Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Оценка 5
Домашнее обучение
doc
труд
Детсад
19.01.2019
Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания. Любая деятельность человека имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие педагоги рассматривают умственные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи и отношения и др.
Формирование у дошкольников умения устанавливать ПСС.doc
Формирование у дошкольников умения устанавливать
причинноследственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Из опыта работы Яновой Т.В.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает
для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению
проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту
поступления в первый класс ребенок должен быть интеллектуально развит и
должен уметь:
видеть проблему и ставить вопросы;
доказывать;
делать выводы;
высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Актуальность данной темы в современное время очевидна.
Интеллектуальное развитие ребенка — одна из основных задач педагогов,
родителей. Владение способами и средствами познания дает ребенку
возможность адекватно отражать, осознавать информационное пространство
Интеллектуально
современного мира и ориентироваться в нем.
познавательное действие совершается как во внешней, практической форме,
так и в форме внутреннего умственного действия. Ведущие педагоги считают
интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного
развития человека, фактором повышения качества знаний, развития их
познавательной самостоятельности, активности и общих умственных
способностей. Овладение интеллектуальными умениями способствует
преодолению учебной нагрузки в школе за счет гибкости мышления.
Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников
основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые
лежат в основе процесса познания. Любая деятельность человека имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и
операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие педагоги
рассматривают
синтез,
классификацию, причинноследственные связи и отношения и др.
умственные действия:
анализ,
сравнение,
Причинноследственная связь – связь между явлениями, при котором
одно явление, является причиной, при наличии определенных условий
порождает другое явление – следствие.
Рассуждение вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль
последовательно выводится из другой, одни суждения из других
Умозаключение вид рассуждения, в котором из уже известных
суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные
суждения
Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в
обосновании определенного положения путем приведения суждений,
истинность которых несомненна
Задачи формирования у старших дошкольников умения самостоятельно
прогнозировать возможные изменения в состоянии объектов, явлений,
событий и их причины, умения моделировать причинноследственные связи
между объектами, можно с полным основанием назвать важнейшей в
подготовке к школе, особенно в работе с детьми коррекционной группы.
Цель работы: развитие творческой и мыслительной активности,
формирование у дошкольников умения устанавливать причинноследственные
связи, используя методы и приёмы технологии ТРИЗ.
Формирование у ребенка мыслительных операций причинно
следственного характера необходимо начинать с 22,5 лет. Процесс этот
сложный. Нельзя ожидать положительного результата, если игровые
упражнения проводятся от случая к случаю. Для формирования умение устанавливать причинноследственные связи объектов и явлений необходим
системный подход.
Работу по формированию у дошкольников умения устанавливать причинно
следственные связи начала с изучения соответствующей литературы,
интернет – ресурсов, опыта других коллег.
Для успешного решения своей задачи пополнила соответствующую предметно
развивающую среду: изготовила развивающие дидактические игры «Задай
вопрос», «Карусель вопросов», «Наши волшебники», пособие «Причина
следствие (многообразие)». Пополнила картинный материал.
Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые
могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой
деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение
умений.
В старшей и подготовительной к школе группах необходимо учить
детей путем рассуждений строить цепочки взаимосвязей разного вида,
формировать умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий,
изменений в состояния объектов, развивать способность моделировать
причинноследственные связи и отношения. Педагогу нужно учить их
рассуждать, высказывать умозаключения, делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления,
т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно
следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне.
В течение учебного года использую реальные возможности и специально
создаю ситуации, посредством которых учу детей строить предположения на
основе их знаний о свойствах материалов, сущности явлений, помогая им
рассуждать, опираясь на них. Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об
окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией,
довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и
явлениями, которые ему хорошо знакомы. Например, дети знают, что суп едят
металлической ложкой, потому что она имеет удобную форму и размер.
Вместе с детьми выясняем, можно ли использовать для этого деревянную
ложку, десертную, стеклянную, можно ли есть суп картонной ложкой,
шумовкой. Дети устанавливают взаимосвязь материала и действия, которое
необходимо выполнить, формы и функции предмета, строят предположения о
том, что еще можно есть ложкой и почему (кашу, мороженое, торт, пудинг).
