Формирование здорового образа жизни школьников».
Оценка 4.9

Формирование здорового образа жизни школьников».

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
2 кл—11 кл
29.10.2019
Формирование здорового образа жизни школьников».
Здоровье до того перевешивает остальные блага жизни, что поистине: здоровый нищий счастливее большого короля. Неотъемлемой частью школьного процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения .
зож2 для порт - копия.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ                                                   на тему: «Формирование здорового образа жизни младших школьников».                        Автор проекта: Джалилова Эльмира Ибрагимовна учитель географии ,  МБОУ « СОШ№3» Содержание  Актуальность проблемы    Цель и задачи педагогического проекта  Программа реализации проекта  Направления деятельности  Формы деятельности  Виды деятельности  Принципы  Результаты   Выводы  Список источников        Здоровье до того перевешивает остальные блага жизни, что поистине: здоровый нищий счастливее большого короля.                                                      Артур Шопенгауэр                                                                                            АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ                                         Концепция модернизации Российского образования определила  важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение  современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса  является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового  образа жизни очень актуальна сегодня.   По данным исследований  Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей  практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35­40%  хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз  возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза ­ патология  пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз ­ нарушение осанки, в 4 раза ­  нервно­психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось  количество низкорослых детей.   Здоровый образ жизни по сути своей должен  быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой  потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный,  своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к  необходимому результату.      Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.  Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием  «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному  определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это  физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено,  что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы  здравоохранения (4) , на 15 % ­ от наследственных факторов(3) , на 25 % от  экологии(2) , на 50 % ­ от самого человека(1). Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает  себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ  жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной  активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют  одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого  населения, но и детей. Школьники по 5­ 6 часов проводят за партой, затем  занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в  среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за  письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. Родители, в последние годы,  всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё  чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину  перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется  компьютер, за которым ребёнок проводит более двух­ трёх часов в сутки,  примерно столько же он просиживает у телевизора. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации  поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего  поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть  значимыми для молодёжи.     Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей  судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть  созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порождённых  социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем  обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания.  Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых  и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый,  систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под  руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В  такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.      Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю  сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в  жизни.                  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА   формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и    использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные   Цель:                                                                                                                       Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у    младших  школьников.                                                                                                                Задачи: ▪    физической  культуре;                ▪    формы и методы, способствующие становлению физически, психически и     эмоционально здоровой личности; ▪    безопасности; ▪     о ценности здорового образа жизни;                     ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА    систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся    формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной  Движение – это жизнь ­ организация и проведение спортивных мероприятий ­ организация и проведение динамических прогулок 2 раза в неделю и игр на  свежем воздухе. ­ физкультурные минутки на уроках ­ организация спортивных перемен ­ занятость в кружках и секциях ­ экскурсии, походы ­     Дни здоровья Просветительская работа с детьми ­ проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек ­ организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского  травматизма ­ классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила  закаливания, о вредных привычках Работа с родителями ­     мероприятия, проведённые совместно с детьми в школе и во внеурочное  время Формы деятельности:                                                              Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы,  способствующие   укреплению здоровья  детей в школе: ­ оптимальная учебная нагрузка; ­ сбалансированное питание; ­ рациональный режим обучения; ­ рациональный двигательный режим; ­ если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие  здоровью; ­ если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам; ­ если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка; ­ своевременные медицинские услуги; ­ и охрана психического здоровья                                                                             Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания  здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках и внеклассных  мероприятиях я веду систематическую работу, способствующую сохранению  и укреплению здоровья учащихся. Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для   утренней гимнастики, такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы ­ спортсмены»,  упражнения без предметов и с различными предметами. Данные упражнения  способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на  первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.     Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный  настрой на успешное обучение, я использую различные психологические  установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и  физически.                                                                                                                   Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе  которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости,  укрепление опорно­двигательной системы  и мышц глаз. При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования: ▪ выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого   результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой; ▪ ▪ Виды физкультминуток: ­ упражнения для снятия общего или локального утомления; ­ упражнения для кистей рук  (расслабление пальцев рук, массаж пальцев      перед письмом).  ­ гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз); ­ гимнастика для слуха;  предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;  они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).  физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, ­ упражнения, корректирующие осанку; ­ дыхательная гимнастика;                                                                                         ­ упражнения на релаксацию При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения в зависимости    от особенностей и преобладающих видов деятельности,  учащихся на уроке.     Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.  В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом».  Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме,  находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я  провожу: ­ упражнения для снятия общего или локального утомления; ­ упражнения для кистей рук. Например: упражнение  «Капуста».   Мы рубим капусту.   Мы капусту трём.   Мы капусту солим.   Мы капусту жмём. (Имитация действий).                                                             Массаж пальцев перед письмом.   «Скалка»­ покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим  и указательным пальцем.     «Игра на клавишах» ­ по очереди постукивание определёнными пальцами  обеих рук о парту.  «Мороз» ­ потирание ладошек.         Преобладающий вид деятельности  на уроке – чтение.                                   Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только  во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно­ пространственную  активность в режиме урока и использовать:                                                     ­ гимнастику для глаз. Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на  данном типе урока использую:  ­ гимнастику для слуха. Дыхательные  упражнения помогают повысить возбудимость коры больших  полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:  ­ дыхательную гимнастику. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить  активный отдых и повысить умственную работоспособность.         На уроках математики использую точечный массаж лица, надавливая на  активные точки на лбу между бровями, парные точки по краям крыльев носа,  точку на подбородке, в височных ямках и т. д.  Урок я начинаю с успокаивающего дыхания, во время контрольной или  самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Успокаивающее дыхание:                                                                                       Вдох  ­  ­  4 с  4 с  ­  ­  4 с  выдох ­      пауза 4 с  5 с  6 с  2 с 2 с 2 с ­  ­  ­  Мобилизующее дыхание:                                                                                        Вдох  ­       пауза  ­  4 с  ­  ­  5 с  6 с  ­  выдох 4 с 4 с 4 с 2 с  2 с  2 с  ­  ­  ­  Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и  разных органов: ­ эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних  органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3  раза: [ и ] – мозг, функция почек [ э ] – железа внутренней секреции [ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа [ о ] – средняя часть груди [ ои ] – сердце ­ после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть.  Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф –  воздух как бы выталкивается через нос. Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые  бронхиты). У меня музыкальный класс, дети очень много поют, и в классе  почти никто не болел бронхитами и не имел проблем с лёгкими.  Сохранить  физическое здоровье наших детей мы стараемся                               ­  через соблюдение санитарно­гигиенических норм (в школе созданы  комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение);                                     ­ вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время. Предусмотрены следующие виды деятельности: конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных  постановок, рисунков. Выпуск тематических газет, книжек­малышек. Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников,  ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени  проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям  спортом. Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В  этот период идёт бурный рост  и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в  режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры ­ хороший отдых  между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную  систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети  сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению  конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил  игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой  интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также  быстро выявлять победителей.         Во время уроков я иногда использую музыкальные паузы. Именно через  музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит  переключение установок с оценочно­ депрессивных на мажорно­  перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную  деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И. Чайковского  расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.        С первого года обучения в моём классе работают группы ребят,  сформированные на основе взаимной симпатии. Мы их называем «звёздочки».  Их у нас четыре. Каждая группа выполняет определённое поручение целую  неделю:   ­ дежурные по классу (следят за санитарным состоянием комнаты,      проветривают её);  ­ ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят      ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие      различных частей тела);  ­ санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены,      следят за внешним видом);  ­ цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в      классе). Каждую субботу подводим итоги работы за прошедшую неделю, анализируем  её недостатки, намечаем дальнейший план работы.     Как классный руководитель систематически провожу с учащимися   классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления  здоровья. Приведу примеры: ▪      дорогах!», «Если хочешь быть здоров». ▪      дня ­ мой друг и помощник»,  ▪    Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь ­ всё добудешь», «Мы –  Беседы «Береги свою жизнь», «Для чего нужна зарядка», «Осторожно на   Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим Лекция профессора Знайки о правильном питании.  КВН «Назло рекордам».  Спортивный час «Весёлый экспресс».  Маскарад вредных привычек.    ловкие, смелые, умелые». ▪   ▪   ▪   ▪   С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на   собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.  Приведу примеры некоторых тем: ▪    ▪    ▪        школьников. ▪    ▪    ▪     В семье растёт сын. В семье растёт дочь.  За здоровый образ жизни.  Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших   Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.  Психологическая поддержка младших школьников.  Физические и душевные травмы.      Надолго запоминаются детям  спортивные праздники, такие, как «Папа,  мама,  я – спортивная семья». Этот праздник мы провели в рамках Года  Семьи. Эмоции, спортивный задор, весёлое настроение и воля к победе  переполняли всех участников этого замечательного праздника. Победила  команда из нашего класса. Не всегда легко заинтересовать родителей участием в школьных праздниках,  но результат всегда превосходит ожидания.     Ребята моего класса посещают спортивные секции, где занимаются лёгкой  атлетикой и футболом, пять человек занимаются самбо  и уже добились  больших результатов. Принимают участие в соревнованиях  и  всегда  занимают призовые места и приезжают с наградами – медалями и грамотами.        Так как главное направление в моей работе ­ воспитание и формирование  здорового образа жизни, то  в свою работу ввела «дерево здоровья» для  наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это  « дерево» заносятся  имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года  самые здоровые ученики получат награду, поощрение в виде грамоты или  сувенира.                           Принципы работы в проекте:  Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности,  инициативы, творчества)  Наглядности  Систематичности и последовательности( взаимосвязь знаний, умений,  навыков)  Принцип «Не навреди!»  Принцип повторения (выработка динамических стереотипов)  Постепенности (преемственность одной ступени с другой)  Доступности и индивидуализации  Непрерывности  Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и  здоровье окружающих  Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа  жизни             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:    1. Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни. 2. Развитие ценностных отношений школьника к  родной природе, своему  собственному здоровью и внутреннему миру. 3. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт  публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания,  самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими детьми.                                 ВЫВОДЫ             Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания  учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью  работы по здоровьесбережению.                                      Здоровый образ жизни  пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем  обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно  надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.                             В своей  работе я не строю  грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные  ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении  поставленной цели ­ сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей  как основного будущего ресурса нации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.«Здоровьесберегающие   технологии».(Журналы   «Начальная   школа»,   №2, 2003, с.33 №12, 2001, с.52­57 №9, 2001, с.7 ) 2.   .   Смирнов   Н.К.   «Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в работе учителя и школы» ­ М.,2003. 3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/  Начальная школа, 2007. ­ № 2. – с. 58 – 61.  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4  классы. М.: «ВАКО», 2004.   5. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков  здорового образа жизни. (http://health.best­host.ru)   6. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье.  (http://health.best­host.ru)   7. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового  образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. (http://health.best­host.ru)   8. Павлова М.А. Социально­психологическая адаптация младшего  школьника.  (http://health.best­host.ru)

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».

Формирование здорового образа жизни школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2019