Формирование вдумчивого читателя через приемы творческо-образной интерпретации
Оценка 4.9
Иллюстрации
docx
русская литература
10 кл
23.02.2018
Статья из опыта работы.
Современные школьники в настоящее время увлечены компьютером, интернетом, разнообразными гаджетами, задача же учителя-словесника сформировать вдумчивого читателя посредством ассоциативного восприятия художественного произведения, пробудить желание к самостоятельным «пробам пера». Понятие вдумчивого читателя предполагает наличие у ученика достаточно большого объема усвоенных знаний, умений сочетание аналитического и интуитивного мышления. Чтобы сформировать вдумчивого читателя, увлечь чтением, мною используется творческо-образная интерпретация: перед учащимся ставится задача «перевести» литературно художественное произведение на язык других искусств. Например, ученикам было предложено такое задание: «перевести» на язык изобразительного искусства роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (или элемент романа: героя, тема, идею и т.д). К каждой работе прилагается комментарий, в котором аргументируется выбор того или иного образа, цвета, сюжета, ассоциации. Защита этих работ происходит очень активно, у ребят возникает много вопросов, таким образом, повышается мотивация к более глубокому и вдумчивому прочтению текста. Считаю, что в настоящее время необходимо признавать за ребенком право на свое истолкование и даже на ошибку, но постепенно можно объяснить, что не всякое суждение верно, что только развивает самостоятельность мышления. Ведь интерес к чтению у ребенка рождается лишь тогда, когда ему дают возможность дорисовать, додумать, вообразить.В данном файле содержится статья из опыта работы по формированию на уроках литературы вдумчивого читателя через использование приема творческо-образной интерпретации художественного произведения.
Статья из опыта работы.docx
Формирование вдумчивого читателя через приемы творческообразной
интерпретации
Современные школьники в настоящее время увлечены компьютером,
интернетом, разнообразными гаджетами, задача же учителясловесника
сформировать вдумчивого читателя посредством ассоциативного восприятия
художественного произведения, пробудить желание к самостоятельным
«пробам пера». На каждом уроке учителем должны создаваться условия для
формирования творческой личности (человека культуры, постоянно
сомневающегося, не удовлетворяющегося достигнутыми результатами, с
развитым чувством нового, стремящегося к созиданию), а с введением новых
образовательных стандартов, это является основополагающим. Понятие
вдумчивого читателя предполагает наличие у ученика достаточно большого
объема усвоенных знаний, умений сочетание аналитического и интуитивного
мышления, готовность ребенка к диалогу культур и наличие эстетического
вкуса.
Литература – это особый предмет в школьной программе. Влияние ее на
развитие личности ребенка неоспоримо. В методике преподавания литературы
основное внимание уделяется поискам новых путей литературоведческого
анализа. Но при этом каждый учитель творчески осваивает эту методику.
При составлении системы уроков по изучению художественного
произведения необходимо учитывать логику освоения текста, логику
формирования понятий и суждений, т.е. последовательность мыслительной
деятельности учащихся. Исходя из этих фактов, опираясь на теорию фаз
мыслительной деятельности А.Н. Леонтьева и теорию пошагового восприятия
художественного текста А.Б. Есина, мною определены следующие этапы
изучения художественного произведения:
Побудительномотивационный или шаг 1. На этом этапе ученик
начинает отдавать себе отчет в испытанных эмоциях по поводу того или
иного произведения. Происходит восприятие на уровне понравилось /не
понравилось, интересно \не интересно, хорошо или плохо. Этот этап можно
определить как донаучный – восприятие происходит во многом на
эмоциональном уровне, стихийно, в значительной мере подсознательно.
Аналитический или шаг 2. Переключение на этот этап возможно тогда,
когда у учащихся начинают возникать вопросы по поводу своих впечатлений.
На этом этапе проводится проверка достоверности собственных ощущений,
впечатлений, а также их корректировка: «обмен чувств на мысли» (Товстоногов Г.). Здесь ученикам совместно с учителем проводится анализ
текста, его элементов: темы, идеи, системы образов, сюжета, композиции и т.д
. Однако аналитическое расчленение целого на части не должно становиться
самоцелью, т.к. может нарушиться целостное восприятие текста.
Рефлексия или шаг 3, на котором происходит синтез и интерпретация
текста. Мной практикуется творческообразная интерпретация: перед
учащимся ставится задача «перевести» литературно художественное
произведение на язык других искусств.
Практика показывает, что одно и то же произведение (или его элемент)
может вызывать, порождать различные, а зачастую и противоположные
интерпретации, что вызывает на уроке оживление и заинтересованность
учеников. Возникает естественный вопрос: возможна ли адекватная
интерпретация? Это зависит от степени объективности и достоверности
знания объекта (диагностика уровня, усвоение 2 шага). Например, ученикам
было предложено такое задание: «перевести» на язык изобразительного
искусства роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (или элемент романа: героя,
тема, идею и т.д). Для успешного выполнения данного задания учащиеся
должны обладать достаточно высоким уровнем абстрактного и
ассоциативного мышления. Для объективности интерпретации к каждой
работе прилагается комментарий, в котором аргументировался выбор того
или иного образа, цвета, сюжета, ассоциации и доказывалась достоверность и
объективность собственного видения текста. Защита этих работ происходит
очень активно, у слушателей возникает много вопросов, т.е. повышается
мотивация к более к глубокому и вдумчивому прочтению произведения. При
этом я хочу отметить, что учащиеся могут подменять познавательные задачи
«ложными» целями: самовыражением, стремлением выигрышно
продемонстрировать собственное видение предмета, «оригинальность»
прочтения.
Долгое время преподавание литературы было направлено на догматическое
усвоение некой «истины» о произведении отраженной в учебнике или словах
учителя, тем самым приглушалась инициативность восприятия учащихся. В
настоящее время оптимальным мне представляется такой путь: признать за
ребенком право на свое истолкование и даже на ошибку, но постепенно
подводить его к мысли о том, что не всякое суждение верно, что максимально
развивает критичность и самостоятельность мышления. А интерес к чтению у
ребенка рождается лишь тогда, когда ему дают возможность дорисовать,
вообразить, додумать, т.е. включиться в процесс создания образа.
Формирование вдумчивого читателя через приемы творческо-образной интерпретации
Формирование вдумчивого читателя через приемы творческо-образной интерпретации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.