Дети знают из опыта, что резиновые предметы держатся на воде, но не
все понимают, почему резиновые ластик или попрыгунчик опускаются на дно
и тонут. Вместе с детьми устанавливаем опытным путем, что в надувной
лодке, спасательном круге, резиновой игрушке есть воздух, за счет которого
эти предметы плавают на воде и не тонут. Стоит выпустить воздух и предмет
погружается в воду. На основе имеющегося опыта дети старшего
дошкольного возраста могут прогнозировать возможные последствия какого
либо действия, события или явления. К примеру, дети хорошо знают, что
будет, если попадешь под дождь без зонта. Предлагаю им подумать над тем, в
каких ситуациях еще могут намокнуть одежда, тело человека. Отвечая на эти
вопросы, дети мобилизуют свои знания, опыт, имеющиеся у них сведения об
окружающем мире в поисках нужных взаимосвязей. Они приходят к выводу,
что не только под дождем можно намокнуть, но и если упадешь в реку, лужу,
попадешь под град или снег, который затем растает, превратится в воду, а в
воде намокает большинство предметов.
Необходимо использовать любые ситуации, чтобы развивать у детей
способность прогнозировать последствия событий. К примеру, пережидая на
веранде дождь, размышляем, что было бы, если бы он очень долго не
кончался. Или во время игры в группе предлагаю детям представить, что бы они стали делать, если бы вдруг из группы исчезли все игрушки. В следующий
раз (перед обедом) дети предполагают, что было бы, если бы в магазинах
продавались только сладости и на обед дети ели бы все время только
конфеты, пирожные, варенье.
Сначала я использовала простые, знакомые детям взаимосвязи. Например,
говорю детям на прогулке: «Скажите, что может случиться, если ктото ест
снег?» Помимо самой простой связи, на которую, очевидно, сразу укажут
дети, — человек простудит горло и заболеет, подсказываю еще одну: «Что
можно заметить, если снег растопить и рассмотреть воду?» Таким образом
подвожу детей к еще одному последствию действия: снег грязный, в нем
много микробов, от которых можно заболеть, поэтому его нельзя есть.
При затруднении детей в моделировании причин и следствий явлений
провожу с ними индивидуальную работу, начиная с наглядно представленных
предлагаю показать сначала
простых взаимосвязей.
Например,
соответствующими картинками, а затем условными обозначениями отношения
между хорошо знакомыми детям событиями и явлениями: пошел дождь —
появились лужи; выпал снег — дети строят горку или лепят снеговика; светит
солнышко — цветут цветы и т.д.
Дети не всегда могут сами предположить, каковы причины явления или его
последствия. В таких случаях участвую в рассуждениях вместе с ними.
Умение взрослого направить мысль ребенка, правильно поставить вопрос
поможет детям понять зависимости и сделать необходимые выводы
Для обучения выстраиванию цепочек взаимосвязей использую приемы
методики ТРИЗ, позволяющим детям не просто искать причинно
следственные зависимости, но проявлять при этом воображение,
изобретательность. Это игры типа «Найди связь», «Невероятные фантазии».
В работе с детьми использую словесные игры типа «Закончи (продолжи)
предложение», «Почему это произошло», «По какой причине произошли два события?», в ходе которых дети учатся понимать и объяснять причинно
следственные связи.
Также организую игры на прогнозирование возможных последствий
чеголибо: «Что произойдет, если...».
Игра типа «Домино» развивает у детей умения устанавливать связи между
объектами. Главное требование игры — обязательно пояснять свое действие:
«Я кладу эту картинку, потому что...».
Один из эффективных способов формирования у старших
дошкольников умения самостоятельно прогнозировать изменения в состоянии
объектов, явлении, событии и их причины — создание проблемных ситуаций.
Решая такие ситуации, дети учатся анализировать и сравнивать данные,
рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
В ходе работы над темой были изготовлены дидактические игры «Задай
вопрос», «Карусель вопросов», «Наши волшебники», пособие «Причина
следствие (многообразие)». Был пополнен картинный материал; создана
методическая папка с подборкой дидактических игр, конспектов и
рекомендациями для родителей.
Результатом педагогической деятельности является то, что дети
самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) умеют
устанавливать и объяснять прямые и обратные наглядно представленные и
скрытые связи, оперируя имеющимся опытом; способны прогнозировать
возможные варианты последствий того или иного действия; владеют
способами моделирования изменений объектов и событий, благодаря
использованию игр, основанных на ТРИЗтехнологии.
Игры, основанные на ТРИЗтехнологии, помогают понимать и объяснять
причинноследственные связи, устанавливать связи между объектами,
прогнозируют возможные последствия чеголибо. Игры подбирались в первую очередь такие, чтобы играть можно было в любое свободное время: перед
занятием, на прогулке, как небольшая часть занятия.
Это свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ в
работе с детьми. Список литературы, электронных ресурсов:
https://nsportal.ru/detskiysad
http://window.edu.ru/
Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. —
М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя технологию ТРИЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.