дошкольников умения устанавливать причинно­ следственные связи начала с изучения  соответствующей литературы,  интернет – ресурсов, опыта других коллег.   Для успешного решения своей задачи пополнила соответствующую предметно ­ развивающую среду: изготовила развивающие дидактические игры «Задай вопрос»,   «Карусель   вопросов»,   «Наши   волшебники»,   пособие   «Причина­ следствие (многообразие)». Пополнила картинный материал. Основной   формой   работы   являются   игры   и   игровые   упражнения,   которые могут   быть   включены   как   в   конспект   занятия,   так   и   в   процессе   игровой деятельности.   В   ходе   работы   обеспечивается   постепенное   усложнение умений. В   старшей   и   подготовительной   к   школе   группах   необходимо   учить детей   путем   рассуждений   строить   цепочки   взаимосвязей   разного   вида, формировать умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений   в   состояния   объектов,   развивать   способность   моделировать причинно­следственные   связи   и   отношения.   Педагогу   нужно   учить   их рассуждать, высказывать умозаключения, делать выводы. В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы  для освоения действия установления причинно­ следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне. В   течение   учебного   года   использую   реальные   возможности   и   специально создаю ситуации, посредством которых учу детей строить предположения на основе   их   знаний   о   свойствах   материалов,   сущности   явлений,   помогая   им рассуждать, опираясь на них. Ребенок   5—7   лет   владеет   достаточным   объемом   представлений   об окружающем   мире   и   может   оперировать   имеющейся   у   него   информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы. Например, дети знают, что суп едят металлической   ложкой,   потому   что   она   имеет   удобную   форму   и   размер. Вместе   с  детьми  выясняем,  можно   ли  использовать   для  этого   деревянную ложку,   десертную,   стеклянную,   можно   ли   есть   суп   картонной   ложкой, шумовкой. Дети устанавливают взаимосвязь материала и действия, которое необходимо выполнить, формы и функции предмета, строят предположения о том, что еще можно есть ложкой и почему (кашу, мороженое, торт, пудинг). Дети знают из опыта, что резиновые предметы держатся на воде, но не все понимают, почему резиновые ластик или попрыгунчик опускаются на дно и   тонут.   Вместе   с   детьми   устанавливаем   опытным   путем,   что   в   надувной лодке, спасательном круге, резиновой игрушке есть воздух, за счет которого эти предметы плавают на воде и не тонут. Стоит выпустить воздух и предмет погружается   в   воду.   На   основе   имеющегося   опыта   дети   старшего дошкольного возраста могут прогнозировать возможные последствия какого­ либо действия, события  или явления. К примеру,  дети  хорошо  знают,  что будет, если попадешь под дождь без зонта. Предлагаю им подумать над тем, в каких ситуациях еще могут намокнуть одежда, тело человека. Отвечая на эти вопросы, дети мобилизуют свои знания, опыт, имеющиеся у них сведения об окружающем мире в поисках нужных взаимосвязей. Они приходят к выводу, что не только под дождем можно намокнуть, но и если упадешь в реку, лужу, попадешь под град или снег, который затем растает, превратится в воду, а в воде намокает большинство предметов. Необходимо   использовать   любые   ситуации,   чтобы   развивать   у   детей способность прогнозировать последствия событий. К примеру, пережидая на веранде   дождь,   размышляем,   что   было   бы,   если   бы   он   очень   долго   не кончался. Или во время игры в группе предлагаю детям представить, что бы они стали делать, если бы вдруг из группы исчезли все игрушки. В следующий раз (перед обедом) дети предполагают, что было бы, если бы в магазинах продавались   только   сладости   и   на   обед   дети   ели   бы   все   время   только конфеты, пирожные, варенье. Сначала   я   использовала   простые,   знакомые   детям   взаимосвязи.   Например, говорю детям на прогулке: «Скажите, что может случиться, если кто­то ест снег?»  Помимо   самой  простой   связи,  на  которую,  очевидно,  сразу   укажут дети, — человек простудит горло и заболеет, подсказываю еще одну: «Что можно заметить, если снег растопить и рассмотреть воду?» Таким образом подвожу   детей   к   еще   одному   последствию   действия:   снег   грязный,   в   нем много микробов, от которых можно заболеть, поэтому его нельзя есть. При затруднении детей в моделировании причин и следствий явлений провожу с ними индивидуальную работу, начиная с наглядно представленных   предлагаю   показать   сначала простых   взаимосвязей.   Например, соответствующими картинками, а затем условными обозначениями отношения между хорошо знакомыми детям событиями и явлениями: пошел дождь — появились лужи; выпал снег — дети строят горку или лепят снеговика; светит солнышко — цветут цветы и т.д. Дети не всегда могут сами предположить, каковы причины явления или его последствия.   В   таких   случаях   участвую   в   рассуждениях   вместе   с   ними. Умение   взрослого   направить   мысль   ребенка,   правильно   поставить   вопрос поможет детям понять зависимости и сделать необходимые выводы Для обучения выстраиванию цепочек взаимосвязей использую приемы  методики ТРИЗ, позволяющим детям не просто искать причинно­ следственные зависимости, но проявлять при этом воображение,  изобретательность. Это игры типа «Найди связь», «Невероятные фантазии». В работе с детьми использую словесные игры типа «Закончи (продолжи) предложение», «Почему это произошло», «По какой  причине  произошли два события?»,   в   ходе   которых   дети   учатся   понимать   и   объяснять   причинно­ следственные связи. Также   организую   игры   на   прогнозирование   возможных   последствий чего­либо: «Что произойдет, если...».  Игра типа «Домино» развивает у детей умения устанавливать связи между объектами. Главное требование игры — обязательно пояснять свое действие: «Я кладу эту картинку, потому что...».  Один   из   эффективных   способов   формирования   у   старших дошкольников умения самостоятельно прогнозировать изменения в состоянии объектов, явлении, событии и их причины — создание проблемных ситуаций. Решая   такие   ситуации,   дети   учатся   анализировать   и   сравнивать   данные, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.  В   ходе   работы   над   темой   были   изготовлены   дидактические   игры  «Задай вопрос»,   «Карусель   вопросов»,   «Наши   волшебники»,   пособие   «Причина­ следствие   (многообразие)».   Был   пополнен   картинный   материал;   создана методическая   папка   с   подборкой   дидактических   игр,   конспектов   и рекомендациями для родителей.  Результатом   педагогической   деятельности   является   то,   что   дети самостоятельно  (или   с   незначительной   помощью   взрослого)   умеют устанавливать и объяснять прямые и обратные наглядно представленные и скрытые   связи,   оперируя   имеющимся   опытом;   способны   прогнозировать возможные   варианты   последствий   того   или   иного   действия;   владеют способами   моделирования   изменений   объектов   и   событий,   благодаря использованию игр, основанных на ТРИЗ­технологии.  Игры,   основанные   на   ТРИЗ­технологии,  помогают  понимать   и   объяснять причинно­следственные   связи,   устанавливать   связи   между   объектами, прогнозируют возможные последствия чего­либо. Игры подбирались в первую очередь такие, чтобы играть можно было в любое свободное время: перед занятием, на прогулке, как небольшая часть занятия. Это свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ в  работе с детьми. Список литературы, электронных ресурсов: https://nsportal.ru/detskiy­sad http://window.edu.ru/ Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.

Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2019