Формирование УУД
на уроках английского языка в начальной школе
Учитель английского языка
МОБУ "СОШ №3" г. Оренбурга
Клунова Валентина Алексеевна
«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который необходимо зажечь».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
· Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
· Развитие личности учащихся.
· Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Я работаю по УМК Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы общеобразовательных учреждений (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н.И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.
Формирование Личностных УУД:
- Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)
- Рассказ о своей игрушке.
Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).
Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.
Примеры заданий:
-Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)
- Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения - Ученик задает вопросы одноклассникам)
Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого языка. (Действия смыслообразования) Учащиеся учатся объяснять, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.
Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).
Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:
- Игры в процессе обучения.
- Разыгрывания диалогов.
- Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
- Тестовых заданий для самоконтроля.
Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.
Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ
Игра «Детективы»
Групповая работа (3 группы)
Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2-3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.
Игра «Художники»
Групповая работа (3 группы)
Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.
Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.
Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования. – Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля. – Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия коррекции. – Выполнить работу над ошибками.)
Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля. Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)
Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.)
Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия.)
Познавательные универсальные учебные действия:
1) общеучебные;
2) логические;
3) действия постановки и решения проблем.
Примеры:
1) общеучебные
Работа с текстами - обучение чтению.
- Умение выделять главное;
- Умение строить высказывания с опорой на картинки;
- Понимание содержания текста;
- Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.
Работа с текстами - обучение аудированию.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.
2) логические
Работа с грамматическим и лексическим материалом. Учить анализировать.
3) постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности
Нарисуй и расскажи о своей любимой игрушке.
Коммуникативные УУД
Формируются во всех видах речевой деятельности:
аудировании,
говорении,
чтении,
письме.
Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.
1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Правила нашей работы:
· Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на
занятия.
· Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
· Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. А завершить своё выступление мне хотелось бы цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.